Гл. Vi. результаты непосредственного процесса производства 31
мости. Эта предпосылка, что товары продаются по ценам, соответствующим их стоимостям, составляет основу также исследований, содержащихся в следующей книге.
Ближайший результат непосредственного капиталистического процесса производства, его продукт, это — товары, в цене которых не только возмещается стоимость авансированного, потребленного во время их производства капитала, но вместе с тем материализован, овеществлен, как прибавочная стоимость, потребленный во время их производства прибавочный труд. Как товар продукт капитала должен войти в процесс обмена товаров и тем самым не только войтп в действительный обмен веществ, но вместе с тем проделать те превращения формы, которые мы изобразили, как метаморфозы товаров. Поскольку дело касается только формальных превращений — превращения этих товаров в деньги и их обратного превращения в товары, — то этот процесс уже изображен в том, что мы назвали «простым обращением», т. е. обращением товаров, как таковых. Но эти товары являются теперь вместе с тем носителями капитала; они теперь самый капитал, увеличившийся в стоимости, чреватый прибавочной стоимостью. И в этом отношении их обращение, которое теперь вместе с тем есть процесс воспроизводства капитала, включает в себя дальнейшие определения, которые были чужды абстрактному рассмотрению товарного обращения. Поэтому теперь нам предстоит рассмотреть обращение товаров как процесс обращения капитала. Это делается в следующей книге.
[459] 2) КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ПРОИЗВОДСТВО ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Поскольку капитал выступает еще только в своих элементарных формах, как товар или деньги, капиталист выступает в уже известных характерных формах владельца товаров или владельца денег. Но вследствие этого последние сами по себе столь же мало суть капиталисты, как товар и деньги сами по себе — капитал. Подобно тому как товар или деньги только при определенных предпосылках превращаются в капитал, так и владельцы товаров и владельцы денег только при тех же самых предпосылках превращаются в капиталистов.
Первоначально капитал выступал как деньги, которым надлежит превратиться в капитал или которые еще только ôuvà-(iei * капитал.
* — потенциально. Ред.
к. млеке
Экономисты, с одной стороны, делают ошибку, отожествляя эти элементарные формы капитала — товар и деньги — как таковые с капиталом, а с другой стороны, они делают ошибку, объявляя капиталом его способ существования в виде потребительной стоимости — средства труда — как таковой.
В своей первой, предварительной (так сказать) форме как деньги (как исходный пункт образования капитала) капитал существует еще только как деньги, т. е. как сумма меновых стоимостей в самостоятельной форме меновой стоимости, в его денежном выражении. Но эти деньги должны увеличить свою стоимость. Меновая стоимость должна послужить тому, чтобы создать больше меновой стоимости. Величина стоимости должна расти, т. е. наличная стоимость должна не только сохраниться, но и создать прирост, А стоимости, прибавочную стоимость, так чтобы данная стоимость, данная сумма денег представлялась как флюэнта, а прирост — как флюксия 12. Мы вернемся к этому самостоятельному денежному выражению капитала при рассмотрении процесса его обращения. Здесь, где мы имеем дело пока еще с деньгами в качестве исходного пункта непосредственного процесса производства, достаточно одного-единственного замечания: капитал здесь существует еще только как данная сумма стоимости = Д (деньги), в которой всякая потребительная стоимость стерта, стало быть, в форме денег. Величина этой суммы стоимости ограничена размером или количеством денежной суммы, которая должна превратиться в капитал. Следовательно, эта денежная сумма становится капиталом благодаря тому, что ее величина увеличивается, что она превращается в переменную величину, что она с самого начала есть флюэнта, и должна предполагать флюксию. Лишь в себе эта денежная сумма есть капитал, т. е. по своему назначению, только потому что она должна применяться, расходоваться таким способом, который имеет целью ее увеличение, потому что она расходуется с целью ее увеличения. Если это по отношению к наличной сумме стоимости или денежной сумме проявляется как ее назначение, ее внутренняя движущая сила, тенденция, то по отношению к капиталисту, т. е. владельцу этой денежной суммы, в руках которого она должна выполнить эту функцию, — как намерение, цель. В этом первоначально простом стоимостном или денежном выражении капитала (того, что должно стать капиталом), где абстрагировано всякое отношение к потребительной стоимости, где она отпала, отпадают также и всякое нарушающее вмешательство и впоследствии запутывающие случайные факторы действительного процесса производства (производство товаров и т. д.), и в столь же абст-
