И убывающей отдачи от масштаба
Это условие выполняется в системе рынков совершенной конкуренции, где равенство предельных издержек цене служит условием максимизации прибыли фирм. Когда же на рынке устанавливается монополия, условие равенства цен предельным издержкам не выполняется, так как цена монополии всегда выше предельных издержек. С точки зрения общего равновесия это означает отклонение от эффективного распределения ресурсов. Следовательно, по сравнению с рынком свободной конкуренции рынок монополии приводит к определенным потерям благосостояния. Эти потери носят название «чистых потерь» или «мертвого груза» («омертвленных затрат») монополии (deadweight loss).
Сумма чистых потерь
LRMC
Ос
Рис. 3.3 Чистые потери от монопольной власти при условии постоянной отдачи от масштаба в долгосрочном периоде и равенства долгосрочных средних издержек монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции
Вспомним, как отражаются эти потери в рамках модели частичного равновесия. Рассмотрим функцию спроса, которая не зависит от того, существует ли на рынке совершенная конкуренция или действует монополист. Обратим внимание, что эта предпосылка предполагает полное отсутствие заменителей товара, производимого монополистом.
Если бы в отрасли была свободная конкуренция, то объем выпуска отрасли достиг бы значения Qc - величины, соответствующей условию равенства цены предельным издержкам. В условиях монополии объем производства в отрасли соответствует значению Qm - такому, когда предельная выручка монополиста равна его предельным издержкам (рис. 3.2).
Выше мы вспомнили, что предельная выручка монополиста при любом объеме продаж ниже цены, следовательно, цена, назначаемая им, превышает ту цену, которая возникла бы на рынке совершенной конкуренции при условии, что предельные издержки растут с ростом выпуска. Рассмотрим, кто же пострадает от того, что отрасль стала монополией. В первую очередь пострадают потребители: теперь им приходится платить дороже за меньшее количество товара; потребительский излишек сократился на величину, равную площади фигуры РтРсСМ на рис. 3.2. Величина РтРсСМ представляет собой совокупные потери потребителей от монополии. При этом часть потребительского излишка (величина РтРсЕМ) трансформировалась в монопольную прибыль, а другая часть (величина МЕС) представляет собой чистые потери потребителей от монополии, возникающие из-за разницы между потенциальной и реальной величиной рынка. Аналогично чистые потери производителей в результате монополизации отражаются площадью ЕОС.
Таким образом, совокупные чистые потери от монополии составляют величину МОС и складываются из сумм, которые не достались производителям и потребителям в результате сокращения выпуска монополистом. Эта величина носит название «чистых потерь», поскольку она не достается никому: ни монополии, ни государству в случае регулирования, ни потребителям, ни производителям. Это чистый недопро∫изведенный продукт отрасли.
Величина чистых потерь от монополии определяется как:
Qc Qc
DWL = ∫Pd(Q)dQ- ∫MC(Q)dQ,
Qm Qm
где Pd(Q) - обратная функция спроса;
MC(Q) - функция предельных издержек.
Заметим, что измеряя потери от монопольной власти в условиях растущих предельных издержек, мы должны быть очень аккуратными, апеллируя к сравнению монополии и рынка совершенной конкуренции. В этом случае следовало бы предположить, что функция предельных издержек монополиста служит результатом горизонтального суммирования функций предельных издержек фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции. Иначе говоря, монополист и фирмы на рынке совершенной конкуренции используют не просто разные технологии производства (с чем можно легко согласиться), но разные технологии, соотносящиеся строго определенным образом. Более простая модель потерь от монополии основана на предположении о том, что мы рассматриваем рынок в долгосрочном периоде, при условии постоянной отдачи от масштаба производства монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции и равенства долгосрочных средних издержек (рис 3.3). В этом случае величина чистых потерь зависит от эластичности рыночного спроса. Покажем эту зависимость.
Величина мертвого груза монополии (DWL) в рамках представленной модели зависит от того, насколько действия монополиста повышают цену и сокращают объем продаж по сравнению с рынком совершенной конкуренции:
DWL = 0,5(Qc - Qm)(Pm - Pc)= 0.5∆Q∆P.
Определим ценовую эластичность спроса как Ed= -(∆Q/Qm)•(Pm/∆P), откуда получим зависимость сокращения объема продаж в результате решения монополиста от ценовой эластичности спроса ∆Q= -EdQm(∆P/Pm). Тогда мертвый груз монополии зависит от эластичноcти спроса как: DWL = -0,5 EdQm(∆P/Pm) ∆P. Домножив выражение на Pm/Pm, получим зависимость мертвых потерь от общей выручки монополии и индекса Лернера монопольной власти:
DWL = -0,5 EdTR L2.
Итак, чистые потери от монопольной власти тем выше:
• чем выше эластичность спроса при цене, которую назначает монополист;
• чем выше общая выручка монополиста;
• чем выше индекс Лернера монопольной власти, отражающий долю прибыли в цене.
