Трудовое поведение: понятие, структура
Острая необходимость мощного развития исследований и многократного умножения работы по активизации человеческого фактора возникла не вдруг. С одной стороны, это явилось следствием продолжительной недооценки роли личного элемента производительных сил, упрощенного понимания материального характера общественного производства, когда производительные силы отождествляются со средствами производства, техникой, а известное утверждение классиков марксизма-ленинизма о том, что главной производительной силой общества являются сами трудящиеся, игнорировалось. В частности, не была в должной степени оценена мысль К. Маркса о том, что «идеи никогда не могут выводить за пределы старого мирового порядка... Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». Это положение о решающей роли человека в производстве, в развитии общества полностью разделял и В. И. Ленин. «Не история,— подчеркивал он,— а именно человек, действительный, живой человек — вот кто делает все это, всем обладает и за все борется» .
Из этого явствует вывод, чттг исследователь-материалист, пытающийся детально и всесторонне изучить общественные отношения, а значит, и основные из них — производственные отношения, обязан изучать реальные личности, их действия и поступки и, главное, те законы, которым эти действия и поступки подчинены.
В реальной действительности индивиды предстают прежде всего не как физические лица, отличающиеся теми или иными внешними и внутренними качествами, а как деятельные индивиды. Отсюда и подлинная наука в противоположность умозри-
тельным спекуляциям начинается только там, где осуществляется: изображение практической деятельности, практического процесса развития людей.
Поэтому в рамках исследований проблемы человеческого фактора на передний план выдвигается не абстрактный человек, а его деятельность, которая на поверхности реальной экономической жизни проявляется в виде определенных актов, действий, поступков, совокупность которых обычно рассматривается как поведение и признается одним из выражений общественных отношений. А поскольку основой жизни общества являются материальное производство, труд, постольку основным видом поведения и важнейшим объектом научного анализа есть поведение в сфере труда, или трудовое поведение.
Трудовое поведение — крайне сложное экономическое и социальное явление. В нем органически переплетаются объективное и субъективное, внутреннее и внешнее, общее и осо бенное, социальное и психическое, волевое и эмоциональное, сознательное и бессознательное.
Для того чтобы детально рассмотреть узловые аспекты трудового поведения, остановимся прежде всего на характери стике человеческого поведения в целом, для чего возьмем бо лее широкую категорию «деятельность», уточнив, естественно, ее сущность.
В своем большинстве авторы аналогичных исследовани выделяют три основные характеристики этой категории. Во-первых, они подчеркивают, что деятельность — это способ бы тия, существования и развития самого человека. Во-вторых доказывают, что это — форма его жизненной активности направленной на целесообразное изменение окружающей дей ствительности и самого человека. В-третьих, считают, чт это — процесс преобразования окружающего мира в соответствии с потребностями, целями и задачами общества и самог человека. Это позволяет в социально-экономических исследов" ниях руководствоваться следующим определением: деятельности есть специфическая человеческая форма отношения к окру жающему миру, содержание которой составляет целесообразно изменение (преобразование) этого мира и самого человека.
Приведенная формулировка категории «деятельность» да основание подчеркнуть в ее структуре восемь основных эле
ментов: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других индивидов; объект, на который направлена активность субъекта; цель — предполагаемый, желаемый, результат; средство деятельности, т. е. предмет (предметы), который использует субъект для достижения поставленной цели; процесс воздействия субъекта на объект (собственно активность); окружающая среда, условия, обстановка, в которых протекает деятельность; технология деятельности — последовательность способов, методов и приемов воздействия субъекта на объект; и наконец, результат — реальный продукт этого воздействия.
Существенной характеристикой деятельности, поскольку она всегда осуществляется целеустремленным индивидом или группой индивидов, обладающих теми или иными навыками, знаниями, установками, и всегда протекает в тех или иных конкретных и постоянно меняющихся условиях, является связь деятельности с сознательным или бессознательным выбором целей, способов, методов их достижения и вполне определенной степени интенсивности реализации принимаемых решений. Все эти обстоятельства, в свою очередь, обусловливают тот или иной итог, результат деятельности, по степени приближения которого к поставленной цели можно судить об эффективности, полезности деятельности для индивида и (или) с учетом степени соответствия индивидуальных целей общественным — о ее социальной значимости. Деятельность, рассмотренная именно с этой, аксиологической (ценностной), точки зрения, следует, на наш взгляд, понимать как поведение, основными элементами которого являются целеполагание, выбор способов и методов действий, степени интенсивности и качества их выполнения, практическая реализация технологии действия и конечно же оценка полезности достигнутых результатов.
Понятие «организационное поведение» было введено в связи с необходимостью обозначения разнообразных поведенческих Реакций личности (группы) на организационные воздействия (стимулы, ролевые и административные требования, предписания и санкции), а также в связи с вариативностью типов этих Реакций.
Организационное поведение можно классифицировать следующим образом:
К .217
По степени осознанности человеческого поведения: осознанное и неосознанное.