ГЛ. VI. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА 33
рактно простом виде обнаруживается и характерная специфическая природа капиталистического процесса производства. Если первоначальный капитал есть сумма стоимости, равная х, то здесь эта цель и этот х становится капиталом благодаря тому, что он превращается в х + Ах, т. е. в денежную сумму или сумму стоимости, равную первоначальной сумме стоимости плюс излишек сверх первоначальной суммы стоимости, в данную денежную величину плюс добавочные деньги, в данную стоимость плюс прибавочная стоимость. Таким образом, производство прибавочной стоимости, включающее в себя сохранение первоначально авансированной стоимости, выступает как определяющая цель, движущий интерес и конечный результат капиталистического процесса производства, как то, благодаря чему первоначальная стоимость превращается в ка-питал. Как это достигается, действительная процедура этого превращения х ъ х -\- Ах, ничего не изменяет в цели и результате процесса. Впрочем, и без капиталистического процесса производства х может превращаться в х + Да;, но не при данном условии и предпосылке, когда конкурирующие члены общества выступают по отношению друг к другу как лица, которые противостоят друг другу лишь в качестве товаровладельцев и только в качестве таковых вступают друг с другом в контакт (это исключает рабство и т. д.), и, во-вторых, не при каком другом условии, когда общественный продукт производится как товар. (Это исключает все формы, в которых для непосредственных производителей главной целью является потребительная стоимость, а в товар превращается лишь излишек продукта и т. д.)
[460] Эта цель процесса, в котором х превращается в х + Ах, показывает далее, каким путем должно идти исследование. Это выражение должно быть функцией переменной величины или должно превратиться в таковую во время процесса. С самого начала х, как данная сумма денег, есть постоянная величина, прирост которой, следовательно, равен нулю. Следовательно, х должен в процессе превратиться в другую величину, содержащую переменный элемент. И речь идет о том, чтобы найти эту составную часть и вместе с тем показать, путем каких опосредствовании первоначально постоянная величина становится переменной. Так как, — как обнаруживается далее при рассмотрении действительного процесса производства, — часть х в свою очередь обратно превращается в постоянную величину, а именно в средства труда, которые составляют часть стоимости х лишь в форме определенных потребительных стоимостей, а не в их денежной форме, перемена, которая ничего не изменяет
К. МАРКС
в постоянной природе величины стоимости, вообще ничего не изменяет в этой части, поскольку она есть меновая стоимость, то х представляется в процессе как с (постоянная величина) + v (переменная величина) = с + v. Теперь же разница А (с + v) = — с + (v + Av), а так как разница с = О, то она = (у + Д^К То, что первоначально представлялось как Ах, в действительности есть, следовательно, Av. И отношение этого прироста первоначальной величины х к той части х, прирост которой он составляет в действительности, долншо быть (Av = Ах (так
как Ах = Аг;)), -—=—, что на деле есть формула для нормы
прибавочной стоимости.
Так как совокупный капитал К = с + v, где с постоянно и v переменно, то К можно рассматривать как функцию v. Если v возрастает на Av, то К становится равной К'.
Итак, мы имеем:
1) К = с + v.
2) К' = с + (v + Av).
Вычитая уравнение 1) из уравнения 2), получаем разность К' — К, прирост К = АК.
3) К' — К = с + v + Av — с — v = Av.
4) AK = Дг;.
Следовательно, получается 3) и поэтому 4): АК = Av. Но К' минус К равно величине, на которую изменилось К(=АК), равно приросту К пли АК, следовательно 4). Или прирост совокупного капитала равен приросту переменной части капитала, так что Ас или изменение постоянной части капитала равно 0. Следовательно, постоянный капитал в этом исследовании относительно АК или Av предполагается равным нулю, т. е. не должен приниматься во внимание.
Пропорция, в какой возросло v = -- (норма прибавочной
стоимости). Пропорция, в какой возросло К = y~~ZT~
(норма прибыли).
Таким образом, подлинная, специфическая функция капитала как капитала есть производство прибавочной стоимости, которое, как будет показано позже, есть не что иное, как производство прибавочного труда, присвоение в действительном процессе производства неоплаченного труда, который представляется, овеществляется как прибавочная стоимость.
