Дифференциация и специализация продукции как методы конкурентной стратегии фирм – монополистических конкурентов
В условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности в долгосрочном периоде является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный срок. Достигается это благодаря использованию методов неценовой конкуренции (дифференциация и совершенствование продукта, реклама, торговые знаки и т.д.).
Дифференциация продукта означает, что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. Разнообразие и оттенки потребительских предпочтений удовлетворяются производителями более полно.
Конкуренция продуктов является важным средством стимулирования технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Совершенствование продукта может быть нарастающим вследствие двух обстоятельств: 1) удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или, если они это могут сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков; 2) прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.
Успешная дифференциация продукции фирмы от товаров конкурентов позволяет ей воздержаться от завоевания покупателей только за счет конкуренции по цене. Кроме того, дифференциация продукции способствует техническим инновациям и расширяет границы потребительского выбора.
Реализуя цель максимизации прибыли, монополистически конкурирующая фирма ищет наиболее прибыльную комбинацию качеств продукции. Но в условиях неполной информации о рынке это достаточно сложная проблема. Один из методов ее решения заключается в том, чтобы с учетом цен и свойств товаров фирм-конкурентов оценить несколько вариантов дифференциации продукции.
Продукция изменяется непрерывно, поскольку производители надеются получить прибыльные, хотя и временные преимущества. Как только на рынке появится продукция с новыми свойствами (действительными или мнимыми), так сразу другие фирмы начнут имитировать ее, либо, в надежде преодолеть конкурентное преимущество лидеров, постараются предложить продукцию с более высокими качествами.
В ходе работы на поле дифференциации продукции одни фирмы будут производить дешевую продукцию низкого, по сравнению с конкурентами, качества. Другие нацелятся на покупателей высококачественных товаров соответственно и более дорогих. Третьи займут промежуточное положение. Некоторые предпочтут следовать стратегии дифференциации на основе стиля, дополнительных услуг, широкого выбора моделей, условий кредита и т.д. Рынки разнообразны, соответственно, разнообразны и стратегии. Так как предпочтения и потребности потребителей не одинаковы, для фирм одной отрасли возможной и прибыльной становится стратегия специализации. Суть ее в том, чтобы обслуживать ограниченный рыночный сегмент, завоевать расположение особых групп потребителей и занять свою рыночную нишу. Применение стратегии специализаций оправдано, когда: во-первых, существуют определенные группы покупателей с разными нуждами; во-вторых, когда конкуренты не специализируются, а стараются привлечь всех покупателей; в-третьих, когда ресурсы фирмы недостаточны для удовлетворения нескольких сегментов рынка.
Разнообразие товаров и стратегий позволяет потребителю приобретать продукцию с широким спектром качеств, цен, характеристик, т.е. выбрать фирменную марку, лучше всех удовлетворяющую его потребности и предпочтения. Вместе с тем рост разнообразия товаров и стратегий дифференциации может настолько смутить потребителя, что он практически не сможет сделать рациональный выбор.
Если фирма будет реализовывать стратегию специализации, то это, естественно, отразится на издержках и спросе в соответствии с реакцией покупателей на новый вариант товара. Различие в продукции и издержках монополистически конкурирующих фирм создаст различные положения равновесия в долгосрочном периоде. В отрасли могут существовать одновременно фирмы с высококачественными и разнокачественными товарами, с высокими и низкими ценами. Более того, в некоторый момент времени некоторые фирмы смогут получать приличную экономическую прибыль, тогда как другие только нормальную, а третьи – нести убытки.
Рыночное предложение может быть дифференцировано не только по товару, но и по услугам и имиджу компании. Однако часто преимущества дифференциации оказываются временными, новшества одной фирмы легко копируются конкурентами. Поэтому идет постоянный поиск новых потенциальных преимуществ.
В одних отраслях добиться дифференциации проще, в других – сложнее, но фирмы, использующие творческий подход, доказали, что добиться дифференциации можно на любом рынке.