Плохая обратная связь Барьер возникает при невозможности установить, принято ли сообщение получателем, и оценить степень искажения первоначальной информации.
Неумение слушатьВ работе менеджера 80% информации воспринимается на слух.(американские менеджеры слышат с 25% -ой эффективностью).
Организационные барьеры:
Искажение сообщения. Бывает: непреднамеренное, сознательное (модификация менеджером информации в своих интересах), искажение вследствие фильтрации информации, искажение из-за несовпадения статусов, так как вышестоящий руководитель обладает правом влиять на карьеру, зарплату, поэтому подчиненные имеют тенденцию передавать только положительную информацию.
Информационная перегрузка– возникает в каналах коммуникации и означает, что руководитель не в состоянии реагировать на дополнительную информацию. Есть термин «Релевантная информация», то есть информация, непосредственно относящаяся к проблеме, именно такая информация должна поступать к руководителю во избежание перегрузки.
Неудовлетворительная структура организации может привести к возникновению барьеров при следующих условиях:
· чрезмерное количество звеньев и уровней управления, что приводит к росту искажений из-за фильтрации и удлинению времени прохождению информации;
· дублирование функций или низкой компетентности персонала, что способствует возникновению противоречивой информации;
· в результате конфликтов между группами людей и подразделениями возможно умышленное искажение или блокировка информации.
Методы совершенствования искусства коммуникации:
1. Проясняйте свои идеи перед началом передачи информации. Необходимо заранее систематически обдумывать те вопросы, проблемы, которые хотели бы вынести на обсуждение.
2. Необходимо исключать из сообщения все двусмысленные слова и фразы. Особая точность формулировок нужна в сроках выполнения.
3. Необходимо следить за языком собственных поз, жестов, интонаций во избежание противоречивости сигналов.
4. Излучайте эмпатию (внимание к чувствам других людей, готовность влезть в их «шкуру») и открытость. Эмпатия необходима для настройки получателя на прием информации, придания контакту положительной эмоциональной окраски.
5. Необходимо добиваться установления обратной связи, для этого:
· задавайте вопросы без угрожающей интонации, сравнивайте ответы с тем, что желали получить;
· совместно обсуждайте проблему, заставьте получателя пересказать ваши мысли своими словами;
· оцените язык поз, жестов, интонаций, указывающей на непонимание или неприятие информации (напряженность в лице, раздраженный вид, отведение в сторону взгляда, реакция с едва заметной паузой);
· жестко проконтролируйте первые результаты работы получателя, это позволит оценить соответствие направления его действий вашему желанию;
· ведите политику открытых дверей с подчиненными, пусть они знают, что вы в определенное время готовы обсудить деловые и личные вопросы своих работников.
Методы налаживания коммуникаций в корпорациях США:
Система ротаций, перемещение работников из одного отдела в другой, из филиала в филиал. Результат – повышение общей информированности работников, знание проблем различных подразделений.
Система анкетирования и интервьюированияработников, проводимых специальными службами, позволяет выявить общественное мнение, психологический климат в коллективе.
Система «красного ящика», для рациональных предложений и анонимных критических замечаний, причем каждое замечание получает ответ в бюллетени фирмы.
Система «горячей линии»,по которой работники анонимно узнают о назначениях, перемещениях, продвижении в должностях, получая ответ немедленно
«Кружки качества»,смешанные группы, состоящие из руководителей и рядовых сотрудниках, для обсуждения проблем, причем одним голосом обладает и президент компании, и простой рабочий, решение принимается простым большинством.
Информационный бюллетень, существующий как в традиционной форме (в виде газет, журналов), так и в электронном виде (видеофильм).
Информационные технологии. Компьютерные системы, обеспечивающие оперативный доступ к необходимой информации.
Значение обратной связи. Каналы коммуникации
http://www.referat-web.ru/referat68059.html
Глава 1. Обратная связь в коммуникативном процессе