В поисках эффективного собственника
Устюжинский сырокомбинат встретил начало экономических реформ в чрезвычайно выгодной позиции. Предприятие было «с иголочки» новым, выпускало пользовавшуюся спросом продукцию (на всем Северо-Западе страны только здесь делают твердые сыры), да к тому же располагало сырьем уникального качества. Ведь пойменные луга Вологодчины обеспечивают лучшие в России условия для молочного производства.
И тем не менее судьба комбината на рынке долго была крайне тяжелой. Началось все с приватизации. Предприятия сельхозпереработки, как известно, приватизировались по особой схеме: 51% акций комбината получили поставщики молока, 49% — трудовой коллектив. Однако своими правами собственники воспользоваться не смогли: ни получившие пакеты акций вологодские колхозы, ни владевшие совсем небольшими количествами акций рабочие реально на
принимавшиеся руководством предприятия решения не влияли. А те позаботились в первую очередь о самих себе.
Самое привлекательное оборудование и другое ликвидное имущество было на крайне невыгодных для комбината условиях передано в аренду трем частным фирмам, учрежденным руководителями сырокомбината. То есть директора в качестве руководителей АО за бесценок и на долгий срок передали самим себе, но уже в качестве частных лиц, все ценное, чем располагал завод.
Естественно, что дела на сырокомбинате после этого пошли плохо. Резко упал объем производства, начались массовые увольнения, возникла огромная задолженность перед поставщиками и бюджетом. В 1996 г. по требованию кредиторов на комбинате было введено внешнее управление. Когда внешний управляющий пришел на завод, его практически не существовало: четыре бабушки в охране, три человека в бухгалтерии и пара людей в администрации — вот все, что оставалось от трудового коллектива.
Занявшись реанимацией производства, новый руководитель сразу понял, что без восстановления прав собственников на отданное в аренду оборудование успеха достичь не удастся. И начал судебную борьбу с арендаторами. Почти год длилась тяжба. Когда же Санкт-Петербургский окружной суд все же принял решение в пользу комбината, арендаторы стали затягивать выполнение решения. Внешний управляющий проявил твердость: запретил охране пускать арендаторов и их рабочих на завод, арестовал готовую продукцию одной из фирм-арендаторов в счет погашения задолженности по аренде.
После этого начались усилия по возвращению места на рынке. К маю 1998 г. был восстановлен выпуск всех видов продукции: сыра, масла, творога, сметаны. Улучшилось качество. И потребитель сразу оценил это. За устюжинскую продукцию люди стали платить дороже, чем за аналогичные товары конкурентов. Налаживалась сбытовая сеть. Особым успехом на всем Северо-Западе страны стал пользоваться устюжинский сыр.
К лету 1998 г. функции внешнего управления были успешно выполнены. Комбинат снова встал на ноги. Однако, по мнению руководства, его будущее в долгосрочной перспективе может обеспечить лишь стратегический инвестор. И такой, похоже, нашелся. Огромный интерес к заводу проявляет лидер петербургского молочного рынка ОАО «Петмол». Если переговоры закончатся успешно, новый собственник поможет комбинату с оборотными средствами. Появится возможность закупать молоко в других областях и резко увеличить выпуск популярного сыра, сбыт которого пойдет через мощную сеть «Петмола», который от этого тоже только выиграет. Ведь сейчас в его ассортименте как раз сыр-то и отсутствует.
Управление акционерными фирмами с помощью контрольных пакетов акций делает эту организационную форму исключительно удобной для создания единых фирм, состоящих из юридически независимых подразделений.
Холдинг представляет собой организацию, контролирующую деятельность ряда фирм благодаря владению пакетами их акций. Фирма, стоящая наверху пирамиды компаний, входящих в холдинг, называется материнской, подчиненные ей фирмы — дочерними компаниями. Последние в свою очередь могут владеть конт-
рольными пакетами внучатых компаний и т.д. Благодаря наличию контрольного пакета ценных бумаг холдинговая компания получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов всего холдинга.
