Сопротивления участков тракта дымовых газов.
Сопротивление газового тракта от топки котла до дымососа и от дымососа до выхода газов из дымовой трубы будет складываться из суммы сопротивлений участков (см. план компоновки котельной).
Па (7.3)
где:
hк – сопротивление котла (принимается по табл.16 или по справочнику);
hвэк – сопротивление водяного экономайзера считается по формуле (7.6), Па; hБ – суммарное сопротивление боровов - газоходов котла (считается), Па; hЗ.У. - сопротивление золоуловителей (принимается по табл. 18), Па; hЗ – сопротивление заслонки на дымососе (принимается равным 20 Па), Па; h Д.ТР. - сопротивление дымовой трубы (считается в разделе 7.2), Па; НС - самотяга дымовой трубы (считается в разделе 7.2), Па.
Аэродинамическое сопротивление какого-либо участка тракта складывается из сопротивления трения и местных сопротивлений.
Па (7.4)
Где сопротивление трения на отдельном участке, Па; местные сопротивления на участке данного газохода (или воздуховода), Па.
Для изотермического потока (при постоянной плотности и вязкости протекающей среды) сопротивление трения определяется по формуле, Па
, Па (7.5)
где – коэффициент сопротивления трения, зависящий от относительной шероховатости стенок канала и числа Рейнольдса; l – суммарная длина газохода - канала (l = a + b + c + d +...), (см. рис. 12), м; w – скорость протекающей среды, = 4 – 8 м/с; – эквивалентный (гидравлический) диаметр, м; – плотность протекающей среды, кг/м3. Суммарную длину газохода - канала (борова) l измеряют от котла до дымовой трубы (по аналогии с рис.12). Объемная плотность газа считается по формуле , м3/кг.
Где - плотность дымовых газов при нормальных условиях.
Рис. 12. Расчетная схема газового тракта от золоуловителей (расположение боровов, дымососов и дымовой трубы)
расстояния (в плане): a - от оси золоуловителей до всасывающего кармана
дымососа; b – от дымососа до 1 поворота борова; c – от 1 поворота до 2;
d – от 2 поворота до дымовой трубы.
Для расчета скорости газового потока необходимо знать: сечение борова
Fав = а∙в, м2, из курсовой работы: расход топлива В, объем газов, получаемых при горении топлива, коэффициент расхода воздуха. Эквивалентный диаметр борова подсчитывается по формуле
, м (7.6)
где F – площадь живого сечения канала, м2; U – полный периметр сечения, омываемый протекающей средой (для цилиндрического канала dэ = d) , м.
Сечение газоходов и боровов (подземных газоходов) подбирают по скорости движения газов (w = 2 - 6 м/с) при условии, что для боровов выбранные «а и в» (а ~ 0,6 - 1,5 м, в ~1 - 2 м). Это условия для возможности проникновения в них при чистке и ревизии. Для надземных газоходов ограничения по размерам нет.
w = Vг∙Bр∙(273 + tср) / (Fав∙273), м/с (7.7)
Аэродинамическое сопротивление чугунного экономайзера ВТИ
hвэк = nв · w2 ·ρ, Па (7.8)
где n в – число рядов труб в экономайзере по ходу газов необходимо взять из расчета котла, как и скорость и плотность газов в экономайзере.
Золоуловители устанавливают, если общее производство золы и шлака в котельной превышает 50 кг/час, т.е. произведение Ар∙В*n > 5000. Сопротивление инерционных (циклонных) золоуловителей (при сжигании твердого топлива) принимается из табл. 16 в зависимости от типа котла.
Местные сопротивления рассчитываются по формуле
, Па (7.9)
где – коэффициент местного сопротивления, зависящий от геометрической формы участка (а иногда и от критерия Рейнольдса). Для всего газового тракта
(от котла до устья дымовой трубы) принимаем, что скорость газа одна и та же ( = 4- 8 м/с).
Местные сопротивления газового и воздушного тракта котла необходимо учитывать при аэродинамическом расчете: вход в канал, сетка на входе, повороты и колена, разветвления (тройники), изменения сечения, заслонки – шиберы, сужения и расширения, диффузоры дымососа или вентилятора, выход из дымовой трубы, горелочных и топочных устройств. Коэффициент местного сопротивления определяется в зависимости от формы сопротивления.
Коэффициент местного сопротивления для различных местных сопротивлений принимается по табл. 15. Скорость продуктов сгорания (воздуха) подсчитывается по меньшему сечению.
