Логистическими процессами предприятия
Наиболее распространенными в мире организационными структурами управления логистикой в большинстве предприятий различных отраслей экономики являются линейно-функциональные и дивизиональные структуры.
Если проанализировать типы оргструктур логистики, реализованные в компаниях (организациях), например работающих на рынке Московской области, то примерно 98 % компаний имеют линейно-функциональную структуру управления логистикой и чаще всего простейшего типа.
Общий вид линейно-функциональной организационной структуры управления логистикой организации (компании или предприятия) представлен на рис. 4.3.
Начальник отдела логистики
Специалист
по таможне
Оператор базы данных
по объектам логистики
Объект 1
Объект 2
Объект n
…
Координатор регионального склада
Линейное управление
и исполнение логистических функций и операций
Планирование
и координация
логистической работы предприятия
Двухсторонние информационные потоки
Организационная связь
Специалист
по транспортировке
Координатор центрального склада
Рис. 4.3. Линейно-функциональная организационная структура
управления логистикой компании/предприятия
Начальник отдела логистики планирует и координирует логистическую работу подчиненных ему подразделений и предприятия в целом. Линейность проявляется в закреплении логистических функций/операций за линейным персоналом службы логистики. Функциональность – в закреплении функций администрирования (штабных функций) персоналом службы логистики за деятельностью других специалистов в контуре управления логистической системой предприятия.
Как показали исследования практики зарубежных и многих отечественных компаний, в типичной службе логистики крупной или средней фирмы, имеющей свою логистическую инфраструктуру (транспортную, складскую, информационную), обычно выделяются следующие подразделения, возглавляемые соответствующими начальниками:
– транспортный отдел (подразделение);
– складской комплекс (складское хозяйство);
– таможенная группа;
– подразделение управления запасами;
– подразделение управления заказами;
– аналитический отдел;
– группа управления качеством и поддержки стандартов логистического сервиса;
– подразделение тары и упаковки (переупаковки);
– подразделение информационной поддержки логистики.
Эффективному функционированию логистики способствует такая организационная структура, в которой осуществляется деятельность логистов-менеджеров, управляющих логистическим процессом предприятия. Таких специалистов по логистике по своей роли
в управленческой иерархии фирмы в контурах логистической системы разделяют на несколько категорий. Top management – высший управленческий персонал, например вице-президент компании по логистике, директор по логистике, интегральный логистический менеджер, начальник отдела (службы) логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции высших логистических менеджеров. Middle management (supervisors) – средний управленческий персонал, это, например, руководители структурных подразделений отдела (службы) логистики компании, логистические менеджеры среднего звена с большим опытом работы, супервайзеры (координаторы) функциональных областей логистики компании или ключевых логистических функций, аналитики, ведущие логистические менеджеры. Lower management – управленческий персонал нижнего звена службы логистики фирмы, например логистические менеджеры с небольшим стажем работы, инженеры-логисты, аналитики-статистики, вспомогательный персонал.
Функция организации состоит в установлении постоянных
и временных взаимоотношений между всеми подразделениями логистической структуры, определении порядка и условий их функционирования. Этот процесс объединения людей и средств необходим для достижения поставленных логистической организацией стратегических целей. Стратегия – это общий план развития фирмы.
Известно, что стратегическое планирование выполняется на высшем уровне управления (директором, главными специалистами, начальниками служб), к тактическому планированию привлекаются специалисты среднего уровня управления (начальники подразделений и участков), а оперативное планирование осуществляется специалистами низшего уровня управления (мастерами, бригадирами).
Стратегическое планирование связано с решениями, последствия которых будут проявляться в течение длительного периода, тактические же планы конкретизируют и дополняют стратегические. Для стратегического планирования характерен масштабный охват всех сторон хозяйственной деятельности предприятия, а тактическое планирование является в значительной мере узконаправленным. В стратегических планах определяют миссию и подчиненные ей цели хозяйственной деятельности предприятия, а также наиболее важные общие средства их достижения. В тактических планах устанавливают совокупность конкретных практических мер, необходимых для осуществления намеченных стратегических целей. Стратегические и тактические планы взаимосвязаны, они составляются по единой методологии и имеют примерно одинаковую структуру (перечень разделов). Оперативное планирование является средством обеспечения текущего управления производством.
Анализ функционирования логистических структур управления показывает наличие упущенной выгоды в результатах их работы в размерах 14…15 %. Потеря эффективности в области логистического менеджмента связана с рядом причин, прежде всего с отсутствием инновационной логистической системы организации производства, некомплексным решением логистических задач, слабой их типизацией, недостаточностью информационного и организационного обеспечения производственной деятельности специалистов горизонтальных подразделений в процессе подготовки, сопровождения и принятия управленческих логистических решений. Рекомендуется применять контурный принцип при формировании локальных логистических структур управления.
Под контуром управления понимается стадия управления, включающая в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых и достаточных для принятия логистических управленческих решений. Компоненты контура представлены не только квалифицированным персоналом, но и средствами организационной и вычислительной техники, каналами связи, интегрированной базой данных, комплексом информационных технологий и финансовым обеспечением. Потребность в контурно-интегрированном подходе в логистическом менеджменте вызвана необходимостью объединения локальных контуров управления в единую систему с устранением разрозненности решений логистических задач и образования эмерджентных последствий интеграции. Не все контуры управления (из максимального их количества) активизируются, начинают работать те,
где формируется производственная команда. Пример локального контура управления транспортно-складской логистикой представлен
на рис. 4.4 и учитывает сложившуюся деловую среду.
АВТОЦЕХ
Задачи: распределение
автотранспорта; поддержание технической готовности; маршрутизация; расчет ТЭП цеха и др.
Диспетчерская служба
Служба главного инженера завода
Технологические
подразделения завода (цеха)
Складское хозяйство
использование резервов смены
анализ и перераспределениеобъемов и др.
анализ развития
транспортной системы
выбор и замена
автотранспорта и др.
Плановый отдел
планирование
объемов работ и других ТЭП цехов
нормирование расхода материалов
нормы ППР и др.
заявки на МР
анализ остатков МР
внутренних складов
попутный груз и др.
ведение и систематизация
баз данных
оптимизация транспортных работ и др.
Информационно-аналитический центр
КПП
проверка документов
простои и др.
расчет затрат
финансирование ТСП и др.
Финансово-экономический отдел
анализ запасов
время погрузки, разгрузки
комплектование грузов и др.
Рис. 4.4. Локальный контур управления транспортно-складским хозяйством с примерами решаемых задач:
КПП – контрольно-пропускной пункт; ППР – планово-предупредительный ремонт; МР – материальные ресурсы;
ТЭП – технико-экономические показатели; ТСП – транспортно-складские процессы; двухсторонними стрелками
отображены организационные и информационные связи
Известно, что управление производством связано с переработкой информации. Сопутствующие информационные процессы в логистической системе выполняются по схеме, отраженной на рис. 4.5.
Отдел материально-технического
снабжения
Внешние Внутренние
связи связи
Информационно-аналитический центр (ИАЦ)
Отдел сбыта и сервиса
Внутренние Внешние
связи связи
Аппарат управления
Генеральный
директор
Главные
специалисты и их подразделения
Заместитель
директора
Основные и вспомогательные производственные процессы
Цех 1
Цех 2
Цех n
…
Двухсторонние информационные потоки
Рис. 4.5. Схема взаимодействия потоков информации
ИАЦ с подразделениями предприятия
Сложившиеся информационные потоки учитывают взаимодействие видов деятельности специалистов предприятия (см. рис. 1.2).