Основные технические характеристики кранов.

Основные технические данные характеризующие краны называются параметрами.

Основные параметры:

  • грузоподъемность (т) – наибольшая допускаемая масса рабочего груза, на подъем которого рассчитан кран в заданных условиях эксплуатации. Масса СПГ (съемные грузозахватные приспособления) включается в грузоподъемность крана. Типы грузоподъемности: полезная; брутто; нетто; миди.
  • вылет (м) – расстояние по горизонтали от оси вращающейся поворотной части до вертикальной оси грузозахватного механизма без груза при установке крана на горизонтальной площадке
  • грузовая характеристика – зависимость грузоподъемности крана от вылета грузозахватного органа
  • грузовой момент (т*м) – момент соответствующий произведению грузоподъемности крана на вылет грузозахватного органа (на плечо)
  • высота подъема (м) – расстояние по вертикали от уровня стоянки до грузозахватного органа находящегося в верхнем рабочем положении.

Основные механизмы грузоподъемных кранов.

ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ КРАН (подъемный кран), стационарная,передвижная машина периодического (циклического) действия для подъема и перемещения грузов. Основные составные части грузоподъемного крана: несущая конструкция (стрела, мачта, мост, ферма,башня), грузоподъемный механизм (лебедка, таль) с приводом, грузозахватное устройство (крюк,строп, грейфер, ковш, электромагнит и др.) с направляющими и поддерживающими элементами (канаты, цепи).

Наиболее распространенные разновидности стационарных грузоподъемных кранов - консольные, мачтовые, мостовые, козловые, портальные, башенные, кабельные. К передвижным грузоподъемным кранам относятся стреловые самоходные краны, железнодорожные и плавучие краны.

Маркировка грузозахватных приспособлений.

При маркировке на СГП к низу прикрепляют бирку, где наносят:

  • товарный знак изготовителя
  • грузоподъемность
  • дату испытания
  • порядковый номер

Также СГП должны снабжаться паспортом, в котором указывают:

  • наименование предприятия изготовителя
  • эскиз изделия
  • наименование изделия
  • порядковый номер изделия
  • сведения о применяемых материалах

Подбор грузозахватных приспособлений для работы по подъему и перемещению грузов.

СПГ подбираются в соответствии со схемой строповки грузов. В случае отсутствия схемы строповки грузов необходимо обратиться к лицу ответственному за безопасное производство работ кранами.

Осмотр и браковка грузозахватных приспособлений и тары.

Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами:



  • уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более
  • уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более
  • уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждения сердечника
  • обрыв одной пряди и более
  • выдавливание сердечника
  • повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда
  • деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%
  • трещины на опрессовочной втулке или изменение ее размера более чем на 10% от первоначального
  • отсутствие на крюке предохранительного замка
  • перекручивание, перегибы, заломы каната
  • отсутствие паспорта или бирки

Цепные стропы подлежат браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при износе звена более 10%.

24. Стропы канатные, их назначение и основные технические требования к ним.

Стропами называют отрезки канатов или цепей соединенных в кольца или снабженных навесными грузозахватными элементами, которые служат для обвязки крепления и подвешивания груза к грузоподъемному механизму и обеспечивает быстрое и удобное крепление груза.

В настоящее время используются:

  • стропа канатные (СК)
  • стропа цепные (СЦ)
  • универсальные канатные стропа (УСК)

По числу ветвей стропы бывают:

  • одноветьевые
  • двухветьевые
  • трехветьевые
  • четырехветьевые
  • универсальные

При использовании многоветьевых стропов следует следить за тем, чтобы нагрузка передавалась равномерно на все ветви стропа. Конструкция СГП должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения груза.

Требования к грузозахватным крюкам.

На кранах применяются однорогие или двухрогие крюки изготовленные ковкой или штамповкой, а также пластинчатые крюки из пластин, соединенных заклепками.

Ревизия крюков и деталей их подвесок производится не реже одного раза в год. При каждом ЧТО и ПТО деталей его подвески детали должны быть разобраны, очищены от грязи, промыты керосином и тщательно осмотрены при помощи лупы.

Крюк должен быть изъят из употребления если на любой его части обнаружены трещины и волосовины. Крюк также бракуется при износе в зеве превышающий 10% от первоначальной высоты вертикального сечения, а также в случае повреждения резьбы в хвостовой его части. Остаточная деформация изгибав опасных сечениях изогнутой части крюка и в местах перехода его шейки не допустимо.

Наши рекомендации