Доходов и расходов населения, его роль и методика разработки

Основной целью оплаты труда являются обеспечение воспроизводства рабочей силы и усиление мотивации работников к эффективному труду.

Прогнозирование оплаты труда включает проведение прогнозных расчетов средней заработной платы и фонда оплаты труда.

Средняя заработная плата в прогнозируемом периоде определяется, исходя из достигнутого ее уровня в предшествующем периоде и темпов ее роста с учетом эффективности развития экономики и инфляционных процессов.

На макроуровне фонд оплаты труда рассчитывается на основе прогнозируемого уровня средней заработной платы и численности занятых в народном хозяйстве в разрезе отраслей. Можно определять фонд оплаты труда, исходя из нормативов заработной платы на 1 руб. ВВП и прогнозируемого объема ВВП. Фонд оплаты труда должен увязываться с покупательными фондами и реальными доходами населения.

На микроуровне фонд оплаты труда на начальных этапах планирования определяется на основе данных базисного периода с учетом темпов изменения объемов производства продукции (услуг) и намечаемых мероприятий по увеличению заработной платы, на заключительном этапе – на основе сдельных расценок и объемов производства продукции (по сдельным работам), штатных расстановок (по повременным работам), штатным расписаниям (по специалистам и управленческому персоналу). В последнее время стал широко применяться нормативный метод. Устанавливаются нормативы заработной платы на рубль продукции (работ, услуг).

В условиях рыночных отношений субъекты хозяйствования могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Важнейшую роль в регулировании оплаты труда играет тарифная система. Она состоит из Единой тарифной сетки (ETC) и тарифно-квалификационных справочников.

Единая тарифная сетка содержит шкалу, которая состоит из тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов. На основе Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам, по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.

Условия и размер оплаты труда руководителей хозяйствующих субъектов, как правило, определяется собственниками.

Государственное регулирование оплаты труда осуществляется путем установления размера минимальной заработной платы, нормативных соотношений между темпами роста заработной платы и потребительских цен, заключения тарифных соглашений, регулирования соотношений в оплате труда работников различных профессионально-квалификационных групп на основе Единой тарифной сетки, налогового регулирования.

На микроуровне важным регулятором оплаты труда является коллективный договор, в котором отражаются размеры надбавок, вопросы пересмотра ставок и окладов, нормирования, тарификации работ и др.

Баланс денежных доходов и расходов населения разрабатывается в целом по стране, регионам и отдельным социальным группам населения. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями – с другой. На его основе определяется сумма средств, направляемых на покупку товаров, рассчитываются реальные доходы населения, устанавливаются пропорции между величиной денежных средств и товарных ресурсов, а также платных услуг, регулируются оплата труда и другие доходы, производство товаров. Баланс денежных доходов и расходов населения разрабатывается по схеме, представленной в таблице 10.

В доходной части баланса основную долю занимает оплата труда. Она включает все виды оплаты труда всех категорий работников. На прогнозируемый период доходы населения определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях. В расходной части баланса оплата услуг (коммунальных, бытовых, транспорта, связи, спорта и др.) определяется на прогнозируемый период на начальных этапах методами экстраполяции, на последующих – на основе данных организаций, оказывающих услуги. Обязательные платежи (налоговые) рассчитываются нормативным методом. Другие расходы определяются эмпирически. Размер средств на покупку товаров определяется как разница между денежными доходами населения и расходами по всем статьям расходной части баланса.

Таблица 10 – Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы Расходы и сбережения
Оплата труда рабочих, служащих, колхозников и других категорий Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства Социальные трансферты Поступления из финансовой системы Доходы от собственности Прочие доходы Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами Баланс Покупка товаров Оплата услуг и другие расходы Обязательные платежи и добровольные взносы Покупка жилых помещений Прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами     Баланс

Общественные фонды потребления (ОФП) – совокупность благ и услуг, предоставляемых населению бесплатно или на льготных условиях, а также денежные выплаты дополнительно к доходам по труду.

Из общественных фондов потребления обеспечиваются: бесплатное образование и повышение квалификации, льготное и бесплатное содержание детей в детских учреждениях, бесплатная медицинская помощь, выплата пенсий, пособий, стипендий, оплата отпусков, бесплатные и льготные путевки в санатории и дома отдыха, бесплатное обслуживание библиотеками, клубами, домами культуры, а также другие выплаты и льготы.