Эта формула активно используется в эмпирических исследованиях, так как она позволяет определять чистые потери на основе объективных данных, характеризующих рыночный спрос и экономическое положение продавца. Потери общества от монопольной власти можно определить, используя и другой показатель положения продавца - сумму экономической прибыли. Поскольку известно, что индекс Лернера равен величине, обратной ценовой эластичности спроса на товар монополиста L= -1/Ed, величину чистых потерь можно выразить как
DWL = -0,5 Qm∆P.
Чистые потери общества от монополии находятся в прямой зависимости от суммы экономической прибыли, которую получает монополист.
34.
Монополистические злоупотребления рыночной властью - не выдумка критиков крупных компаний. История знает много примеров того, как компании-гиганты завышали цены, сознательно
ухудшали качество, тормозили внедрение новинок и т.д. Хотя, повторим еще раз, в сравнении с преобладающим типом поведения гигантов, когда компании-виоленты предпочитают воздерживаться от монополистических злоупотреблений, эти случаи представляются опасной, но далеко не господствующей, тенденцией. Государство для того, что бы избежать отрицательного влияния на экономику вводит ряд мер для воздействия на такие фирмы. Р. Лифман в свое время считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства. Однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%.В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти, так называемый коэффициент (индекс степени монополизации) Лернера, рассчитывался по следующей формуле:
где Р - монопольная цена, МС - предельные издержки.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше этот коэффициент, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.
К концу 60-х гг. XX в. в мировой практике сложилась система показателей концентрации рыночной власти. Сегодня в оценке уровня монополизации широко используется так называемый коэффициент концентрации - CR (Concentration Ratios), обозначающий долю фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определенного числа фирм, и характеризует не всю совокупность предприятий, а лишь крупнейшие, существенно влияющие на рынок и регулирующие его в своих интересах. В США и во Франции эта доля рассчитывается по данным о 4, 8,20,50 и 100 крупнейших компаниях, в Германии и Канаде - о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или на рынке. В Англии рассчитывают долю 3 крупнейших фирм в отрасли. Это, однако, не исключает наличие в отрасли и 6 фирм, владеющих всем производством. Такую отрасль принято относить к олигополистической даже при наличии хотя бы двух крупнейших продавцов, каждый из которых владеет достаточно большой долей рынка. Хотя показатели CR дают представление о степени монополизации различных отраслей, они все же не лишены некоторых недостатков. В частности, с их помощью степень концентрации определяется без учета различий между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и теми, где четыре или несколько крупных фирм делят его. [71, с.217].
Сегодня широко используется индекс Харфиндела—Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:
где X - доля i-й фирмы на рынке (в %); i = 1,2,3,...; п - общее число фирм на рынке. Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Его величина зависит от числа предприятий и доли каждого из них в обще» объеме изучаемого признака. Для расчета этого показателя определяется доля каждого предприятия в суммарном объеме изучаемого признака, которая затем возводится в квадрат, а полученные результаты суммируются. Согласно данным табл. 1.1, безопасным с точки зрения монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм.
Табл.2 Соотношение ИХХ и долей фиксированного числа фирм
ИХХ | Минимальное число фирм на рынке | Максимально возможная доля (в %) крупнейших производителей при неограниченном числе фирм | |||
одного | двух | трех | четырех | ||
По степени монополизации условно выделяют три различных состояния рынка.
1. Немонополизированный рынок - характеризуется большим числом продавцов в отрасли, каждый из которых имеет относительно небольшую долю в общем, объеме продаж определенного вида продукции;
2. Абсолютно монополизированный рынок, где один производитель сосредоточивает 100% реализуемой продукции;
3. Рынок с олигополистической структурой, характеризующийся наличием нескольких крупных монополистических предприятий в отрасли. На современном этапе этот тип рынка является господствующим. На его долю приходится значительная часть реализуемой продукции. Доля фирмы на рынке определяется величиной ежегодных поставок (в %). Чем она выше, тем больше потенциальные возможности фирмы для обладания монопольной властью. Чем меньше число продавцов, тем больше монопольная власть у каждого производителя-конкурента.
35.
Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.
Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.
Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.
Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).
Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:
- продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;
- блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;
- покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.
Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.
Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 7
Рис. 7 Совершенная ценовая дискриминация
Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.
Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.
Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.
При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.
Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 8.
Рис. 8 Ценовая дискриминация второй степени
На рис. 8 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.
Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 8 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.
Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).
Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.
Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.
На рис. показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.
Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.
Рис. 9. Ценовая дискриминация третьей степени
Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.
Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.
К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.
ПИГУ Артур Сесил (1877-1959), английский экономист, ученик и последователь А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Получил образование в Кембриджском университете. Автор многочисленных научных трудов. Пигу выдвинул идею использования концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода, сторонник свободной конкуренции, противник государственного вмешательства в ценообразование и перераспределение ресурсов.
