Факторный анализ воздействия
Логистических затрат на технико-экономические
Показатели предприятия
Снижение себестоимости продукции и услуг (удельный вес которой в рыночных ценах часто доходит до 80 %) является основным источником увеличения прибыли и повышения рентабельности ЛС
в целом и ее элементов. Логистическим издержкам в формировании себестоимости продукции и услуг принадлежит немаловажная роль. Логистические затраты предприятия оказывают существенное влияние на установление цены конечной продукции, так как занимают значительную долю в ее себестоимости. А цена, в свою очередь, является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли. Следовательно, эффективное управление логистическими затратами оказывает заметное влияние на прибыль предприятия.
Для производственных предприятий сокращение логистических затрат примерно на 1 % может на 10 % увеличить прибыль от продаж.
Анализ структуры логистических затрат в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами, транспортные и складские расходы.
Рассмотрим экономический эффект влияния логистических затрат на прибыль на примере формирования цены в классическом варианте:
Ц = Сп + П, (6.5)
где Ц – цена продукции (работ, услуг); Сп – себестоимость (издержки) производства; П – прибыль.
Себестоимость производства определяется путем сложения логистических и прочих производственных издержек:
Сп = Зл + Зп, (6.6)
где Зл – логистические издержки; Зп – прочие производственные издержки.
Прежде чем приступать к минимизации затрат, необходимо знать, какие именно затраты снижать, и осознавать последствия, к которым эти меры могут принести. Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному увеличению затрат, вызванному ростом складских запасов, а экономия на упаковке грузов – к дополнительным издержкам, сопутствующим повреждению грузов при доставке, и т. д. При определенных условиях возможно такое перераспределение затрат, при котором некое незначительное их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой, что в конечном счете приведет к снижению суммарных издержек по системе в целом.
Механизм управления логистическими затратами можно записать в виде следующего выражения (при неизменных ценах):
Ц = Сп – Зi /100 + (П + Зi / 100), (6.7)
где ki – процент снижения i-х логистических затрат; Зi – i-й вид логистических затрат; j – индекс количества факторов.
Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортные расходы и затраты на содержание запасов.
Одним из наиболее эффективных вариантов решения задач снижения транспортных издержек и улучшения качества перевозочного процесса является маршрутизация автомобильных перевозокна предприятии.
Создание оптимизированных маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов со снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем планирование перевозок позволяет повысить производительность автомобилей при одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на предприятие при том же объеме перевозок.
Если созданы оптимальные маршруты и соблюдаются сроки поставки, то производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5…2 раза, снижая тем самым затраты на складирование. Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспортировку, исходящих из действительных объемов перевозок.
Таким образом, разработка эффективных маршрутов и проектов планов перевозок способствует своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию организаций-поставщиков, организаций-получателей. Решение задачи оптимизации маршрутизации транспортных средств обеспечивает экономию средств предприятия.
Дополнительным источником могут послужить возвратные отходы сырья и материалов, что также является доходом предприятия:
Псум = (Ц – Сп)Q + (Цут – Сут) Qут, (6.8)
где Псум – суммарная прибыль предприятия (до налогообложения); Q – объем основной продукции; Цут – цена дополнительной продукции из утилизированного сырья; Cут – себестоимость дополнительной продукции из утилизированного сырья; Qут – объем дополнительной продукции из утилизированного сырья.
Возвратная логистика предусматривает выстраивание такой подсистемы, которая включает определенную совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых и достаточных для принятия логистических решений повторного вовлечения первичных ресурсов в материальный оборот предприятия. Компоненты подсистемы представлены логистической инфраструктурой, квалифицированным персоналом, средствами оргтехники, методами решения логистических задач, логистическими каналами, информационными технологиями анализа операционных расходов. Применение системного подхода в управлении возвратной логистикой обусловлено необходимостью устранения потерь, вызванных недополученной выгодой предприятия. Так, например, для кирпичного завода имеется возможность возврата поддонов с целью их повторного использования для перевозки готовой продукции предприятия.
В итоге эффективное управление производственными затратами возникает в том случае, когда при анализе логистических затрат определяется наилучшее соотношение между издержками и устанавливаются направления деятельности предприятия, обеспечивающие повышение его прибыльности.
Контрольные вопросы и задания
1. Обоснуйте преимущества учета логистических затрат на всем пути движения материального потока по матричному принципу.