Доля общественных фондов потребления в доходах населения до 1990-х гг. составляла 25%. При переходе к рыночным отношениям через общественные фонды потребления обеспечивается гарантированный уровень потребления социальных благ для всех слоев населения, а сверх него – на платной основе.

Основными направлениями реформирования общественных фондов потребления являются образование Фонда социальной защиты населения, переход к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений, реорганизация высшего образования, переход от принципа распределения жилья к принципу его зарабатывания гражданами и коллективами, полную оплату населением текущего содержания жилого фонда, возмещение населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства и др.

Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни являются реальные доходы населения.

К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению.

Реальные доходы населения зависят от уровня оплаты труда, изменения потребительских цен, системы налогообложения и благ, получаемых за счет общественных фондов потребления. Прогнозируются: общая сумма реальных доходов населения; реальные доходы на душу населения; темпы их изменения.

Общая сумма реальных доходов населения в прогнозируемом периоде определяется делением суммы конечных доходов населения (денежных и натуральных, материального потребления в сфере общественного обслуживания за вычетом обязательных платежей и взносов) на индекс потребительских цен.

9.4 Прогнозирование и планирование потребительского рынка

Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. На поверхности данного явления эти связи принимают форму актов купли-продажи, но по существу являются более глубокими. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием данных элементов формируются пропорции между производством и потреблением. Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения необходимо осуществлять их прогнозирование и на основе прогнозных расчетов регулировать потребительский рынок.

Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам: региональному; по назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода); по каналам реализации товара (организованный и неорганизованный).

Важнейшим элементом рынка является спрос. Спрос – это зеркало потребности. Он выступает как платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов. Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос. Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, НТП, традиции и другие факторы.

Другим элементом рынка является предложение. Под товарным предложением следует понимать количество и качество товара, находящегося на рынке или которое может быть доставлено на него. Производители, представляя на рынок определенное количество товара, стремятся реализовать продукт труда таким образом, чтобы возместить затраты и получить максимальный доход. Объем и состав товарного предложения непосредственно зависят от производства. Существенное влияние оказывают также экспорт и импорт товаров.

К факторам совокупного предложения следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, уровень цен, импорт и цены на него, налоги, уровень научных исследований и технологий.

Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.

Главным параметром потребительского рынка является его емкость. Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Емкость рынка зависит, с одной стороны, от платежеспособного спроса, а с другой – от предложения (национального производства, экспорта и импорта товаров, остатка товарных запасов на складах предприятий-изготовителей).

С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать конъюнктуру рынка – условия, определяющие в каждый данный момент соотношение спроса и предложения.

Управление спросом и предложением требует проведения многовариантных прогнозных разработок.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления экономикой.

На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государственного воздействия на потребительский рынок. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне.

На микроуровне прогнозы спроса должны разрабатываться как торговыми организациями, так и предприятиями-потребителями и изготовителями.

Торговые организации в условиях рыночных отношений могут требовать от предприятий-производителей поставок товаров, необходимых населению. Предприятия-производители на основе результатов прогнозных расчетов спроса заключают договоры на поставку продукции и формируют производственную программу.

Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:

– комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;

– анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса;

– анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;

– выбор методов прогнозирования;

– осуществление прогноза спроса;

– оценку надежности прогноза;

– разработку конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

На практике для изучения и прогнозирования спроса широко используются методы экстраполяции, анкетные опросы, интервьюирование, ярмарки, выставки, книги предложений, тестирование, реклама.

Поскольку спрос подвержен сезонным колебаниям, необходимо производить расчет индексов сезонности.

На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий использование норм потребления продуктов (товаров) на душу населения.

Поскольку в рыночной экономике спрос на товары народного потребления формируется под влиянием ряда факторов, для осуществления расчетов спроса рекомендуется использовать многофакторные модели.

Прогноз спроса предприятий-производителей на выпускаемую продукцию предполагает:

– анализ тенденций изменения доли фирмы в общем рынке;

– оценку рыночной стратегии конкурентов и перспектив освоения новых видов изделий;

– анализ рыночной стратегии фирмы и качества продукции;

– прогноз спроса на продукцию фирмы.

