С доминирующей стратегией снижения цен

Стратегии Фирма 2
Низкая цена Высокая цена
Фирма 1 Низкая цена 80 80 120 50
Высокая цена 50 120 100 100

Предположим, что фирма 1 решила предпринять действия для изменения матрицы результатов, чтобы преодолеть дилемму заключенных (табл.6.3). Фирма 1 гарантирует своим покупателям, что в случае предоставления ею скидки на свою продукцию одному из заказчиков она обязуется задним числом предоставить аналогичную скидку на все заказы, сделанные за последний месяц. Данный маркетинговый ход не столько привлекает покупателей, сколько дает понять дуополисту 2, что фирме 2 невыгодно снижать цену с целью захвата рынка, поскольку в этом случае он будет терпеть убытки, выплачивая скидки (-60 – если дуополист 2 установит низкую цену; -30 – если он установит высокую цену). В этой ситуации дуополисту 2 также невыгодно снижать цену, т.к. дуополист 1 может вообще отказаться от своего обязательства и тоже снизит цену, в результате чего дуополист 2 получит прибыль в размере всего 80 единиц вместо 120 ожидаемых. Следовательно, доминирующей стратегией является установление высокой цены обоими дуополистами, и они выберут сочетание стратегий, при которых каждый из них будет получать прибыль в размере 100 единиц. Такое поведение дуополистов является разновидностью сговора и запрещается законом.

Таблица 6.3

Матрица результатов игры дуополистов
с доминирующей стратегией повышения цен

Стратегии Фирма 2
Низкая цена Высокая цена
Фирма 1 Низкая цена -60 80 -30 50
Высокая цена 50 120 100 100

Есть модели, в которых нет доминирующей стратегии, т.е. оптимальный выбор каждого игрока зависит от действий другого (табл. 6.4). Например, если фирма 1, в надеже захватить рынок, установит низкую цену, то фирма 2 тоже снизит ее, чтобы не допустить захват, в результате отрасль в целом получит нулевую прибыль. Но фирма 1 может повысить цену, позиционируя свой товар на рынке как более качественный или престижный, тогда она получит прибыль в размере 100 ед., тогда как дуополист 2 – всего 70 ед. Аналогично может поступить и фирма 2, в результате чего прибыль каждого дуополиста снизится до 50 ед. Тогда фирма 1 вновь понизит цену, в ответ на что фирма 2 поступит аналогично и т.д. Данное равновесие не является стабильным, а предполагает попеременный переход между циклами снижения и увеличения цен. Такое поведение характерно для модели Эджуорта.

Таблица 6.4

Матрица результатов игры дуополистов без доминирующей стратегии



Стратегии Фирма 2
Низкая цена Высокая цена
Фирма 1 Низкая цена 0 0 70 100
Высокая цена 100 70 50 50

Существуют модели, в которых есть несколько равновесий. Например, согласно матрице результатов игры в табл. 6.5. равновесие по Нэшу будет достигнуто и при установлении низких цен обоими дуополистами и при установлении высоких цен обоими дуополистами.

Таблица 6.5

Матрица результатов игры с двумя равновесиями по Нэшу

Стратегии Фирма 2
Низкая цена Высокая цена
Фирма 1 Низкая цена 100 70 50 50
Высокая цена 100 70 50 50

Олигополия и эффективность

Совершенная конкуренция ведет к установлению равновесия, эффективного с позиции частного (т.е. максимизации совокупного избытка, создаваемого в отрасли) и общего равновесия (т.е. обеспечения производственной эффективности и эффективного размещения ресурсов по отраслям). Долгосрочное конкурентное равновесие достигается при равенстве цен предельным издержкам производства и самым низким из возможных средним издержкам. Такое состояние максимизирует сумму излишков потребителей и производителей. Поскольку объем производства монополиста меньше, чем конкурентный, а цена – больше, то это ведет к увеличению излишка производителя, снижению излишка потребителя и чистым потерям общественного благосостояния, что делает монополию общественно неэффективной.

Степень общественной неэффективности олигополии зависит от того, насколько сильно она способствует завышению цен и уменьшению объема производства. Чем меньше цена и больше объем производства, тем больше общественная эффективность олигополии. Данные параметры зависят от способа установления равновесия на рынке, то есть от модели олигополии. Если предположить простейшую модель рыночного спроса Р = a – b·Q, где Р – цена товара; Q – объем его производства всеми фирмами на рынке; а – максимально возможная цена товара, при которой объем спроса стремится к нулю; b – наклон кривой спроса; с – издержки на производство единицы товара, – то все многообразие параметров равновесия на олигопольных рынках можно представить в порядке повышения общественного благосостояния (табл.6.6).

Самой низкой является общественная эффективность олигополии в кооперативных моделях (модель картеля, модель Чемберлина), когда фирмы действуют как единая монополия, а самой высокой – в модели Бертрана.

Вместе с тем любая экономическая модель, в том числе и олигополии, имеет предпосылки, не учитывающие реальную ситуацию на рынке. Вследствие этого, например, олигополия будет эффективнее конкуренции в развитии научно-технического прогресса и внедрении его результатов в производство. Олигополисты активно вкладывают в патенты и лицензии, являющиеся временными барьерами для входа в отрасль; они обладают значительными финансовыми возможностями для реализации крупных научных проектов, но вместе с тем они же иногда сдерживают НТП, так как инновации ведут к моральному износу их оборудования. Крупные компании экономят на масштабах производства; способствуют макроэкономической стабильности в сфере занятости; более устойчивы в условиях кризиса; имеют возможность диверсифицировать риски; больше тратить на маркетинг; сокращают трансакционные издержки; ускоряют оборачиваемость финансовых ресурсов; концентрируются на реализации крупных проектов; имеют дополнительные возможности в сфере управления; предлагают широкий ассортимент продукции и др.

Таблица 6.6

Наши рекомендации