Гл. Vi. результаты непосредственного процесса производства 23

товар как ближайший результат капиталистического процесса производства, а затем дальнейшие процессы, которые он дол­жен пройти. (Товары суть элементы капиталистического про­изводства и товары суть продукт последнего, суть форма, в которой капитал выступает снова в конце процесса произ­водства.)

Отдельный товар — как продукт капитала, на деле как элементарная часть воспроизведенного и увеличившегося в сто­имости капитала, — обнаруживает свое отличие от отдельного товара, из которого мы исходили как из предпосылки образо­вания капитала, от товара, рассматриваемого самостоятельно, еще в том, — кроме пункта, уже рассмотренного и касающегося определения цены, — что когда товар продается по своей цене, стоимость авансированного на его производство капитала не реализуется и тем более не реализуется созданная этим капи­талом прибавочная стоимость. Как простые носители капи­тала — не только материально, как части потребительной стои­мости, из которой состоит капитал, но и как носители стоимости, из которой состоит капитал — товары могут продаваться по цене, соответствующей их стоимости, и тем не менее быть про­данными ниже их стоимости, как продукта капитала и как составных частей совокупного продукта, в котором теперь прежде всего существует увеличивший свою стоимость капитал.

В вышеприведенном нами примере капитал в 100 ф. ст. воспроизводился в 1 200 аршинах холста ценой в 120 ф. ст.

с

Согласно ранее данному объяснению и так как мы имели 80,

V m

20, 20, мы можем представить дело так, что 80 ф. ст. постоянного капитала представлены в 800 аршинах холста или в 2/3 сово­купного продукта; 20 ф. ст. переменного капитала или заработ­ная плата — в 200 аршинах холста или в х/в совокупного про­дукта и 20 ф. ст. прибавочной стоимости — также в 200 арши­нах холста или в последней 1/6 всего продукта. Если же не один аршин, а, например, 800 аршин холста продаются по их цене, равной 80 ф. ст., а две другие части не могут быть проданы, то даже из первоначальной стоимости капитала в 100 ф. ст. было бы воспроизведено только */8. Как носители совокупного капитала, т. е. как единственный действенный продукт сово­купного капитала в 100 ф. ст., 800 аршин холста были бы про­даны ниже их стоимости, именно на 1/3 ниже их стоимости, так как стоимость совокупного продукта равна 120, и 80 ф. ст. равны только 2/s всего продукта, а недостающее количество стоимости в 40 ф. ст. равно остальной 1/а этого продукта. Эти 800 аршин холста, рассматриваемые сами по себе, могли





К. МАРКС

бы также быть проданы выше своей стоимости и были бы все-таки, как носители всего капитала, проданы по их стоимости, например, если они сами были бы проданы за 90 ф. ст., а осталь­ные 400 аршин холста — только за 30 ф. ст. Но мы вовсе не намерены касаться продажи отдельных частей товарной массы выше или ниже их стоимости, так как согласно нашему предпо­ложению товары вообще продаются по их стоимости.

[455] Здесь речь идет не только о том, что товары продаются по своей стоимости, как это имело место при анализе самостоя­тельного товара, но и о том, что они продаются по своей стои­мости (цене) как носители авансированного на их производство капитала и поэтому как кратная часть совокупного продукта капитала. Если из этого совокупного продукта, 1 200 аршин холста, равные 120 ф. ст., будет продано лишь 800 аршин, то эти 800 аршин холста представляют не 2/3 совокупной стоимости, а всю совокупную стоимость, и представляют, следовательно, стоимость в 120 ф. ст., а не в 80 ф. ст., и отдель-

80 8 4 2 » о

ныи товар не равен «00 ~ 80 = 40 = 20 *" ст,=2 шилл.,

120 12 3 а = 800 = Ш~ 20 ~ ^ шиллингам. Таким образом, отдельный

товар продавался бы на 50% дороже, если бы он продавался за 3 шиллинга вместо 2. Как кратная часть произведенной со­вокупной стоимости отдельный товар должен продаваться по своей цене и, стало быть, как кратная часть проданного сово­купного продукта. Он должен быть продан не как самостоятель-

1 ныи товар, а, например, как -Гщ) совокупного продукта, стало

1199 быть, как дополнение к остальным ;пщ. Дело заключается

в том, чтобы отдельный товар продавался по своей цене, по­множенной на количество, которое является знаменателем его как кратной части.

(Отсюда уже само собой вытекает, что необходимо постоян­ное расширение рынка, так как с развитием капиталистичес­кого производства и с соответствующим ему удешевлением товара растет его масса, растет количество товаров, которые должны быть проданы; это — потребность для капиталистического спо­соба производства. Но этот пункт скорее относится к следую­щей книге.) (Этим объясняется также, почему, если капиталист продает, например, 1 200 аршин холста по 2 шиллинга за ар­шин, он не мог бы поставить по этой цене 1 300 аршин холста. Ибо добавочные 100 аршин, может быть, потребовали бы над­лежащих изменений [Vorkehrungen] в постоянном капитале и т. д., которые были бы оправданы этой ценой при добавочном




ГЛ. VI. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА 25

производстве в 1 200 аршин, а не при производстве в 100 ар­шин холста и т. д.)