Для выявления реакции потребителей целесообразно использовать пробную продажу. Изучение спроса на новые товары может также осуществляться на выставках-продажах, выставках-просмотрах, ярмарках. Выявляется степень соответствия изделий запросам покупателей, определяется степень предпочтительности этих изделий другим товарам-аналогам и условия, при которых население отдает предпочтение новым товарам (цена, оформление и т. д.).

Товары рыночной новизны являются ключевыми для коммерческого успеха предприятия. Фирмы, производящие такие товары, имеют возможность устанавливать монопольные цены и получать более высокую прибыль.

При прогнозных исследованиях товарного рынка, наряду с комплексным анализом, большую роль играет разрабатываемая стратегия ценообразования, так как цена является важным рычагом продвижения товара на рынке и определяющим фактором объема продаж и прибыли.

Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозируемый (планируемый) период предполагает, с одной стороны, определение покупательных фондов, с другой – товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования. Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из этой суммы оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретения ценных бумаг, валюты.

Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли, в результате определяется объем товарооборота.

Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами, наряду с прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.

Основная часть товарных ресурсов регулируется государством и составляет товарные фонды. Для этого разрабатываются балансы предметов народного потребления по отдельным товарам и товарным группам по схеме, представленной в таблице 11.

Таблица 11 – Баланс предметов потребления

Ресурс Распределение
1 Производство 1 Рыночный фонд
2 Импорт 2 Внерыночный фонд: промышленная переработка; промышленное потребление; потребление госбюджетных организаций; прочее потребление
3 Прочие поступления 3 Экспорт
4 Запасы на начало периода 4 Пополнение государственных резервов
5 Запасы на конец периода
Итого Итого

Главной статьей использования товаров является рыночный фонд, т. е. та часть товарных ресурсов, которая направляется для продажи населению. Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом производства товаров и импорта.

Движение товарных ресурсов на рынке товаров народного потребления проявляется в форме постоянной их реализации восполнения, что требует прогнозирования как общего объема, так и их структуры.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления. На заключительном (третьем) этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения.

Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. Существенные различия между фактическими и прогнозными показателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребительский рынок. Могут разрабатываться рекомендации

– по дополнительному производству товаров, увеличению их импорта или сокращению экспорта;

– по изменению внерыночного потребления, а также по возможной замене одних товаров другими;

– по установлению экономически обоснованного уровня розничных цен на товары.

Тема 10. Планирование инвестиций

10.1 Инвестиции, их содержание и состав. Инвестиционная политика

Инвестиции являются одним из важнейших факторов экономического роста. Для привлечения инвестиций и эффективного их использования должна разрабатываться инвестиционная политика. В условиях становления рыночных отношений важное значение приобретает прогнозирование инвестиций для определения альтернатив, оценки возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики. С целью эффективного использования инвестиций должно осуществляться планирование как реальных, так и финансовых инвестиций.

Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

В состав инвестиций входят денежные средства; целевые банковские вклады, акции и другие пенные бумаги; паевые взносы; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т. п.); ноу-хау; имущественные права; право пользования природными ресурсами; другие права и ценности. Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность.

Различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные (патенты, лицензии, ноу-хау и др.). Под финансовыми инвестициями понимают вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т. д. Интеллектуальные инвестиции – это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права. Реализация инвестиций осуществляется на основе инвестиционных проектов. Инвестиционный проект представляет собой комплексный план мероприятий, включающий капитальное строительство, приобретение технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т. д., направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономического или социального эффекта.

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам. По объекту выделяют:

а) реальные инвестиции – вложения в развитие материально-технической базы и совершенствование технологических процессов. Они делятся на инвестиции в воспроизводство основных средств и формирование нематериальных активов.

б) финансовые инвестиции – вложения капитала в различные финансовые активы, среди которых значительную долю занимают вложения в инструменты денежного и фондового рынков.

По предмету: инвестиции управления, инвестиции в долгосрочные активы, инвестиции в оборотный капитал.

По характеру участия в инвестировании: а) прямые инвестиции – непосредственное участие в выборе объекта инвестирования; б) косвенные инвестиции осуществляются через посредников финансового рынка.

