Становление социологии труда в России
Проблемы труда с момента зарождения социологии в России всегда заснимали важное место, хотя социология труда как самостоятельная дисциплина оформилась гораздо позднее. В развитии социологической мысли в России можно выделить три основных периода. Первый период с середины XIX в. до 1917 г. XX в., второй — с начала 20-х до середины 50-х гг., третий — с середины 50-х гг. по настоящее время.
Первый период характерен ускоренным развитием промышленности, что способствовало интенсивному росту городского населения, резкому социальному расслоению общества. Этот этап связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров и Н. М. Михайловский. Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Они, как и классики теоретической социологии, главное внимание уделяли разработке учения об обществе в целом, выявлению тенденций и закономерностей его развития. С их точки зрения развитие общества определяют критически мыслящие личности.
Наряду с субъективной социологией и в борьбе с ней в России развивалась социология марксизма, представленная дв^умя основными направлениями: легальный марксизм (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев и др.) и ортодоксальный марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). В этот период становления социологии труда накапливается большой фактический материал, основанный на отчетах фабричной инспекции, введенной в России в 1882 г. И хотя данные этих отчетов составлялись нерегулярно и носили относительный характер, они уже тогда способствовали постановке целого ряда вопросов, посвященных трудовым отношениям в промышленном производстве.
В начале XX в. исследование социальных аспектов труда поднимается на более высокий уровень. Появляется ряд 18 специализированных журналов, таких как «Фабрично-заводское дело», «Промышленность и здоровье» и др. Предпринимаются попытки осуществления социальных экспериментов в сфере трудовых отношений. Однако в этот период значительная часть эмпирических исследований по проблемам социологии труда проводилась энтузиастами: экономистами, врачами и т.д. Чаще всего в этих исследованиях рабочего класса изучались внепро-изводственные факторы: демографический состав, структура семьи, жилищные условия, духовные запросы и т.п.
В дальнейшем тематика исследований расширялась. В сферу интересов исследователей вошли такие вопросы, как бюджеты рабочего времени, содержание, условия, организация труда. Большое внимание в проводимых исследованиях уделялось сопоставлению рабочего класса в России и других странах. В рамках данного направления особо следует отмстить труд К. Пажитнова «Положение рабочего класса в России». Он значим четким концептуальным подходом к исследуемой теме, анализом эмпирических данных в отличие от многочисленных, предшествующих ему сюжетных описаний.
После Октябрьской революции наступает второй период в развитии отечественной социологии труда. Необходимость организации хозяйственной деятельности на новых социалистических принципах поставила перед социологией труда и экономической наукой целый ряд важных практических вопросов:
как в условиях плановой экономики обеспечить эквивалентную оплату труда с учетом его количества и качества;
в каких единицах измерять затраты труда, обеспечить его эффективный учет и контроль;
как формировать и удовлетворять разумные потребности работников;
♦ как стимулировать трудовой потенциал.
За этими, на первый взгляд, частными проблемами стоит главный вопрос: каков характер производственных отношений в новых условиях?
Одним из наиболее значительных направлений в социологии труда того времени была теория научной организации труда. Разработка этого направления лежала в русле острой полемики по поводу возможности применения системы Тейлора в Условиях социализма. Высказывались диаметрально противопо-
- 19
ложные точки зрения: одни настаивали, что организация труда, основанная на рационалистических принципах, предложенных американским инженером, должна быть взята на вооружение полностью и без оговорок, другие считали, что эта система есть воплощение капиталистической эксплуатации и в условиях социализма неприемлема.
Одним из наиболее крупных представителей научной организации труда (НОТ) являлся А. К. Гаетев. Основополагающим принципом его теории было утверждение, что никакая техника не поможет, если не будет воспитан новый тип работника. Отсюда огромное внимание, которое уделял А. К. Гаетев и его соратники вопросам развития культуры труда в самом широком смысле этого слова. Созданный ими Центральный институт труда (ЦИТ) разработал большое количество методик по рациональной организации и управлении трудом. С. Г. Струми-лин, как и А. К. Гаетев, подробно исследовали социологические аспекты труда. Однако если в своих работах С. Г. Струмилин основное внимание уделял макросоциологической проблематике, уровню народного хозяйства в целом, то А. К. Гаетев ориентировался на микросоциологический уровень — трудовой коллектив и отдельного работника.
В этот период в социологии труда получают развитие и такие-направления, как исследование условий жизни рабочего класса, изучение структуры интересов рабочей молодежи, анализ социальных проблем коллективизации и др. Однако задачи ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации не требовали тонких методов социологического анализа. Упор все больше делался на приемы командно-распоряди-тельные. Социология с ее анализом причинно-следственных связей оказалась не нужной, она была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.
Начиная с середины 20-х гг. все более усиливался идеологический и политический контроль, что вело к подавлению и фактическому запрету любой свежей социальной мысли, если она противоречила идеологическим установкам власти.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до середины 50-х годов. Возрождение социологических исследований началось с наступлением хрущевской оттепели. Уже в конце 50-х начале 60-х гг. были проведены масш-20 табные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на профессионально-квалифицированный и социальный состав работников, их отношение к труду- Особо следует отметить книгу «Человек и его работа», которая явилась результатом крупномасштабного исследования отношения к труду различных категорий работающих. Эта книга в методическом отношении не утратила своей значимости и сегодня. Важной сферой исследовательских интересов социологов являлись и такие проблемы, как социальное планирование, текучесть кадров, профессиональная ориентация молодежи и ряд других.