Холдинговая структура обеспечивает максимальную децентрализацию процесса принятия решений в рамках единой фирмы. Дочерние общества автономны в принятии тактических решений, затрагивающих их повседневную деятельность на рынке. Вопросы же выработки общей стратегии компании, формулировка целей раз вития, осуществление координационных связей между входящими в холдинг фирмами, являются прерогативой головной компании холдинга.
В современной экономике холдинги получили распространение благодаря эффективному механизму их функционирования. Особенно удобен холдинг для управления значительным числом компаний, относящихся к различным сферам деятельности и имеющих разную отраслевую принадлежность. Именно при управлении такими автономными по своей сути направлениями бизнеса проявляются преимущества децентрализации принятия решений.
По мере роста размеров российских фирм, расширения сфер их деятельности холдинговая структура организации фирмы становится все более популярной в нашей стране. Ведущие российские компании все чаще преобразуются в холдинги.
Объединения предприятий
Наряду с фирмами в современной рыночной экономике значительную роль
играют объединения предприятий. Особенностью данной формы предпринимательской деятельности является сочетание элементов стихийного порядка и иерархии. Объединения предприятий представляют со бой группу фирм, внутри каждой из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие же между фирмами группы осуществляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не единая фирма, но и не чистый рынок.
Отдельно стоящей фирме приходится расходовать средства на приобретение информации о ценах, технологиях, возможных контр
агентах, на заключение контрактов, на контроль их исполнения, на поиск необходимых ресурсов для развития и т.д. Объединение предприятий позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, поскольку многие трансакции осуществляются с партнерами по группе, с которыми налажены устойчивые связи. Кооперация фирм в рамках объединений создает также возможности перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет координировать совместную деятельность и т. д.
Вместе с тем объединение не превращается в единую суперфирму и, следовательно, не ведет к чрезмерному росту внутрифирменных трансакционных издержек. Взаимодополнение стихийного порядка и иерархии в объединении фирм способствует эффективной работе, стабильному развитию и устойчивому положению на рынке.
Наиболее распространенной основой для создания объединений является взаимовыгодное переплетение интересов крупных банковских структур и промышленных фирм. Дело в том, что по природе своих операций банк заинтересован в привлечении крупных, надежных и постоянных клиентов. Фирма же нуждается в столь же долгосрочных источниках кредитов.
Организационной формой объединений банков и предприятий стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Каждая составная часть ФПГ самостоятельно решает собственные задачи, но при этом учитывает и общий интерес группы. Роль координатора в ФПГ выполняет головная организация (ею может быть банк или крупнейшее предприятие). Выполняемые ею управленческие функции, однако, носят ограниченный характер, сохраняя за другими участниками группы свойственный независимому предприятию уровень самостоятельности.
ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов давно зарекомендовала себя во всем мире, поскольку способна — прежде всего силами самой группы — обеспечить:
• аккумуляцию финансовых ресурсов;
• благоприятные условия для инвестиционной деятельности;
• должный контроль за эффективным использованием финансовых средств;
• поддержку и развитие широкомасштабных научных исследований и разработок;
• межотраслевое перераспределение ресурсов.
Иными словами, ФПГ максимально использует наиболее выгодные возможности объединения предприятий.
России процесс формирования финансово-промышленных групп начался в
1993-1994 гг. В 1995 г. были зарегистрированы 24 ФПГ, которые объединяли 400 организаций. В 2000 г., спустя семь лет после образования первых ФПГ, уже 87 ФПГ с общим числом занятых более 5 млн. чел. объединяли более 1,5 тыс. промышленных предприятий и 90 финансово-кредитных институтов.
