Конспект по вопросам для экзамена стропальщика.

Конспект по вопросам для экзамена стропальщика.

Классификация кранов по типам, конструкциям, назначению, приводам, режиму работы.

Классификация кранов по конструкции
1.1. Кран мостового типа: 1.2. Кран кабельного типа: 1.3. Кран стрелового типа:
- кран мостовой опорный - кран кабельный - кран портальный
- кран мостовой подвесной - кран кабельный мостовой - кран полупортальный
- кран-штабелер мостовой   - кран стреловой
- кран козловой   - кран башенный
- кран полукозловой   - кран железнодорожный
    - кран мачтовый
    - мачтовый вантовый
    - мачтовый жестконогий
    - кран консольный
    - кран-перегружатель причальный
    - консольный на колонне
    - настенный
    - велосипедный
Классификация кранов по виду грузозахватного органа
1.4. Кран крюковой 1.9. Кран мульдозавалочный 1.14. Кран для раздевания слитков
1.5. Кран грейферный 1.10. Кран штыревой 1.15. Кран колодцевый
1.6. Кран магнитный 1.11. Кран литейный 1.16. Кран с траверсой
1.7. Кран мульдомагнитный 1.12. Кран посадочный  
1.8. Кран мульдогрейферный 1.13. Кран ковочный  
Классификация кранов по способу установки
1.17. Кран стационарный 1.19. Кран переставной 1.21. Кран передвижной
1.18. Кран самоподъемный 1.20. Кран радиальный - кран прицепной
Классификация кранов по виду ходового устройства
1.22. Кран на гусеничном ходу 1.23. Кран на колесном ходу:
  Автомобильный, на специальном шасси, пневмоколесный, короткобазовый, рельсовый, катковый
Классификация кранов по виду привода
1.25. Кран электрический 1.26. Кран механический 1.27. Кран гидравлический
Классификация кранов по степени поворота
1.28. Кран поворотный   1.29. Кран неповоротный
- кран неполноповоротный    
- кран полноповоротный    
         

Основные технические характеристики кранов.

- съемное грузозахватное приспособление (устройство соединяющее груз с краном).

- грузоподъемность полезная (груз поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений).

- грузоподъемность нетто (груз поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений).

- грузоподъемность миди (груз поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства).

- грузоподъемность брутто (груз подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы).

- момент грузовой (М = Q*L - произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L).

- нагрузка на колесо (величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось).

- задний габарит (наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле).

- колея (расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек – расстояние между осями рельсов для перемещения тележки).

-база (расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути).

- уклон пути (уклон, на котором допускается работа крана).

- устойчивость крана (способность крана противодействовать опрокидывающим моментам).

Требования к площадке для установки грузоподъемного крана.

Устанавливать краны для работы на свеженасыпанном, не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном более указанного в паспорте запрещается.

Для определения правильности установки кран оснащается прибором – креномером.

Требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» к установке стреловых самоходных кранов.

Установка автомобильных, гусеничных кранов должна производиться так чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана (при любом его положении) и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м. за поворотную часть крана принимается поворотная платформа без стрелы.

При необходимости установки крана на дополнительные опоры он должен устанавливаться на все имеющиеся у крана опоры. Под опоры должны укладываться прочные устойчивые прокладки. Прокладки под дополнительные опоры крана должны быть его инвентарной принадлежностью.

При установке крана на дополнительные опоры и при освобождении его от опор крановщику запрещается находиться в кабине крана.

Классификация по назначению

Ограничитель - устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.

Ограничитель рабочего движения - ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.

Регистратор параметров работы крана - устройство, регистрирующее параметры работы крана.

Указатель - устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.

Устройство предохранительное - механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.

Буфер - устройство для смягчения удара.

Захват противоугонный - устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.

