Принципы и функции рыночных отношений
Принципы рыночных отношений:
1. Частная собственность. Институт частной собственности позволяет любому субъекту по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать любые материальные ресурсы, недвижимость, товары, ценные бумаги и т.п. Институт частной собственности на протяжении веков опирался на права завещания и наследования.
2. Свобода предпринимательства и выбора.
Этот принцип означает, что любой субъект может свободно на любом рынке покупать любой товар, по любым ценам, осуществлять производство товаров, оказывать услуги, а также торговать на любом рынке, любым товаром, по любым ценам. С одной стороны предприниматели свободны, но с другой, они ощущают давление рынка (конкуренцию), а также вынуждены действовать в рамках широких ограничений со стороны парламента и правительства, выпускающих законы, постановления, распоряжения и т.д. При этом, любой субъект может заниматься любой деятельностью приносящей доход: развивать производство, оказывать услуги, приобретать недвижимость; покупать драгоценности, предметы культуры и старины; вести операции с ценными бумагами.
3. Личный интерес.
Это главный мотив поведения субъектов и развития бизнеса. Любой субъект стремится получить максимальный доход при минимальных затратах, подешевле купить и подороже продать. Каждый делает то, что выгодно, прежде всего, ему самому. Личный интерес является двигателем экономического прогресса.
4. Конкуренция.Конкуренция - это экономическое состязание большого числа продавцов и производителей, каждый из которых выходит на рынок лишь с мизерной частью общего предложения товаров и услуг и поэтому не может повлиять на общее предложение и соответственно цену товаров.
Конкуренция означает:
А) наличие на рынке большого числа продавцов и производителей по каждому конкретному товару.
Одиночные производители или продавцы не в состоянии манипулировать рынком к своей выгоде. Экономическое состязание не наносит разрушительного вреда ни одному из участников конкуренции, если кто-либо решит увеличить свою прибыль, выгоду или долю рынка.
Б) свободный вход и выход с рынка любого продавца или производителя.
Это обеспечивает динамичную циркуляцию товаров, материальных ресурсов, капиталов, техники и технологий.
5. Опора на систему цен или рыночную систему.
Означает свободное ценообразование ни чем не ограниченное со стороны правительства, а также то, что любой предприниматель полностью информирован о состоянии рынка и его компонентах, т.е. цене, норме прибыли, движении капитала.
6. Ограниченная роль правительства. Роль правительства состоит в удовлетворении коллективных потребностей.
Функции государства в рыночной экономике:
· выработка эффективного хозяйственного законодательства;
· обеспечение сохранности рыночного механизма (проведение антиинфляционной профилактики, демонополизация экономики, укрепление финансовой системы и др.);
· охрана общественного порядка;
· национальная оборона;
· финансирование и содержание органов государственного управления, бюджетной сферы, учреждений культуры, здравоохранения, образования, науки;
· государственное управление, регулирование и контроль;
· охрана окружающей среды;
· управление демографическими процессами;
· поддержка малообеспеченных слоев населения (выплата пенсий, компенсаций, дотаций и др.).
Кроме того, функцией государства является регулирование производства общественных и частных товаров.
Общественные товары - это те товары и услуги, которые потребляются субъектами коллективно и примерно поровну (всеобщее обязательное среднее образование, бесплатное здравоохранение, высшее и среднее специальное образование, охрана общественного порядка, национальная оборона, доступ к национальным достижениям культуры и искусства.
Частные товары - это товары и услуги, которые потребляются субъектами не коллективно, не поровну и могут быть исключены из потребления (предметы роскоши, драгоценности, крупная недвижимость, платное лечение, и образование, отдых на зарубежных курортах, проживание в престижных отелях ).
Функции рынка:
1. Регулирующая. Рынок служит регулятором спроса и предложения, денежной и товарной массы. Через механизм закона стоимости, законы спроса и предложения он устанавливает и регулирует пропорции в экономике. Рынок дает ответ на вопрос: что производить, для кого и как производить.
2. Стимулирующая. Рынок стимулирует посредством цен, конкуренции и других инструментов внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции, повышение производительности труда, совершенствование продукции.
3. Информационная. Рынок дает информацию о количестве, качестве, ассортименте, цене поставляемых товаров и услуг на рынок, а также является источником других сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Производитель имеет возможность соизмерять свои индивидуальные затраты на производство товаров и услуг с затратами конкурентов и динамикой цен. Потребитель посредством рынка измеряет величину своего дохода с рыночными ценами, а сведения о динамике цен позволяют ему строить прогноз рыночной конъюнктуры.
4. Посредническая. Рынок является посредником, связывающим звеном между производителями, продавцами и покупателями. Потребитель через рынок имеет возможность выбрать своего поставщика с точки зрения качества продукции, ее цены, предоставляемых услуг и гарантий. В то же время и продавец может выбрать подходящего покупателя.
5. Ценообразуюшая. Рынок формирует приемлемую для производителей, продавцов и покупателей цену исходя из уровня издержек, а также под воздействием спроса и предложения, конкуренции.
6. Санирующая. Рынок, очищает общественное производство, экономику от нерентабельных, убыточных, неэффективных хозяйствующих субъектов, дает «зеленый свет» более предприимчивым, эффективным.
Сущность и типы конкуренции
Конкуренция – соперничество между участниками рынка в различных сферах: производстве, технике, технологии, качестве товаров и услуг, реализации продукции и т.д. Конкуренция - это тотальное экономическое состязание во всех сферах.
Типы конкуренции
Ценовая конкуренция. Борьба за расширение круга покупателей путем понижения цены продаваемого товара.
Неценовая конкуренция. Соперничество путем повышения качества продукции, рекламирования, послепродажного обслуживания.
Внутриотраслевая конкуренция. Соперничество путем снижения затрат, внедрения новой техники и совершенных технологий.
Межотраслевая конкуренция. Перелив капитала в отрасли, где норма прибыли выше.
Совершенная конкуренция. Множество фирм производят стандартизированную продукцию, вход и выход из отрасли свободный.
Несовершенная конкуренция – рынки чистых монополий, олигополий и монополий.
Модели рынка и виды конкурентной борьбы даны в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Модели рынка и виды конкурентной борьбы
Характерные черты | Модели рынка | |||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | очень большое | много | несколько | одна |
Тип продукции | стандартизированная | дифференцированная | стандартизированная и дифференцированная | уникальный; нет близких заменителей |
Контроль над ценами | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | Решения о ценах взаимозависимы; значительный при тайном сговоре | значительный |
Доступность информации | равный и свободный | некоторые затруднения | некоторые ограничения | Некоторые ограничения |
Условия вступления в отрасль | очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | наличие существенных препятствий | блокировано |
Неценовая конкуренция | отсутствует | значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и др. | очень типична, особенно при дифференциации продукта | реклама связи фирмы с общественными организациями |
Примеры | сельское хозяйство | производство одежды, обуви | Производство автомобилей | Местные предприятия коммунального хозяйства |