Основной вклад в производство промышленной продукции осуществлен такими ФПГ, как «Магнитогорская сталь», «Восточно-Сибирская группа», «Нижегородские автомобили», «Энергомашкорпорация». Так, ФПГ «Нижегородские автомобили» обеспечила увеличение выпуска полуторатонных грузовиков «ГАЗель» с 13,3 тыс. шт. в 1994 г. до 75,6 тыс. шт. в 1996 г., т.е. почти в 8 раз всего за 2 года. Это поразительное достижение, если вспомнить, что реализовано оно в условиях глубочайшего кризиса в стране. Источниками финансирования этого проекта наряду с собственными средствами АО «ГАЗ», стали кредиты коммерческого банка «АВТОБАНК», входящего в ФПГ. Большой вклад в рыночный успех этой группы, помимо промышленных предприятий и коммерческого банка, внесли входящие в нее торговые структуры. Ими обеспечивается реализация продукции ФПГ.
По ряду показателей хозяйственной деятельности ФПГ имеют значительно лучшие результаты, чем промышленность в целом. За 1997 г., например, промышленное производство в ФПГ увеличилось в 4 раза при нулевом темпе роста всей экономики. Особенно отчетливо проявился инвестиционный потенциал ФПГ. Инвестиции в реальный сектор в 15 ведущих ФПГ возросли на 250% .
На рис. 14.2 показано динамичное развитие финансово-промышленных групп в России. Одновременно на нем можно видеть и главную слабость наших ФПГ: лишь очень немногие из них основаны на взаимовыгодном сотрудничестве промышленных предприятии и банков. Роль банков в удовлетворении финансовых потребностей промышленности низка. Поэтому в функциональном отношении российские группы пока можно рассматривать лишь как прототипы подлинных ФПГ, как первые (хотя порой и удачные) попытки воспользоваться преимуществами рыночного объединения предприятий.
14.2.4. Государство как предприниматель. Унитарные предприятия
Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность на ходится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве
предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:
1 в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасности страны;
2 естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;
3 в убыточных, а потому не привлекающих частный бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.
Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах: 1) предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество этих предприятий
является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (акциями, паям). По этому эти предприятия принято называть унитарными (от лат. unitas - единство, одно целое); ) предприятия, находящиеся под контролем государства через его владение контрольным пакетом акций. По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными обществами, но с правом принятия решений государством.
В ходе приватизации российское государство лишилось большинства принадлежавших ему предприятий.
Важнейшими исключениями из этого правила являются:
• главные предприятия военно-промышленного комплекса (в первую очередь в аэрокосмической сфере, производстве вооружении). Мотивом сохранения государственной собственности в этой сфере служит поддержание обороноспособности страны. Переход таких предприятий в частные руки мог бы (особенно в современных российских условиях) привести к утечке секретов за границу, а возможно, и к тайному финансированию заинтересованными государствами саботажа на предприятиях, например, путем свертывания многообещающих разработок. Существовала бы также опасность установления над военным производством господства криминальных сил. Главная проблема государственных военных заводов в настоящее время - недостаточное финансирование, зачастую ведущее к развалу производства, сохранив предприятия в своей собственности, но лишив их денег, государство пока лишь декларировало необходимость защиты национальной безопасности в этой сфере, не сделав в этом направлении главных шагов;
• естественные монополии, прежде всего в электроэнергетике (РАО "ЕЭС России") и на железнодорожном транспорте (МПС). Государство также владеет крупным (фактически контрольным) пакетом акции «Газпрома». Деятельность естественных монополий не может эффективно регулироваться рыночными силами (10.2.1). Поэтому выбор фактически сводится к государственной или частной монополии. Первый вариант имеет некоторые преимущества, так как государственную фирму легче контролировать, а ее деятельность в большей степени может быть ориентирована на удовлетворение общественных интересов;
• убыточные предприятия. После завершения приватизации к собственности государства остались лишь немногие убыточные предприятия, закрыть которые было невозможно по соображениям экономического и внеэкономического характера. Приме ром могут служить убыточные градообразующие предприятия. Ликвидация которых привела бы к гибели города, который не когда, собственно, и сооружался ради их персонала.