По периоду инвестирования: а) краткосрочные; б) среднесрочные; в) долгосрочные.

По национальной принадлежности: а) национальные инвестиции; б) иностранные инвестиции; в) смешанные инвестиции.

По форме собственности: а) частные инвестиции; б) государственные;
в) смешанные.

По цели инвестирования: а) на создание предприятия; б) на расширение; в) на реконструкцию.

По степени риска: а) вынужденные инвестиции (повышение надежности производства, выполнение требований окружающей среды); б) инвестиции фиксации (сохранение репутации, завоеванного положения на рынке); в) инвестиции обновления (поддержание непрерывной деятельности фирмы); г) инвестиции рационализации (рост производительности труда); д) инвестиции роста (рост объема производства); е) инвестиции новаторские (разработка новых проектов).

По форме привлечения: а) собственные; б) привлеченные; в) заимствования; г) бюджетные.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений, т. е. капитальное вложение является более узким понятием.

Инвестиционная деятельность – это процесс стратегического управления фирмой в области обеспечения его ресурсами, направленный на увеличение производственного потенциала.

Инвестиционная деятельность включает:

– разработку инвестиционной стратегии;

– стратегическое планирование;

– инвестиционное проектирование;

– анализ эффективности инвестиций.

Инвестиционная политика является составной частью экономической политики. Она представляет собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики. В условиях рынка инвестиционная политика должна быть ориентирована на определение целесообразных объемов и структуры инвестиций, выбор приоритетов и повышение эффективности инвестиций.

Основная цель инвестиционной политики – перевооружение производства, обновление основных фондов за счет внедрения научно-технических достижений. Инвесторы стремятся вкладывать средства в регионы с благоприятным инвестиционным климатом. Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют степень риска капитальных вложений и возможность их эффективного использования. Поэтому для привлечения инвестиций важным является создание благоприятного инвестиционного климата.

Среди основных направлений инвестиционной политики Республики Беларусь следует выделить: создание правовой базы по страхованию инвестиций; сокращение доли централизованно выделяемых финансовых средств, использование их в основном для инвестирования объектов общегосударственного значения; инвестирование в первую очередь приоритетных отраслей экономики; использование нетрадиционных источников инвестиций (ипотечное кредитование, лизинг, вексельное обращение); предпочтительное инвестирование конкурентоспособных производств, рентабельных и быстроокупаемых проектов; создание рынка инвестиционных ресурсов; совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов.

10.2 Методы прогнозирования и планирования инвестиций

Планирование инвестиций предполагает:

– осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов:

– альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как объекта инвестиций;

– оценку возможностей и последствий вложения инвестиций в определенные отрасли экономики.

Разрабатывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы.

Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния факторов краткосрочного характера на рынке инвестиций.

Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности, обоснования инвестиций в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.

Долгосрочный прогноз предназначен для выработки стратегии инвестиционной деятельности и вложения средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования.

Инвестиционное прогнозирование существует на макроуровне, на уровне отрасли, региона, отдельной компании.

Процесс прогнозирования делится на три этапа:

– прогнозирование возможных инвестиционных потоков;

– прогнозирование потребности инвестиций;

– оценка экономической эффективности инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.

Сложность объекта инвестиций привело к использованию различных методов прогнозирования: экстраполяции, метода экспертных оценок (метод Дельфи), балансовый метод, нормативный метод, метод экономико-математического моделирования.

На начальном этапе прогнозирования при определении потребности в инвестициях целесообразно использовать методы экстраполяции. В сочетании с методами экстраполяции целесообразно применять методы экспертных оценок и анкетных обследований экономических агентов. Методом анкетных обследований (опросов) определяются будущие изменения на рынках инвестиционных товаров на основе изучения массового поведения функционирующих на нем экономических агентов.

Наиболее эффективным методом при прогнозировании на перспективу является метод межотраслевого баланса (МОБ). На основе динамической модели МОБа, где центральным звеном является блок «Инвестиции», просматривается тесная взаимосвязь с другими блоками модели и раскрывается полная картина развития экономики.

Потребность в инвестициях в отраслях материального производства обосновывается путем разработки плана ввода в действие производственных мощностей и объектов, а также основных фондов.