По целям: направленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей.
По типу субъекта-носителя: индивидуальное, групповое, ролевое и организационное.
По типу воздействия на субъекта-носителя: реактивное (реакция на соответствующие санкции со стороны лидера, группы или организации), конформное (воспроизведение поведения лидера, группы), ролевое (ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний).
По последствиям реализации данного типа поведения для группы: конструктивное (ориентированное на укрепление единства или повышение эффективности деятельности группы) и деструктивное (ведущее к дезинтеграции и снижению эффективности деятельности группы, организации).
По форме протекания: кооперированное (ориентированное на поддержание сотрудничества) и конфликтное.
Трудовая деятельность — это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Здесь ставятся следующие цели:
создание, материальных благ, средств жизнеобеспечения;
оказание услуг различного целевого назначения;
♦ разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;
♦ накопление, консервация, передача информации и ееносителей и т.д.
Трудовая деятельность — независимо от способа, средств и результатов — характеризуется рядом общих свойств: функционально-технологическим набором трудовых операций, предписанной рабочим местам функциональной программой; набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках; материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации; определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их реализации; нормативно-алгоритмизированным способом организации, с помощью которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).
Трудовое поведение — это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации.
Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:
♦ циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;
маргинальные (от лат. margin alis — находящийся на краю) действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса в другой;
поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;
действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убежде-
' ний;
акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;
спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;
осознанное или неосознанное" повторение стереотипов массового и группового поведения;
действия и поступки как трансформация влияния других сУбъектов, применяющих различные формы принуждения и Убеждения.
Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим основаниям: предметно-целевой направленности; глуби-"е пространственно-временной перспективе достижения определенной цели; контексту трудового поведения, т.е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии которыми развертывается все многообразие поступков и дей ствий; методам и средствам достижения конкретных результа тов в зависимости от предметно-целевой направленности трудо вого поведения и его социокультурных образцов; по глубине типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стра тегии трудового поведения и т. д.
Итак, трудовое поведение: отражает функциональный ал горитм производственного процесса, представляет собой пове денческий аналог трудовой деятельности; является формой при способления работника к требованиям и условиям технологи ческого процесса и социального окружения; выступает дина мическим проявлением социальных стандартов, стереотипов профессиональных установок, которые интернализованы инди видом в процессе социализации и конкретного жизненного опы та; отражает характерологические черты личности работник* есть определенный способ и средство воздействия человека н окружающую его производственную и социальную среду.
Для выражения особенных, специфических сторон поведе ния, предопределяемых конкретным характером труда, целе сообразно ввести категорию конкретно-трудового поведени характеризующую формы, способы, результативность выпол няемых индивидом в процессе труда функций, действий и one раций. Основная нагрузка данной категории — подчеркнуть част ный характер труда производителя, выделить специфику ег положения и поведения, охарактеризовать особенности выпол нения им поведенческих и ролевых функций работника.
Разграничение абстрактно- и конкретно-трудового пове дения конечно же носит относительный характер, относитель ными являются любые научные категории и абстракции. Од: нако значение, ценность такого разделения очевидны. Он заключаются в том, что позволяют дать более глубокую емкую экономическую интерпретацию трудовому поведению которое с учетом его двойственности рассматривается как фор ма, способы включения индивида в процесс труда, в проце практической реализации и развития своего трудового поте" циала и осуществления поведенческих и ролевых функций ра ботника. 220
Дадим некоторые разъяснения по поводу введенных категорий трудового потенциала и ролевых функций работника. Трудовой потенциал как экономическая категория является интегральной характеристикой количества, качества и меры совокупной способности индивида к труду, которой определяются возможности отдельного человека по участию в общественно полезной деятельности и реализации целей социально-экономи-чес-кого развития. С позиции воспроизводственного подхода в личном трудовом потенциале четко разграничиваются ресурсная, психофизиологическая, интеллектуальная и социально-личностная стороны.
С ресурсной стороны мера трудоотдачи отдельного работника определяется фондом времени его возможного участия в общественно полезной деятельности. Со стороны психофизиологической и интеллектуальной возможности человека определяются степенью его профессиональной пригодности к выполнению конкретного вида умственной или физической деятельности, мерой его одаренности и таланта, а также совокупностью знаний, умений, навыков. С социально-личностной стороны, которая характеризует уровень гражданской и духовной зрелости работника, его возможности определяются мировоззрением, потребностями, установками, такими качествами, как инициативность, дисциплинированность, чувство долга и ответственности, способность к самоконтролю и принятию самостоятельных решений.
Трудовое поведение, поскольку оно определяется господствующими в обществе отношениями, и прежде всего отношениями собственности, носит общественный характер и, следовательно, характеризуя уровень развития общества и производства, само развивается, видоизменяется и совершенствуется по мере
Виды трудового поведения, механизм регулирования |
Основания классификации
Таблица 8.
Виды трудового поведения