№ п.п. Приборы и устройства безопасности Мостовые краны Башенные краны Стреловые краны
1. Ограничитель грузоподъемности. ± + +
2. Регистратор параметров работы крана. ± + +
3. Координатная защита. ¾ + +
4. Звуковой сигнал + + +
5. Ограничители рабочих движений: - механизма подъема ГЗО в его крайних верхнем и нижнем положениях; - ограничитель механизма изменения вылета; - ограничитель механизма передвижения крана; - ограничитель механизма передвижения грузовой тележки; а также должны быть установлены при необходимости ограничения хода любого механизма: - поворота; - выдвижения телескопических секций стрелы; - подъема кабины.   + ¾ ¾ +   +     ¾ ¾ штабел   + + + +   +     + ¾   + + ¾ ¾   ¾     ¾ +
6. Ограничитель перекоса. КК, МП - -
7. Реле обрыва фаз. + + +
8. Блокировка люка, двери. + + -
9. Указатель грузоподъемности. ¾ + +
10. Указатель угла наклона крана (креномер, сигнализатор)   ¾   ¾   +
11. Анемометр КК>16 м Н>15 м ¾
12. Противоугонные устройства. КК + ¾
13. Буферные устройства. + + ¾
14. Опорные детали. + + -
15. Упоры. - + +
16. Ключ-марка. + ¾ ¾
17. Ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов на безопасном расстоянии от крана до проводов ЛЭП. ¾ ¾ +

Количество осей

— Одноосные
— Двухосные – в конструкцию такой подвески входят 2 оси и 2 «щеки». Последние соединены между собой болтами. Крюк опирается на траверсу и, через шарикоподшипник, устанавливается на блоках. Крюк начинает вращаться относительно «щек» и подвески. Подшипник размещен с учетом того, чтобы внутрь него не проникла влага и пыль. Важный момент: подвеска с 2 осями может вращаться вокруг вертикальной оси. Безопасность такого маневра обеспечивает специальный замок.
— Трехосные – по сути, они представляют собой двухосную подвеску, которая дополняется еще одной обоймой, состоящей из 2х «щек». Присоединяется она с использованием «пальца» и «серьги».


Размер крюковой подвески
Другой немаловажный параметр, который следует учесть при выборе подвески, это ее размер. Выделяют 2 вида:

Нормальные подвески – в их конструкцию входят несколько блоков (обводных или блоков полиспаста) и подшипники для вращения. Грузовой крюк фиксируется с помощью гайки.

Щеки, которые фиксируют траверсу, изготавливаются из листовой стали. Если крюковая подвеска рассчитана более чем на 3 тонны, то крюк соединяется с траверсой за счет шарикоподшипника.

Укороченные подвески – их главное отличие от нормальных – в расположении блоков полиспаста: они размещаются на одной оси с траверсой. Крюковые подвески меньшей длины не оснащаются «щеками», что позволяет использовать такую оснастку в помещениях, где есть существенные ограничения по высоте, например, на складах и производствах. Укороченные подвески могут оснащаться только четным числом блоков.

Существует разделение и по грузоподъемности крюковых подвесок: она может варьироваться от 1 до несколько десятков тонн.

Требования к грузозахватным крюкам.

На кранах применяются однорогие или двухрогие крюки изготовленные ковкой или штамповкой, а также пластинчатые крюки из пластин, соединенных заклепками.

Ревизия крюков и деталей их подвесок производится не реже одного раза в год. При каждом ЧТО и ПТО деталей его подвески детали должны быть разобраны, очищены от грязи, промыты керосином и тщательно осмотрены при помощи лупы.

Крюк должен быть изъят из употребления если на любой его части обнаружены трещины и волосовины. Крюк также бракуется при износе в зеве превышающий 10% от первоначальной высоты вертикального сечения, а также в случае повреждения резьбы в хвостовой его части. Остаточная деформация изгибав опасных сечениях изогнутой части крюка и в местах перехода его шейки не допустимо.

Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с автомашин, платформ, полувагонов.

В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке. Погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия и обеспечения их неподвижности.

Классификация грузов.

По виду грузы делятся на:

  • сыпучие – эти грузы образуют штабеля с углом естественного откоса (угол при вершине груза)
  • штучные – складируются в призматические штабеля или отдельно на специально отведенном месте
  • длинномерные – грузы длиной 8 и более метров
  • тяжеловесные – грузы, масса которого составляет 75% и более от грузоподъемности крана
  • габаритные – грузы, которые выходят за габариты транспорта с боковых сторон не более 400мм, а с задней стороны не более 1 м
  • негабаритные – грузы, которые выходят за габариты транспорта с боковых сторон более 400мм, а с задней стороны более 1 м (в дневное время на выступающих с боковых и задней сторон должны вывешиваться красные флажки; в ночное время спереди вывешивается белый фонарь, а сзади - красный)
  • крупногабаритные – грузы, размеры которых намного больше в сравнении с обычными грузами (вагон-домики, емкости и т.д.)
  • наливные – грузы, которые загружаются и выгружаются самотеком или под давлением

Конспект по вопросам для экзамена стропальщика.

Наши рекомендации