Технология производства керамических изделий. Свойства готовых керамик.

3. Основы производства керамики

Искусственный керамический материал, отформованный из глинистого сырья, получается в результате сложных физических, химических и физико-химических изменений, происходящих при обжиге, т.е. при воздействии высоких температур.

Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.

Глинистые материалы выдерживаются после доставки на складах в течение двух лет, удается достичь сравнительной однородности массы как по гранулометрическому, так и по минеральному составу. Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов; очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, размола, просеивания через сита, дозирования и смешивания.

Одной из важнейших операций при изготовлении керамических изделий является формование. Исходные материалы перетираются с водой до получения гелеобразной суспензии, которая затем формуется. Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. В зависимости от влажности формовочной массы способы подразделяются на сухой (пресс-порошок имеет влажность 2 - 6 %), полусухой (смесь с влажностью 8 - 12 %),пластический (влажность массы 18 - 24 %) и литьевой (шликерный, влажность массы от 40 до 60 %).

Сухим способом изготавливают плотные керамические изделия: плитку для полов, некоторые виды кирпича, изделия из фаянса и фарфора. Полусухим способом выпускают изделия: кирпич, фасонные изделия, плитку. Наиболее экономичным и распространенным является способ пластического формования, этим способом получают: кирпич, камни, плитки, черепицу, трубы, фасонные изделия. Литьевым способом изготавливают керамические изделия сложно геометрической формы: сантехнические изделия (раковины, унитазы, писсуары и т.д.), которые декоративные изделия, плитку для внутренней отделки помещений.

В зависимости от способа изготовления влажность сырьевых смесей колеблется в широких пределах от 2 до 60 %. Удаление воды из отформованных изделий сопровождается усадочными деформациями и возникновением внутренних напряжений. Сырые изделия просушиваются. Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированных из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационных сушилках при температуре теплоносителя 120 - 150 °С до остаточной влажности 46 %.

После сушки изделия обжигают при 1200 °С или при более высокой температуре в случае повышенного содержания глины. Обжиг керамических изделий является одним из наиболее ответственных технологических этапов, во многом определяющих свойства получаемых материалов. В процессе обжига при температуре вблизи:

- 120 – 450 °С – происходит удаление связанной кристаллогидратной воды, каолинит превращается в метакаолинит;

- 1000 – 1200 °С – образуется соединение – силлиманит с игольчатыми кристаллами или тонковолокнистыми агрегатами.

- 1100 °С - медленно плавится полевой шпат. Он заполняет пустоты, что приводит к сжатию до 40 об.%. Затем начинаются реакции между минералами глины и полевым шпатом.

- 1200 – 1300 °С - метакаолинит разлагается на муллит и аморфный кремнезем.

В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, образовавшиеся минералы обеспечивают керамическим изделиям механическую прочность. Для обжига используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны (периодического действия). С учетом воздушной усадки суммарные деформации керамических изделий в процессе изготовления составляют 5 – 15 %. После обжига полученные изделия медленно охлаждаются.

Микроструктуру керамики после охлаждения можно сравнить с бетоном. Цемент и песок связывают крупные куски заполнителя – гравия. Стекло и муллит связывают частицы кварца. В фарфоре остается значительная пористость (до 20 %) и содержится много микротрещин. В производстве строительных материалов, таких как кирпичи и черепица, непосредственно используется естественная глина, которая наряду с названными тремя компонентами содержит и многие другие примеси. В производстве фарфоровых и фаянсовых изделий состав контролируется более тщательно, при этом применяются более чистые сорта глин, кремния и полевого шпата.

Керамические изделия могут быть неглазурованными и глазурованными. Глазурь – стекловидное защитно-декоративное покрытие на керамике, закрепляемое обжигом (прозрачное или непрозрачное, бесцветное или окрашенное). Глазурованные изделия могут быть одинарного обжига и двойного (на первично обожженное изделие наносится эмаль и оно подвергается повторному обжигу). Толщина пленки глазури 0,1-0,3 мм, толстый слой глазури уменьшает термостойкость изделия. Глазурь повышает водонепроницаемость черепка, предохраняет его от загрязнений, повышает механическую прочность и улучшает внешний вид изделия.

В результате различных вариантов сочетания технологических процессов (например, разовый или двойной обжиг), использования разного исходного материала, а также видов формовки производятся различные

виды керамических изделий, например, широкий выбор видов керамической плитки.

Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, глазурованных керамических плиток, заключающийся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок ручным и полумеханизированным методом. Декорирование изделий проводят следующими способами:

- штамп – наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносится резиновым штампом. Штамп служит дополнительным украшением к другим видам раскраски, например деколи, живописи;

- трафарет – наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющие вырезы с контурами рисунка. Может быть одно- и многоцветным;

- деколь– основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом;

- печать – наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при этом получают графический однокрасочный рисунок, который затем раскрашивают;

- крытье– сплошное, при равномерном покрытии краской; полукрытие – ширина покрытия от 20 мм и более; крытые с прочисткой, когда по сплошному крытью сделана прочистка рисунка;

- живопись – нанесение рисунка кисточкой или пером ручным способом;

- фотокерамика – рисунок в виде фотокопии видов городов, портретов людей;

- усик - круговая полоса краской или золотом, шириной до 1 мм; отводка – круговая полоска шириной 1-3 мм;

- лента – круговая полоска шириной более 3 мм; в зависимости от ширины подразделяют на узкую – 4-5 мм, среднюю – 6-9 мм и широкую – 10-13, буфетную – 15-16 мм, которую наносят на фаянсовую посуду.

В зависимости от характера расположения рисунков и их количества на изделии различают разделки «букет», «раскидные», «бортовые» и «сплошные».

4. Свойства керамических материалов

В результате обжига формируется структура материала (спекание) и изделие приобретает необходимые физико-механические свойства. Любой керамический материал является многофазной системой. В керамике могут присутствовать кристаллическая, стекловидная и газовая фазы.

Кристаллическая фаза представляет собой определенные химические соединения или твердые растворы. Эта фаза составляет основу керамики и определяет значения механической прочности, термостойкости и других ее основных свойств.

Стекловидная фаза находится в керамике в виде прослоек стекла, связывающих кристаллическую фазу. Обычнокерамика содержит 1 - 10 % стеклофазы, которая снижает механическую прочность и ухудшает тепловые показатели. Однако, стеклообразующие компоненты (глинистые вещества) облегчают технологию изготовления изделия.

Газовая фаза представляет собой газы, находящиеся в порах керамики. По этой фазе керамику подразделяют на плотную, без открытых пор и пористую. Наличие даже закрытых пор нежелательно, так как снижается механическая прочность материала. Большинство видов специальной технической керамики обладает плотной спекшейся структурой поликристаллического строения, для ее получения применяют специфические технологические приемы.

Наши рекомендации