2. Укажите способ расчета контрольной суммы по методике матричного учета логистических затрат по бизнес-процессам предприятия.
3. Какие показатели результативности логистической системы чаще всего используются в качестве критериев эффективности ее функционирования?
4. Объясните сущностьиспользования факторного анализа для оценки воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия.
5. Назовите логистические затраты, которые имеют наибольшую долю в себестоимости производства конечной продукции.
6. Какими достоинствами полярной системы координат обосновывается ее применение для анализа логистических затрат предприятия?
7. Дайте объяснение действия механизма управления логистическими затратами для случая с постоянной ценой.
8. Предложите эффективные методы решения задач снижения транспортных издержек.
9. Проанализируйте действие механизма управления логистическими затратами для случая с непостоянной ценой (если она возрастает или снижается).
10. Если цена возрастает (или снижается) за счет логистических затрат, то чем отличаются равномерное или неравномерное воздействия этих изменений на себестоимость и прибыль предприятия?
11. Какие изменения вносятся методами возвратной логистики
в образование общей прибыли предприятия?
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Совокупность рассмотренных в пособии тем знакомит студентов со структурой изучаемой дисциплины, ее логическими взаимосвязями, теоретическими особенностями и обеспечивает возможность практического применения приобретенных знаний.
Рассмотрены принципы и методы управления материальными
(и сопутствующими (информационными и финансовыми) потоками производственных систем предприятий. Определены основные положения логистической интеграции и межфункциональной координации с обоснованием выбора критериев эффективности подобных формирований. Производственная потребность в материалах определяется по нормам расхода МР, которые контролируются по однородным массивам входной информации по мере накопления статистики по периодам поставок материалов. Систематический контроль расходования МР должен сочетаться с возможностями имитационного моделирования их расхода и определением прогнозных значений сроков исчерпания производственных запасов.
Составной частью дисциплины является классификация типов промышленного производства и методов его организации. Выделяется поточное производство как высокоэффективный метод организации производственного процесса с его логистическим обеспечением.
Производственные структуры процессов производства определяют ход протекания производственного процесса во времени, что является основой упорядочения потоков МР по объемам и срокам поставок. В границах производственных структур обоснована потребность в контурно-интегрированном подходе в логистическом менеджменте, что вызвано необходимостью объединения локальных контуров управления в единую систему с устранением разрозненности решений логистических задач и образования эмерджентных последствий интеграции.
В комплексе логистического обслуживания производства на промышленных предприятиях, и особенно предприятиях машиностроения, показана важная роль инструментального и ремонтного хозяйства.
В учебном пособии доказано, что синхронизированные графики поставок позволяют повысить надежность материально-технического обеспечения. При этом упорядочиваются материальные, информационные и финансовые потоки. Уменьшается потребность в складских площадях, повышается коэффициент технической готовности оборудования.
Для оценки эффективности логистических мероприятий рекомендуется налаживать учет логистических затрат на всем пути движения материального потока по матричному принципу: по функциям, процессам и элементам. Так как логистические затраты предприятия оказывают существенное влияние на установление цены конечной продукции и занимают значительную долю в ее себестоимости,
эффективное управление затратами возникает в том случае, когда при анализе логистических затрат определяется наилучшее соотношение между издержками и устанавливаются направления деятельности предприятия, обеспечивающие повышение прибыльности.
Перечень решаемых задач логистики производства может пополняться по мере накопления новых знаний в области совершенствования организации производства и логистического менеджмента.
Материал учебного пособия содержит необходимые знания
в соответствии с общеобразовательной программой и поможет студентам освоить методы решения логистических задач, выстраивать логистические отношения, возникающие в организационных структурах управления производством на основе принципов логистики производства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Афонин, А. М. Промышленная логистика : учеб. пособие /
А. М. Афонин, А. Н. Петрова. – М. : Форум, 2011. – 304 с.
2. Аникин, В. А. Логистика : учеб. пособие / В. А. Аникин. –
М. : Проспект, 2010. – 408 с.
3. Логистика : учебник / В. В. Дыбская, Е. Н. Зайцева, В. И. Сергеев и др. – М. : Эксмо, 2011. – 944 с.
4. Логистика производства. Теория и практика : учеб. для магистров / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев ; отв. ред. Б. А. Аникин. –
М. : Юрайт, 2014. – 454 с.
5. Синица, Л. М. Организация производства : учеб. для вузов / Л. М. Синица. – Минск : ИВЦ Минфина, 2008. – 540 с.