Далее оказалось, что для превращения х в капитал, в х + Ах, необходимо, чтобы стоимость или сумма денег х превратилась в факторы процесса производства, прежде всего
ГЛ. VI. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА 35
в факторы действительного процесса труда. В известных отраслях промышленности бывает, что часть средств производства — предмет труда — не имеет никакой.стоимости, не есть товар, хотя и есть потребительная стоимость. В этом случае часть х превращается только в средства труда, а предмет труда, поскольку речь идет о превращении ж, т. е. о закупке входящих в процесс труда товаров на х, исключается из закупок средств производства. Один фактор процесса труда, предмет труда, здесь равен 0, поскольку речь идет о стоимости. Но мы рассматриваем вопрос в полной форме, где и предмет труда — товар. В том случае, когда этого нет, этот фактор, поскольку речь идет о стоимости, принимается равным нулю и в расчет вносится поправка.
Подобно тому как товар есть непосредственное единство потребительной стоимости и меновой стоимости, так и процесс производства, который есть процесс производства товаров, представляет собой непосредственное единство процесса труда и процесса увеличения стоимости. Подобно тому как товары, т. е. непосредственные единства потребительной стоимости и меновой стоимости, выходят из процесса как результат, как продукт, так они и входят в него как образующие его элементы. Вообще из процесса производства никогда не может выйти ничего такого, что не входило в него в форме условий производства.
Превращение авансированной суммы денег, которая должна увеличиться и превратиться в капитал, в факторы процесса производства, есть акт товарного обращения, процесса обмена, и распадается он на ряд покупок. Следовательно, этот акт происходит еще вне непосредственного процесса производства. Он является лишь его введением, но он есть его необходимая предпосылка, и когда мы рассматриваем не непосредственный процесс производства, а капиталистическое производство в целом и в его непрерывности, то это превращение денег в факторы процесса производства, закупка средств производства и рабочей силы, образует в свою очередь имманентный момент совокупного процесса.
[461] Если же мы рассмотрим форму капитала внутри непосредственного процесса производства, то увидим, что капитал, как и простой товар, имеет двойственную форму потребительной стоимости и меновой стоимости. Но в обе формы входят дальнейшие определения, которые отличны от определений простых, самостоятельно рассматриваемых товаров, суть более развитые определенности.
Что касается прежде всего потребительной стоимости, то ее особое содержание, ее дальнейшая определенность были
К. МАРКС
совершенно безразличны для определения понятия товара. Предмет, который должен был быть товаром и поэтому носителем меновой стоимости, должен удовлетворять какую-либо общественную потребность, следовательно, обладать какими-либо полезными свойствами. Voilà tout *. Иначе обстоит дело с потребительной стоимостью товаров, функционирующих в процессе производства. Благодаря природе процесса труда средства производства распадаются прежде всего на предметы труда и средства труда, или детальнее, на сырье, с одной стороны, инструменты, вспомогательные материалы и т. д. — с другой. Это — определения формы потребительной стоимости, которые возникают из природы самого процесса труда, и таким образом — в отношении средств производства — потребительная стоимость получает дальнейшее определение. Определение формы потребительной стоимости само становится здесь существенным для развития экономического отношения, экономической категории.
В дальнейшем, однако, в процессе труда входящие в него потребительные стоимости распадаются на два строго разграниченных в понятии момента и противоположности (точно так же, как указано выше, это происходит с вещными средствами производства), на одной стороне, вещные средства производства, объективные условия производства, на другой — действующая рабочая сила, целесообразно проявляемая рабочая сила, субъективное условие производства. Это — дальнейшая определенность формы капитала, поскольку он выступает sub specie ** потребительной стоимости внутри непосредственного процесса производства. В простом товаре определенный целесообразный труд — прядение, ткачество и т. д.— воплощен, овеществлен в пряже, в ткани и т. д. Целесообразная форма продукта есть единственный след, оставленный целесообразным трудом, и даже этот след может быть стерт, если продукт имеет форму продукта природы, как скот, пшеница и т. д. В товаре потребительная стоимость выступает как нечто очевидное, как то наличное, что в процессе труда проявляется лишь как продукт. Отдельный товар па доле есть готовый продукт, позади которого лежит процесс его возникновения, продукт, в котором фактически преображен тот процесс, благодаря которому в нем воплотился, овеществился особый полезный труд. В процессе производства возникает товар. Он постоянно отрывается от процесса как продукт, так что са-
* — Вот и все. Ред.