Экономическое обоснование потребности отрасли в инвестициях определяется по формуле

I = М1УК1 + М2УК2 + М3УК3 + М4УК4 – НС1 + НС2 Доходов и расходов населения, его роль и методика разработки - student2.ru ,

где М – планируемый прирост мощностей за счет технического перевооружения (1), реконструкции (2), расширения действующих предприятий (3) и строительства новых (4);

УК – удельные капиталовложения по основным формам наращивания мощностей;

НС – незавершенное строительство на начало (1) и конец (2) планируемого периода.

Исходной базой для расчетов служит намечаемый прирост выпуска продукции, баланс производственных мощностей отрасли или предприятия.

Расчет необходимого ввода в действие производственных мощностей осуществляется по формуле

Доходов и расходов населения, его роль и методика разработки - student2.ru ,

где М – прирост мощностей;

П – производственная программа в прогнозируемом (1) и отчетном (0) году;

К – коэффициент освоения новых производственных мощностей в прогнозируемом году.

При планировании ввода в действие производственных мощностей с использованием балансовых расчетов необходимо выявить и уточнить все имеющиеся факторы повышения коэффициента использования действующих производственных мощностей за счет сокращения простоев оборудования и потерь рабочего времени, улучшения материально-технического снабжения, совершенствования организации производства и т. д. Планировать расширение действующих и строительства новых предприятий только в том случае, если потребности в данном виде продукции не могут быть обеспечены действующими предприятиями с учетом их реконструкции и технического перевооружения.

Можно осуществлять расчет инвестиций и по объектам инвестиций. В этом случае рассчитывают инвестиции на прирост основных фондов:

I = KQ – F,

где I – объем инвестиций;

K – фондоемкость продукции отрасли;

Q – объем производства;

F – объем основных фондов отрасли.

Инвестиции на возмещение выбывающих основных фондов рассчитывается по формуле

I = KвF,

где Кв – коэффициент выбытия основных фондов.

Инвестиции в объекты незавершенного строительства можно рассчитать:

I = (KQ – F + KвF)Кнс,

где Кнс – коэффициент незавершенного строительства.

Задание по вводу объектов непроизводственного назначения (жилых домов, больниц, школ и т. д.) устанавливаются в соответствии с плановыми нормативами обеспеченности населения жильем и различными услугами. Норматив умножается на численность населения и из полученного значения вычитают имеющиеся в наличии объекты.

После того, как установлены необходимые объемы ввода в действие производственных мощностей и объектов непроизводственного назначения по отраслям, происходит согласование этих расчетов с возможностями инвестиций по экономике страны.

Основным источником инвестирования в расширенное воспроизводство является фонд накопления национального дохода. Другим источником инвестиций является фонд амортизации, предназначенный для полного восстановления основных фондов.

Прогнозирование инвестиций базируется на определении социально-экономического развития республики. Важно не только установить перспективу объема инвестиций, но и уточнить по этапам, в какой последовательности будут вовлекаться в оборот природные ресурсы, осуществляться энергетическое и транспортное строительство, создание новых отраслей и производств.

Прогноз инвестиций связан с определением основных направлений НТП и соответствующей структурной политикой. Важно предвидеть масштабы инвестиций в новые производства, т. к. они имеют длительные сроки окупаемости.

Исходя из необходимости решения различных социально-экономических задач, общий объем инвестиций распределяется по направлениям использования.

Наиболее крупное распределение – это инвестиции в производственную и непроизводственную сферы.

Воспроизводственная структура инвестиций выражается соотношением двух частей инвестиций, направляемых на воспроизводство основных производственных фондов:

– на совершенствование и расширение производственных мощностей действующих предприятий за счет технического перевооружения и реконструкции;

– на строительство новых предприятий.

В планировании инвестиций важное значение имеет технологическая структура инвестиций, т. е. объемы и соотношения по видам работ и приобретений. Выделяют: а) все виды строительно-монтажных работ; б) стоимость оборудования, в) прочие затраты (затраты на проектно-изыскательские работы, содержание дирекции строящегося объекта, подготовку кадров и т. д.). Прогрессивность технологической структуры инвестиций определяется долей затрат на оборудование, т. е. активной частью основных фондов.

Наши рекомендации