36. В долгосрочном периоде объем и цена могут изменяться. Особенности долгосрочного равновесия чистого монополиста обусловлены следующими факторами:
• существованием отраслевых барьеров;
• действием эффектов от масштабов;
• особенностями спроса, изменениями его величины и эластичности.
Если монополист несет убытки, то в долгосрочном периоде он предпочтет закрыть производство и уйти из отрасли, а если получает экономическую прибыль, то благодаря существованию отраслевых барьеров он может сохранить ее. Если бы отрасль не была закрыта монополистическими барьерами, то приток новых фирм увеличил бы предложение, снизил равновесную цену и свел прибыль до нуля. Особенность монополии заключается в способности удерживать экономическую прибыльв долгосрочном периоде.
Издержки в долгосрочном периоде изменяются. Монополист может использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгосрочные средние издержки. Логично было бы предположить, что он заинтересован в снижении издержек и обеспечении эффективного объема выпуска. Однако это не всегда так. Поскольку увеличение масштабов сопровождается для монополиста изменением не только издержек, но и величины спроса и предельного дохода, он готов наращивать масштаб ровно до тех пор, пока прирост дохода будет превышать прирост долгосрочных издержек, т.е. достигнет равновесного масштаба при условии MR =LМС(где LМС — долгосрочные предельные издержки). В результате в долгосрочном периоде выпуск монополиста может оказаться больше или меньше, чем эффективный выпуск. Это зависит, в частности, от соотношения функции спроса и функции долгосрочных средних издержек. Например, в случае с естественной монополией, когда кривая спроса пересекает кривую долгосрочных средних издержек на понижательной части последней, соотношение спроса и долгосрочных издержек таково, что равновесный масштаб оказывается меньше оптимального (рис. 4.6)
Рис. 4.6. Определение масштаба производства монополиста в долгосрочном периоде
В данной ситуации оптимальным является масштаб Q1, а максимизирующий прибыль масштаб монополиста — Qe.
В долгосрочном периоде спрос на продукцию монополиста и его ценовая эластичность могут измениться. Это значит, что прежним объемам будут соответствовать уже другие цены, а прежним ценам — другие масштабы выпуска. Так, если в долгосрочном периоде спрос станет более эластичным, кривые спроса и предельного дохода соответственно примут более пологий изгиб. При этом монополист, возможно, продолжит выпуск в прежнем объеме, но понизит цену или будет выпускать больше, чем раньше, а его цена не изменится. Это означает, что, в отличие от совершенной конкуренции, в монопольной отрасли нельзя построить кривую предложения, так какне существует, однозначной зависимости между рыночной ценой монополиста и монопольным выпуском.[Бондарь А.В.? Микроэкономика, с. 101-102].
В долгосрочном периоде продукция не производится с минимальными средними затратами. Кривая спроса касается кривой средних затрат слева от минимального значения последней. Поэтому гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные.
Еще одним фактором, способствующим удорожанию продукции в условиях монополистической конкуренции, являются расходы на рекламу. Совершенный конкурент не тратится на рекламу из-за того, что ее возможный эффект в значительной степени достанется другим. Монополисту не нужна реклама из-за отсутствия соперников. Монополистический конкурент за счет расходов на рекламу может увеличить свою долю на рынке.
В связи с тем, что число факторов, определяющих равновесие на рынках несовершенной конкуренции, значительно превышает количество ценообразующих факторов на рынке совершенной конкуренции или монополии, до настоящего времени так и не разработана единая модель ценообразования на этих рынках. Наиболее известная и простая - это модель Чемберлина [7, с.117].
Спорным также является вопрос об эффективности монополистической конкуренции. Неэффективность механизма монополистической конкуренции связана, во-первых, с равновесной Ценой, которая на рынке монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Во-вторых, фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальных средних издержек. Эти резервные производственные мощности неэффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм [16, с.300].
Указанные причины уменьшают благосостояние потребителей. Однако против нежелательности монополистической конкуренции есть два аргумента. На большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Как правило, конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых взаимозаменяемы. Следовательно, чистые убытки от монопольной власти также невелики. Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет широкого ассортимента товаров.
Каковы экономические последствия монополистической конкуренции?
Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности.
Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю.
В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования.
В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.
Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.
Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рис. 5.
Минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qЕ. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qМ, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qЕ, что много меньше qМ. Разность между qМ и qE называют избытком мощности.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно – высоких прибылей.
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры.
Таким образом, последствия хозяйствования монополий: недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности; потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю; приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования; приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.
Х-неэффективности монополии и х-эффективности монополии
Х-неэффективность производства вусловиях монополии – представляетсобой разницу между минимальновозможным для данного выпускауровнем издержек и реальным уровнемиздержек монополиста.