В эти годы создаются первые социологические учреждения: сектор новых форм труда и быта, преобразованный затем в отдел социологических исследований в институте философии АН СССР, лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация. Преобразования в обществе, начавшиеся в середине 80-х годов, способствовали дальнейшей институционализации социологии. Открываются кафедры социологии в университетах, социологию в качестве учебной дисциплины начинают преподавать и в технических вузах. Нормой становятся опросы общественного мнения.
Однако долгие годы запрета на социологию не прошли даром. Масштабность и уровень социологических исследований пока во многом отстают от западноевропейских и американских, и требуется еще немало усилий, чтобы социология вообще и социология труда в частности заняли подобающее им место в системе обществознания, а теоретические разработки и практические рекомендации послужил» мощным инструментом повышения эффективности труда.
Ь4. Социологический подход к изучению экономики и труда
Экономические отношения в сфере трудовой деятельности традиционно рассматриваются в курсах макро- и микроэкономики, организации производства, бухучета и других экономи-Ческих дисциплин. Но при всей значимости этих подходов «человеческий фактор» производства остается как бы за рамками исследования или, по крайней мере, не выступает на первый план. Макроэкономические отношения анализируются как движение товаров и денег в обшей системе производства, распределения и потребления материальных благ, организация производства исследует эффективность его структуры, в бухгалтерском учете выявляется соотношение затрат и результатов труда. Но сам труд, как особый, специфический способ человеческой деятельности, куда человек включен со всем своим «ансамблем качеств» (К. Маркс), остается за кадром.
Если объеку исследования дан, то предмет исследования конструируется. Это угол зрения, ракурс, под которым рассматривается объект. В данном курсе мы будем рассматривать труд именно с точки зрения роли человеческого фактора в процессе труда, т.е. социологический аспект трудовой деятельности. Ее интегративным показателем является эффективность труда, которая при данном подходе рассматривается не только как стоимостная характеристика, но и как способ удовлетворения «иерархии человеческих потребностей» (А. Маслоу).
Экономика и социология труда являются комплексной дисциплиной, рассматривающей как экономические, так и социальные аспекты трудовой деятельности. Но, учитывая, что экономика труда рассматривается в целом ряде экономических дисциплин, главное внимание мы уделим социологическим аспектам.
Инструмент исследования любой науки есть ее категориальный аппарат. Именно в системе категорий раскрываются те связи и отношения, которые являются се предметом. Поэтому необходимо определить объем и содержание используемых категорий. Иначе границы исследуемого предмета становятся расплывчатыми, методические приемы некорректными и, как следствие, результаты исследования дилетантскими, а порой и просто не пригодными ни для дальнейшего приращения научного знания, ни для практического использования его результатов.
В социальном смысле под организацией труда понимается то, насколько предмет, средства и процесс труда отвечают психофизиологическим и квалификационным характеристикам работника, его ценностным ориентациям.
Для социолога организация труда редко выступает в чисто техническом смысле. Он это оценивает не с позиций производ-22 ства, а с позиций человека на производстве. Главное здесь — поведение и мотивация работника, то, насколько гуманной является организация труда.
Исходя из такого видения организация труда может быть отсталой, традиционной, прогрессивной и т.д. Все зависит от того, какими методами организуется совместный труд, как повышается заинтересованность в работе.
В техническом смысле организация труда в соответствии с вышеперечисленными элементами может быть представлена тремя главными блоками: разделение труда (специальность), кооперация труда (функциональные взаимосвязи работников), распределение работ (заданий) и контроль за исполнением. Они определяют, какой объем работы, в какие сроки и с каким качеством должен выполнить данный работник или бригада, кто назначает задание, перед кем они отчитываются, с кем кооперируются в своей деятельности, кто контролирует работу. То или иное сочетание этих составляющих отражает характер организации труда.
Узкая специализация, выполнение 1—2 операций, детальный контроль, высокая интенсивность и монотонность труда — признаки традиционной его организации. В основе такой организации лежат принципы, предложенные еще в начале века американским инженером Фредериком Тейлором.
В отличие от нее нетрадиционная форма организации труда, берущая свое начало в «концепции человеческих отношений» Элтона Мейо, учитывает роль «человеческого фактора» на производстве. Главная цель таких нетрадиционных, нестандартных форм организации труда — повышение удовлетворенности трудом. Методы, уменьшающие рутинный, монотонный характер трудовых операций, называются обогащением труда. К ним относятся:
расширение зон обслуживания, освоение смежных специальностей;
ротация — перемена рабочих мест и операций в течение рабочего дня или недели;
гибкий график рабочего времени — свободный выбор начала и конца рабочего дня работником;
расширение должностных обязанностей и ответственности.
Кроме этого, используются и так называемые компенсаторные методы. Они не меняют характер трудового процесса, но позволяют снизить монотонность труда. К ним можно отнести:
трансляцию функциональной музыки во время работы;
производственную гимнастику;
комнаты психологической разгрузки;
дизайн производственной среды.
Итак, в организации труда, понимаемой с технической стороны, человек хотя и участвует в трудовом процессе как главное действующе* лицо, но рассматривается как живой придаток машины, элемент технологического процесса. С социальной же точки зрения человек предстает не просто в качестве рабочей силы, а как личность, обладающая сложным внутренним миром, со свойственными ему интересами, потребностями и целями. Учет этих социальных качеств работника имеет двойную детерминацию: с одной стороны, он способствует повышению эффективности труда, с другой — повышает удовлетворенность трудом, способствует гармоничному развитию личности.