Основные технические характеристики кранов.
Основные технические данные характеризующие краны называются параметрами.
Основные параметры:
- грузоподъемность (т) – наибольшая допускаемая масса рабочего груза, на подъем которого рассчитан кран в заданных условиях эксплуатации. Масса СПГ (съемные грузозахватные приспособления) включается в грузоподъемность крана. Типы грузоподъемности: полезная; брутто; нетто; миди.
- вылет (м) – расстояние по горизонтали от оси вращающейся поворотной части до вертикальной оси грузозахватного механизма без груза при установке крана на горизонтальной площадке
- грузовая характеристика – зависимость грузоподъемности крана от вылета грузозахватного органа
- грузовой момент (т*м) – момент соответствующий произведению грузоподъемности крана на вылет грузозахватного органа (на плечо)
- высота подъема (м) – расстояние по вертикали от уровня стоянки до грузозахватного органа находящегося в верхнем рабочем положении.
Основные механизмы грузоподъемных кранов.
ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ КРАН (подъемный кран), стационарная,передвижная машина периодического (циклического) действия для подъема и перемещения грузов. Основные составные части грузоподъемного крана: несущая конструкция (стрела, мачта, мост, ферма,башня), грузоподъемный механизм (лебедка, таль) с приводом, грузозахватное устройство (крюк,строп, грейфер, ковш, электромагнит и др.) с направляющими и поддерживающими элементами (канаты, цепи).
Наиболее распространенные разновидности стационарных грузоподъемных кранов - консольные, мачтовые, мостовые, козловые, портальные, башенные, кабельные. К передвижным грузоподъемным кранам относятся стреловые самоходные краны, железнодорожные и плавучие краны.
Маркировка грузозахватных приспособлений.
При маркировке на СГП к низу прикрепляют бирку, где наносят:
- товарный знак изготовителя
- грузоподъемность
- дату испытания
- порядковый номер
Также СГП должны снабжаться паспортом, в котором указывают:
- наименование предприятия изготовителя
- эскиз изделия
- наименование изделия
- порядковый номер изделия
- сведения о применяемых материалах
Подбор грузозахватных приспособлений для работы по подъему и перемещению грузов.
СПГ подбираются в соответствии со схемой строповки грузов. В случае отсутствия схемы строповки грузов необходимо обратиться к лицу ответственному за безопасное производство работ кранами.
Осмотр и браковка грузозахватных приспособлений и тары.
Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами:
- уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более
- уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более
- уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждения сердечника
- обрыв одной пряди и более
- выдавливание сердечника
- повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда
- деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%
- трещины на опрессовочной втулке или изменение ее размера более чем на 10% от первоначального
- отсутствие на крюке предохранительного замка
- перекручивание, перегибы, заломы каната
- отсутствие паспорта или бирки
Цепные стропы подлежат браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при износе звена более 10%.
24. Стропы канатные, их назначение и основные технические требования к ним.
Стропами называют отрезки канатов или цепей соединенных в кольца или снабженных навесными грузозахватными элементами, которые служат для обвязки крепления и подвешивания груза к грузоподъемному механизму и обеспечивает быстрое и удобное крепление груза.
В настоящее время используются:
- стропа канатные (СК)
- стропа цепные (СЦ)
- универсальные канатные стропа (УСК)
По числу ветвей стропы бывают:
- одноветьевые
- двухветьевые
- трехветьевые
- четырехветьевые
- универсальные
При использовании многоветьевых стропов следует следить за тем, чтобы нагрузка передавалась равномерно на все ветви стропа. Конструкция СГП должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения груза.
Требования к грузозахватным крюкам.
На кранах применяются однорогие или двухрогие крюки изготовленные ковкой или штамповкой, а также пластинчатые крюки из пластин, соединенных заклепками.
Ревизия крюков и деталей их подвесок производится не реже одного раза в год. При каждом ЧТО и ПТО деталей его подвески детали должны быть разобраны, очищены от грязи, промыты керосином и тщательно осмотрены при помощи лупы.
Крюк должен быть изъят из употребления если на любой его части обнаружены трещины и волосовины. Крюк также бракуется при износе в зеве превышающий 10% от первоначальной высоты вертикального сечения, а также в случае повреждения резьбы в хвостовой его части. Остаточная деформация изгибав опасных сечениях изогнутой части крюка и в местах перехода его шейки не допустимо.