В последнее время переход убыточных предприятий в государственную собственность активно идет в субъектах федерации. Социальные издержки от их закрытия могут оказаться выше сумм, нужных для возвращения этих фирм в прибыльное состояние. Так перешли в государственную собственность ЗИЛ и АЗЛК в Москве, КамАЗ — в Татарстане.
Кроме того, все чаще поднимается проблема повторной национализации стратегически важных убыточных отраслей, например, угольной промышленности
60. этика бизнеса
Лекция 3. ЭТИКА БИЗНЕСА
1. Понятия бизнеса и этики бизнеса
2. Концепции социальной ответственности бизнеса
3. Пути повышения показателей этичности поведения в бизнесе
1. ПОНЯТИЯ БИЗНЕСА И ЭТИКИ БИЗНЕСА
Этика бизнеса–специальная этическая дисциплина,рассматривающая вопросыморали и нравственного поведения в сфере бизнеса: этические нормы поведения бизнесменов, нормы их взаимодействия, понятия Чести, Ответственности, Долга в деловом поведении.
Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration — «государственное управление».
Бизнесмен —это тот,кто«делает деньги»,владелец капитала,находящегося в обороте,приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.
Частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.
Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. И с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в конце XIX — начале XX веков: Джон Д. Рокфеллер (нефть), Дж.П. Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (аллюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Генри Форд (автомобили). Они знакомы каждому американцу. Не менее известны и имена выдающихся предпринимателей последних десятилетий: Дж. Пол Гетто (нефть). Х.Л. Хант (пищевая промышленность), Аристотель Онассис (суда), Эдвин X. Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование).
В зрелой рыночной экономике важен малый бизнес. По количеству — это более 95% всех фирм, по значению — это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения — это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, относятся к классу предпринимателей. Эти люди играют ключевую роль в экономике. Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в экономике США. По данным Несбитта 10,8 млн. предприятий из 11 млн. – малый бизнес. Предпринимательство, с точки зрения концепции, не ограничивается бизнесом.
Этика бизнесасосредоточена нашироком спектре вариантов поведения управляю-щих и управляемых.В фокусе ее внимания—цели и средства,используемые для ихдостижения теми и другими. Например, почти все скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Представим, однако, что речь идет о контракте на закупку шкур котиков, используемых для производства одежды. Некоторые люди, для которых защита диких животных стоит на высоком месте, могут считать, что использование котиковых шкур неэтично, даже если их можно получить, не давая взятки. Здесь неэтичной считается цель, поскольку подобные действия рассматриваются как неправильное поведение. С этой точки зрения, поведение неправильно не потому, что противозаконно,
а потому, что противоречит личным ценностям и является действием, которое не может быть поддержано. Многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР вследствие политики апартеида, проводимой этой страной. Мнение этих людей является результатом действий правительства ЮАР, нарушающих ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Например, Э.Ф. Хаттон признан виновным в подделке 2000 почтовых и телеграфных отправлений, т.е. в действии, определенно нарушающем закон. Это верно. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Представим ситуацию с изъятием из продажи капсул «Тиленола» фирмой «Джонсон энд Джонсон». По большей части, люди должны считать это действие этичным. Некоторые должны полагать неэтичным поведение фирмы «Форд Мотор», поскольку она возражала против изъятия модели «Пинто» или перепроектирования топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком.
Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации «Менвилл», которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций многим людям, предъявившим иск. Рассматривая это дело, Сол Геллермен указывает:
«как ни смотреть, компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие
— блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым».
По мнению Ляру Осмера, этические проблемы в бизнесе имеют отношение к
«конфликту между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выражаемыми через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе».
Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может действовать неэтично. Рассмотрим следующие ситуации. Вы агент по закупкам, и один из поставщиков предлагает вам ящик хорошего вина. Принять ли вам его?