Государство, рынок и промышленная политика.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА - комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.
Коренным вопросом промышленной политики является выбор критериев государственной поддержки. На современном этапе ими служат, в первую очередь, достижение приоритетных целей социально-экономического развития: ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области наукоемкой и высокотехнологичной продукции, защита окружающей среды и др.
К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важными инструментами промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций.
Рынок – категория тов. хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между продавцами или производителями и покупателями или потребителями, олицетвор. соответственно предложение и спрос.
Основные элементы рыночного хозяйства:
– предложение,– спрос,– цена.
В зависимости от характера объекта товарного обмена выделяют следующие рынки: – товаров народного потребления,– промышленной продукции и средств производства,– услуг,– капиталов.
Рынки по состоянию:1) Покупателя – состояние рынка на котором предложение превышает спрос.
2) Продавца – состояние рынка, на котором спрос существенно превышает предложение.
3) Рынок не продавца и не покупателя – состояние рынка, на к-м фирма изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если только будет осуществляться стимулирование спроса. Отправная точка деятельности фирмы по стимулированию рынка – нужно производить учет того, на каком рынке реализуется продукция фирмы.
4) Регулируемые – рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также гос. нормативных актов, направленных на их стабилизацию.
5) региональные товарные это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов тов.-ден. обмена. Рынки конкр товаров и тов. групп, товары опред. отрасли, отд страны.
Понятие организации, цель, задачи создания и функционирования.
Организация- систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определённых целей. Органические элементы организации: входящие в неё люди, задачи организации и управление которое формирует, мобилизует и приводит в движение людей для решения стоящей перед ней задач.
Существование организации основано на:
- получение ресурсов из внешнего окружения;
- изготовление собственного продукта;
- передача полученного продукта во внешнюю среду.
Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация.
Задача - это предписанная работа или её часть, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки.
Структура орг-ции.
Структура внутр. управления орг-ей или ее орг. структура, – это систематизированная, иерархически упорядоченная сов-ость структурных подразделений орг-ии и управляющих ими органов или лиц, в которой определены области управления, полномочия, ответственность, подчинение и соподчинение всех участников управления.
Под структурным подразделениеморг-ии понимается специально выделенный орган управления частью организации с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. Различают обособленные (вне территории организации) и внутренние структурные подразделения
К обособленным подразделениям организации относятся представительства, филиалы.
Представительство – обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.
Филиал– обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Представительство и филиалы не являются юр. лицами.
Внутренние структурные подразделения орг-ии также не обладают признаком юр. лица, но и не являются обособленными согласно определению Гражданского кодекса.
Различают следующие виды внутренних, не обособленных структурныхподразделений организации:управления, отделы, службы, бюро, цехи, лаборатории, секторы, группы, участки. В зависимости от характера горизонтальных и вертикальных связей между различными структурными подразделениями организации различают: линейную, функциональную и линейно-функциональную структуру.
линейные организационные структуры создаются в небольших организациях. Органы линейного управления ведают производством, выпуском отдельных видов продукции, ходом технологических процессов, управлением территориальными отделениями организации, вопросами административного руководства. Функциональные структурные подразделения обычно ведают вопросами финансирования, планирования, материально-технического обеспечения, проектирования и конструирования, сбыта, маркетинга, качества, кадрового и информационного обеспечения, учета и контроля, к ним относ-ся: фин. отдел, планово-экономический отдел, отдел материально-технического снабжения и т.д.
Классификация организаций
Классификация предприятий:
По цели деятельности (коммерческие, некоммерческие).
По отраслевой специализации (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные). По размерам (мелкие, средние, крупные, особо крупные).
По структуре производства (узкоспециализированные, многопрофильные). По формам хозяйствования (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия).
По принадлежности капитала (национальные, иностранные, смешанные).
По формам собственности: государственные, частные.