6. Иванов, И. Н. Организация производства на промышленных предприятиях : учебник / И. Н. Иванов. – М. : Инфра-М, 2009. – 352 с.
7. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент : учебник /
В. Е. Николайчук. – М. : Дашков и К, 2009. – 980 с.
8. Организация производства и управление предприятием : учебник / О. Г. Туровец, М. И. Бухалков, В. Б. Родионов и др. –
2-е изд. – М. : Инфра-М, 2008. – 544 с.
9. Экономика предприятия : учеб. для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля. – 5-е изд. – М. : Юнити-Дана, 2008. – 767 с.
Дополнительный
1. Селиванов, А. В. Транспортно-складская логистика производственной системы машиностроительного предприятия / А. В. Селиванов, Я. И. Шамлицкий // Вестник СибГАУ. – 2013. – Вып. 2(48). –
С. 260–265.
2. Селиванов, А. В. Сбалансированная подсистема показателей возвратной логистики промышленного предприятия / А. В. Селиванов, Д. А. Прокопович, И. И. Вашлаев // Вестник СибГАУ. – 2014. – Вып. 1(53). – С. 218–225.
3. Селиванов, А. В. Особенности контурно-интегрированного управления логистическими процессами промышленного предприятия / А. В. Селиванов // Логистика: соврем. тенденции развития :
материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. С. Лукинский. – СПб. : ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2015. –
С. 315–317.
4. Селиванов, А. В. Формирование интегрированной логистики промышленного предприятия [Электронный ресурс] : монография /
А. В. Селиванов, И. И. Вашлаев. – Saarbrьcken, Deutschland/Германия : LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH & Co. KG, 2015. – Режим доступа: https://www. lap-publishing. com. – Загл. с экрана.
5. Селиванов, А. В. Факторный анализ воздействия логистических затрат на технико-экономические показатели предприятия /
А. В. Селиванов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. –
№ 2. – С. 99–106.
6. Селиванов, А. В. Логистика производства : метод. указания к выполнению курсовой работы для студентов спец. 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / А. В. Селиванов ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2011. – 40 с.
Учебное издание
СеливановАнатолий Васильевич
ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
Учебное пособие
Редактор Т. Е. Ильющенко
Оригинал-макет и верстка М. А. Светлаковой
Подписано в печать 27.10.2016. Формат 60×84/16. Бумага офсетная.
Печать плоская. Усл. печ. л. 6,2. Уч.-изд. л. 6,8. Тираж 50 экз.
Заказ . С 140/16.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 24.49.04.953.П.000032.01.03 от 29.01.2003 г.
Редакционно-издательский отдел Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та.
Отпечатано в отделе копировально-множительной техники
Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та.
660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31.
[1]1 См.: Экономика предприятия / под ред. В. Я. Горфинкеля. М. : Юнити–Дана, 2008. С. 115.
[2]1 См.: Организация производства и менеджмент на машиностроительных предприятиях / Н. Ф. Ревенко, А. Г. Схиртладзе, Г. Б. Белослудцева и др. М. : Высш. шк, 2007. С. 79.
[3]1 См.: Логистика / В. В. Дыбская, Е. Н. Зайцева, В. И. Сергеев и др. М. :
Эксмо, 2011. С. 214.
[4]1 См.: Иванов И. Н. Организация производства на промышленных предприятиях. М. : Инфра-М, 2009. С. 67 ; Организация производства и управление предприятием / О. Г. Туровец, М. И. Бухалков, В. Б. Родионов и др. М. : Инфра-М, 2008. С. 102.
[5]1 См.: Иванов И. Н. Организация производства … С. 75 ; Николайчук В. Е. Логистический менеджмент. М. : Дашков и К, 2009. С. 49.
[6]1 Николайчук В. Е. Логистический менеджмент. М. : Дашков и К, 2009.
С. 58 ; Неруш Ю. М., Неруш А. Ю. Практикум по логистике. М. : Велби : Проспект, 2008. С. 51–73.
[7]1 См. об этом: Николайчук В. Е. Логический менеджмент. С. 73.
[8] См.: Терентьев П. А. Классификации и модели логистики возвратных потоков // Логистика сегодня. 2010. № 4(40). С. 242–251.
[9]2 См.: Логистика / В. В. Дыбская, Е. Н. Зайцева, В. И. Сергеев и др. С. 259.
[10]1 Гаджинский А. М. Логистика. М. : Дашков и К, 2008. С. 146.