Отсюда видно, как товар, как продукт капитала, отличает­ся от отдельного товара, рассматриваемого самостоятельно, и это различие будет все более и более обнаруживаться и все более и более влиять и на реальное определение цены товаров, чем дальше мы будем прослеживать процесс капиталистического производства и обращения.

Пункт, на который я здесь, однако, еще специально хочу обратить внимание, следующий:

В главе II, параграфе 3 этой первой книги8 мы видели, как различные части стоимости продукта капитала — стоимость постоянного капитала, стоимость переменного капитала и при­бавочная стоимость — с одной стороны, представляются, пов­торяются в своих пропорциональных частях в каждом отдель­ном товаре как кратной части произведенной совокупной по­требительной стоимости и как кратной части произведенной совокупной стоимости; как, с другой стороны, совокупный продукт может быть разделен на известные части, доли произ­веденной потребительной стоимости, предмета, из которых одна часть представляет лишь стоимость постоянного капитала, другая — лишь стоимость переменного капитала, третья, на­конец, — лишь прибавочную стоимость. Хотя оба эти выраже­ния, как было показано раньше, по существу тождественны, они противоречивы в способе их выражения. Ибо в последнем понимании отдельные товары, принадлежащие к первой части, воспроизводящей только стоимость постоянного капитала, вы­ступают так, как будто они выражают только овеществленный до процесса производства труд. Следовательно, например, 800 аршин холста, равные 80 ф. ст., равные стоимости аванси­рованного постоянного капитала, представляют только стои­мость потребленной льняной пряжи, масла, угля, машин и т. д., но не представляют никакой части стоимости вновь приложенного труда ткача, между тем как, с другой стороны, рассматриваемый как потребительная стоимость, каждый аршин холста, кроме содержащегося в нем льна и т. д., содер­жит определенное количество труда ткача, которое именно придало ему форму холста, и в своей цене в 2 шиллинга содер­жит 16 пенсов, воспроизводящих потребленный им постоянный капитал, 4 пенса, возмещающих заработную плату, и 4 пенса — материализованный в нем неоплаченный труд. Это кажущееся противоречие, — неумение разрешить его, как увидим позже, дало повод к фундаментальным ошибкам в анализе, — с пер­вого взгляда совершенно сбивает с толку того, кто имеет в виду



К. МАРКС

только цену отдельного товара, сбивает с толку так же, как не­сколько ранее выставленное положение, что отдельный товар или определенная доля совокупного продукта может прода­ваться по своей цене ниже своей цены, выше своей цены по своей цене и даже выше своей цены ниже своей цены. Пример этой путаницы — Прудон 7.

(Цена одного аршина холста в вышеприведенном примере определяется не изолированно, а как кратной части совокупного продукта.)

[456] (Вышесказшшое об определении г^ены я изложил ранее; мо­жет быть, отдельные положения оттуда следует включить сюда).

Первоначально мы брали отдельный товар самостоятельно, как результат и прямой продукт определенного количества труда. Теперь, когда он — результат, продукт капитала, дело изменяется формально (позже действительно в ценах производства) таким образом: произведенная масса потреби­тельных стоимостей представляет количество труда, равное стоимости заключенного в продукте и потребленного по­стоянного капитала (определенного количества овеществленного труда, переданного им продукту) плюс обмененное на перемен­ный капитал количество труда, одна часть которого возмещает стоимость переменного капитала, а другая образует прибавоч­ную стоимость. Если содержащееся в капитале рабочее время, выраженное в деньгах, равно 100 ф. ст., из которых 40 ф. ст. составляют переменный капитал, а норма прибавочной стои­мости равна 50%, то совокупная масса содержащегося в про­дукте труда выражается в 120 ф. ст. Прежде чем товар может войти в обращение, его меновая стоимость должна быть пред­варительно превращена в цену. Поэтому, если совокупный продукт не есть один неделимый предмет, когда весь капитал воспроизводится в единичном товаре, как например, дом, то капитал должен исчислить цену отдельного товара, т. е. вы­разить меновую стоимость отдельного товара в счетных день­гах. В зависимости от различной производительности труда совокупная стоимость в 120 ф. ст. будет делиться на большее или меньшее количество продуктов; следовательно, цена от­дельного товара будет представлять, в обратном отношении к общему количеству товаров, большую или меньшую кратную часть 120 ф. ст. на единицу товаров. Например, если совокупный продукт = 60 тоннам угля, то 60 тонн = 120 ф. ст. = 2 ф. Ст.

120 , __

за тонну = ид ф. ст.; если продукт равен 7о тоннам, то тон-

120 на = -—- — 1 ф. ст. 12 шилл.; если продукт равен 240 тоннам,


Наши рекомендации