Предпринимательство и предприятия. Фирма как экономический агент. Организационно-правовые формы предприятия.
Предпринимательство – особый вид бизнеса. Его целью является получение сверхприбыли, то есть предпринимательского дохода. Этот доход – результат реализации особых способностей предпринимателя по исключительно рациональному соединению факторов производства, основанного на инновационном рисковом фундаменте.
Основу предпринимательства составляет собственность; частная, государственная, кооперативная, акционерная.
Предприниматель – это субъективный фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства, чтобы в перспективе появился дополнительный доход.
Функции предпринимательской деятельности: 1) предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс создания товаров и услуг с целью получения дохода; 2) предприниматель – организатор производства, настраивающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы; 3) он внедряет инновационные технологии.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Предприятия — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов и т. п., которые выполняют несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Что касается фирмы, то это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги.
Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
Основополагающей функцией предприятия (фирмы) является создание ценностей. Для этого предприятию необходимо выбрать рыночную стратегию или реализовать конкурентное преимущество. Три основных вида стратегии: 1) конкурентно-способные цены; 2) дифференциация продукта; 3) глубокая специализация.
По формам собственности предприятия подразделяются на частные, государственные (в том числе муниципальные и смешанные).
По размерам – на мелкие средние и крупные исходя из двух основных параметров –численности занятых и объема производства.
Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага и услуги или это классификация по отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.).
Классификация предприятия по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие и наукоемкие производства.
По правовому статусу (организационно-правовым формам) различают: 1)хозяйственные товарищества и общества. Полные товарищества – участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут обязательства по принадлежащим им имуществам. Товарищество на вере (коммандитное) – кроме участников осуществляющих деятельность от имени товарищества, имеются участники-вкладчики (коммандитисты), не принимающие участия в предпринимательской деятельности и несущие риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов, при неограниченном числе коммандитистов данный вид товарищества перерастает в ООО, уставной капитал разделен на доли, участники ООО не несут ответственности по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов; производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей. Для крупных предприятий характерны АО (открытого и закрытого типа), уставной капитал распределен на определенное число акций, акционеры не отвечают по обязательствам АО; 2) производственные кооперативы – добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном труде и объединенных имущественными паевыми взносами; 3) гсоударственные и муниципальные унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ее собственником (государство, муниципальный орган) имущество; 4) индивидуальные предприниматели – если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица.