Способы регулирования внешних эффектов

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Трансформация внешних эффектов во внутренниеможетбыть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

53. Способы устранения информационной асимметрии и предотвращение фиаско рынка с помощью гарантий, брендов, сертификатов, судебной защиты потребителя.

Напоминание.

Информационная асимметрия (ИА) по сути – это разновидность неполноты информации. Часть располагаемой субъектом информации доступна практически всем (например, данные о валюте, единицах измерения основных товаров), другая —~ ограниченному кругу лиц (уровень цен на определенном рынке, технологии, применяемые в отрасли), третья — только самому субъекту (например, его собственные цели или намерения относительно бизнеса). Соответственно при заключении сделки стороны могут быть информированы в разной степени — это и есть асимметрия информации. Различают два типа ИА1) когда один из участников сделки более информирован в ее особенностях, чем другой. Пример. продажа подержанной машины. 2) проблема царя Соломона: две стороны одинаково информированы, в отличие от третьих лиц.

Фиаско рынкаЕсли бы ИА не было, то было все хорошо. Мы имели бы два независимых рынка на разнокачественные товары. А из-за ИА невозможно различить реальное качество автомобилей и рынок станет единым. Dl и Dp сольются в единую кривую спроса. Граф-я интерпретация фиаско, или провала, рынка с АИ.

Способы устранения ИА

ИА нарушает интересы и продавца, и покупателя. А при наименее благоприятном развитии событий может произойти деградация либо даже провал (фиаско) рынка, когда он прекращает существование. Покупатель может лишь надеяться, что продукт окажется качественным. А продавцы не могут получить «настоящую» иену за свою продукцию, т.к. даже в качественном товаре потребитель подозревает лимон.

Сущ эффективные способы самозащиты субъектов рынка от ИА (при актвной поддержки государства): 1) Гарантии,

2)Бренды

3) дипломы, сертификаты;

4) судебная зашита;

5)контрактная система.

Нам нужны первые 4.

Гарантии- обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный экземпляр товара качественным либо иным способом (ремонт, возврат денег) компенсировать несоответствие характеристик продукта параметрам, заявленным при продаже.

Гарантии снижают риски покупателя, в особенности при покупке товаров сложных и долгоживущих. В современной экономике определенный уровень гарантий, обязательный для всех товаров и услуг, устанавливает государство. В России, это Закон о защите прав потребителей. Производитель выигрывает от гарантий и, поскольку его продукт перестает рассматриваться как потенциальный «лимон».

гарантии производят радикальное улучшение на рынках подержанных товаров. Владелец старой машины обращается к профессиональному дилеру, который имеет все возможности для проверки технического состояния и (если требуется) ремонта. Покупатель доплачивает за информацию о состоянии машины. Это трансакционные затраты, которые выступают как надбавка к цене товара за полученную гарантию, и в следствии устраняют информационную асимметрию и «спасает» рынок от фиаско.

Репутация продавца помогает сделать разумный выбор оптимального типа товара среди многих присутствующих на рынке разновидностей данной товарной категории. А связать ее с конкретным продуктом позволяют марочные товары, имеющие особое название (зарегистрированную торговую марку). Наиболее известные марочные товары могут превратиться в бренды. Бренд - слово, выражение, знак, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточные для идентификации потребителем товаров конкретного продавца. Нужно не только придумать и зарегистрировать в качестве торговой марки оригинальное название. Товар является брендом, если порождает у покупателя определенные ассоциации, представления о характеристиках данного продукт. Причем покупатель наверняка платит большую цену, чем за товар «без имени», но сокращает свои информационные риски, так как бренд обеспечивает ему уверенность в доброкачественности товара.

Диплом, сертификат - официальное подтверждение высокого качества. Пример, Когда фирма нанимает сотрудников, возникает проблема ИА (истинные способности работника ему самому известны лучше), тогда фирма выясняет, какое учебное заведение закончил человек, где он стажировался и т.п. Аналогично, поставщика готовых товаров или комплектующих выходя на мировой рынок должен иметь международный сертификат качества (самый распространенный ISO 9000).

Судебная защита потребителяпозволяет покупателям не попадать в зависимость от продавцов лишь на том основании, что деньги платятся «вперед». Если у покупателя возникает подозрение, что его обманули, либо сокрыли часть информации, либо просто недостаточно квалифицированно и профессионально обслужили, то он может предъявить претензию и взыскать потерянные деньги вместе со штрафными санкциями.

Примеры: в США иск компаниям быстрого питания (McDonald's, Burger King, Wendy's и Kentucky Fried Chicken). суть претензии - компании недостаточно раскрыли информацию о потенциальном воздействии своей продукции на здоровье человека (разновидность информационной асимметрии). «Наивный» потребитель, поддавшись рекламе, поедал гамбургеры в неограниченном количестве и получил ряд серьезных заболеваний: ожирение, диабет и т.д.

Решающим фактором становятся широкое распространение адвокатских услуг, оплачиваемые в форме процента от отсуженной суммы. Пример, в России КонфОП — Конфедерация обществ потребителей постепенно становится в СНГ мошной силой, способной выигрывать судебные процессы и проводить выгодные потребителям поправки к законам. Таким образом, сокрытие информации становится невыгодным и эффект асимметрии значительно ослабляется. Пример, списки побочных и нежелательных эффектов во вкладышах к каждой упаковке лекарственных препаратов.

54. риски и неопределенность в деятельности эконом.агентов

Наши рекомендации