♦* — в качестве. Ред.
ГЛ. VI. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА 37
мый продукт выступает лишь как момент этого процесса. Часть потребительной стоимости, в которой капитал выступает внутри процесса производства, есть сама живая рабочая сила, но как рабочая сила определенной, соответствующей особой потребительной стоимости средств производства спецификации и как действующая рабочая сила, как целесообразно проявляющаяся рабочая сила, которая делает средства производства вещными моментами своей деятельности и превращает их таким образом из первоначальной формы их потребительной стоимости в новую форму продукта. Сами потребительные стоимости проделывают поэтому внутри процесса труда действительный процесс превращения, будь то механического, химического или физического характера. В то время как в товаре потребительная стоимость есть данная вещь с определенными свойствами, здесь она есть превращение функционирующих как сырье и сродства труда вещей, потребительных стоимостей, посредством действующего через них и в них живого труда, который именно и есть рабочая сила actu *, в потребительную стоимость измененного образа — в продукт. Итак, форма, которую капитал, как потребительная стоимость, принимает в процессе труда, распадается, во-первых, на разобщенные в понятии и взаимно связанные средства производства, во-вторых, на [462] соответствующее понятию, из природы процесса труда вытекающее разделение между объективными условиями труда (средствами производства) и субъективными условиями труда, целесообразно действующей рабочей силой, т. е. самим трудом. А, в-третьих, если рассматривать процесс в целом, потребительная стоимость капитала выступает здесь как производящий потребительную стоимость процесс, в котором средства производства функционируют соответственно этой специфической определенности, как средства производства целесообразно действующей, соответствующей их определенной природе, специфической рабочей силы. Или совокупный процесс труда как таковой, в живом взаимодействии его объективных и субъективных моментов, выступает как совокупный образ потребительной стоимости, т. е. как реальный образ капитала в процессе производства.
Процесс производства капитала есть прежде всего, если рассматривать его реальную сторону — или если рассматривать его как процесс, который благодаря полезному труду над потребительными стоимостями образует новые потребительные стоимости, — действительный процесс труда. Его моменты как
— в действительности, на деле. Ред.
К. МАРКС
такового, его определенные, соответствующие его понятию составные части суть моменты и составные части процесса труда вообще, всякого процесса труда, на какой бы ступени экономического развития и на базисе какого бы способа производства он ни происходил. Следовательно, так как реальный образ или образ объективных потребительных стоимостей, из которых состоит капитал, его материальный субстрат, есть неизбежно образ средств производства,— средств труда и предметов труда, — которые служат для производства новых продуктов; далее, так как в процессе обращения, в форме товаров, следовательно, во владении капиталиста как товаровладельца, эти потребительные стоимости уже имеются налицо (на рынке), до того, как они функционируют соответственно их специфической цели в процессе труда; следовательно, так как капитал, — поскольку он представляется в объективных условиях труда, — по своей потребительной стоимости состоит из средств производства, т. е. сырья, вспомогательных материалов и средств труда, — инструментов, строений, машин и т. д., то отсюда делается вывод, что все средства производства ôuvâfiei *, и поскольку они функционируют как средства производства, суть капитал actu **, и что поэтому капитал есть необходимый момент человеческого процесса труда вообще, независимо от какой бы то ни было его исторической формы, и, стало быть, есть нечто вечное, обусловленное природой человеческого труда. Точно так же делается другой вывод: так как процесс производства капитала есть вообще процесс труда, то и процесс труда как таковой, процесс труда при всех общественных формах, есть неизбежно процесс труда капитала. Таким образом, капитал рассматривается как вещь, которая играет в процессе производства известную вещную роль, роль, присущую ему как вещи. Здесь та же логика, на основании которой заключают, что так как деньги — золото, то золото само по себе есть деньги, что так как наемный труд — труд, то всякий тр*уд неизбежно есть наемный труд. Таким образом тождество доказывается тем, что фиксируется тождественное всем процессам производства и не учитывают их специфических различий. Тождество доказывается тем, что абстрагируются от различий. В этом разделе мы еще вернемся к более обстоятельному рассмотрению этого важного, имеющего решающее значение пункта. Здесь пока ограничимся лишь следующим:
Во-первых: товары, которые капиталист купил, чтобы потребить их в качестве средств производства в процессе производ-
* — потенциально. Ред. ** — в действительности, на деле. Ред.