Таблица 15
Коэффициенты местных сопротивлений
N | Вид сопротивления | Коэффициент местных сопротивлений, (к.м.с.) | ||||
1. | Вход в канал с закругленными кромками | r/d | 0,05 0,25 | 0,1 0,12 | 0,2 | |
2. | Вход в канал через решетку | (1,707 f/F – 1); f – сечение решетки | ||||
3. | Вход в канал через сетку (проволочную) | = 1,14 – 2,65 при отношении сечений соответственно f/F = 0,9 – 0,5. | ||||
4. | Колено | 30О 0,15 | 60О 0,56 | 90О 1,2 | ||
5. | Несимметричный тройник | = 60О = 90О Vб/Vп Vб/Vп При Fб/Fп : 1,0 1,6 2,0 0 ,5 1,0 2,0 0,5: = 0,35; 0,25; 0,05; 0,5; 0,63; 1,03 1,0: = 0,7; 0,45; 0,2; 0,8; 1,05; 1,75 2,0: = 0,95; 0,7; 0,4; 1,15; 1,48; 2,5. | ||||
6. | Патрубок с отводом для забора воздуха | При отсутствии заслонки = 0,2 . При наличии заслонки = 0,3 . | ||||
7. | Резкое сужение канала | = 0,5∙(1-f/F)0,75 | ||||
8. | Резкое расширение канала | = (1- f/F)2 | ||||
9. | Диффузор | При F1/F0 = 2,0 4,0 = 0,12; 0,4. | ||||
Аэродинамические сопротивления отдельных элементов газового и воздушного тракта ряда серийных котлов приведены в табл. 16.
7.2. Сопротивление дымовой трубы. Самотяга.
Определение сопротивления трубы принципиально не отличается от расчета сопротивления прочих элементов газового тракта. По суммарному расходу газов от всех подключенных к трубе котлов при номинальной нагрузке и скорости газов на выходе из трубы (принимается = 8-15 м/с.) рассчитывается внутренний диаметр трубы (для кирпичной - на выходе газов).
Полученный диаметр округляется до стандартного значения, после чего уточняется скорость газов.
Стандартные диаметры труб, м:
· кирпичных и монолитных железобетонных: 1,20; 1,50; 1,80; 2,10; 2,40; 3,00; 3,60; 4,20; 4,80; 6,00; 7,20; 8,40; 9,60;
· металлических: 0,40; 0,50; 0,60; 0,80; 1,00.
Скорость газов на выходе из дымовой трубы так же, как и высота трубы, определяет условия рассеивания газов и летучей золы в районе расположения котельной. Максимальная концентрация вредных газов и уносимой золы уменьшается с увеличением высоты трубы и выходной скорости газов. Кирпичные трубы (конические) строят с уклоном i (уменьшением диаметра по высоте). Сопротивление дымовой трубы складывается из сопротивления трения и потери с выходной скоростью.
Для кирпичной трубы при постоянном уклоне в трубе сопротивление трения определяется по приближенной формуле:
, (7.10)
где коэффициент трения для кирпичной трубы l=0,05 ; i = 0,02 - уклон трубы, i = (dн – dв)/2H, dн – внутренний нижний диаметр трубы, м; dв – внутренний верхний диаметр, м.
Сопротивление трения в стальных цилиндрических трубах рассчитывается по формуле (7.5). Коэффициент трения для стальной трубы l=0,02. Потеря давления с выходной скоростью рассчитывается для всех труб по формуле (7.9) с коэффициентом местного сопротивления выхода .
Величина самотяги для дымовой трубы вычисляется по формуле:
, Па (7.11)
где Н - высота дымовой трубы, м; tтр– средняя температура газового потока на данном участке (в дымовой трубе), °С; – температура наружного (холодного) воздуха, °С.
7.3. Сопротивления участков воздушного тракта
Сопротивление отдельных элементов воздушного тракта рассчитывается по формулам, приведенным выше как для элементов газового тракта (основные формулы и ); сопротивление топочных устройств и расчет давлений по воздушному тракту считается с учетом табл. 15, 16, 17. Скорость воздуха в кирпичных воздуховодах принять wв = 4 - 6 м/с, а в стальных - wв = 8 - 10 м/с, коэффициент сопротивления для стальных воздуховодов = 0,02 .
Рис. 13. Расчетная схема воздушного тракта
(1, 2, 3, 4, 5 и 6 - длины участков воздуховода)
При расчете воздушного тракта расход воздуха определяется по формуле, м3/с
, м3/с (7.12)
где – расчетный расход топлива, кг/с или м3/с; – теоретический объем воздуха, м3/кг или м3/м3; – коэффициент расхода воздуха в топке котла; =30 оС – температура холодного воздуха, принимается по заданию, °С.
Таблица 16