Взаимодополняемость и взаимозамещение товаров
Уже говорилось о том, что экономические ресурсы дополняют и замещают друг друга (см. 1.2). Это положение можно распространить и на товары, хотя в их взаимодополняемости и взаимозамещении есть существенная специфика по сравнению с ресурсами.
Нормальные и низшие товары
Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей.
Большинство товаров относятся к категории нормальных. По мере роста доходов население покупает больше высококачественного продовольствия, товаров длительного пользования, бытовой техники, автомобилей и т.п.
Низшим называют товар, спрос на который падает по мере роста доходов покупателей.
Существуют отдельные виды товаров, которые покупают больше, если доходы населения падают. И наоборот, при росте доходов потребители предпочитают сокращать покупки или вовсе отказаться от таких товаров. Так, с ростом доходов потребители меньше тратят денежных средств на ремонт одежды и обуви, предпочитая приобретать новые, меньше покупают дешевых и менее качественных продуктов питания, избегают подержанных промышленных товаров.
Посмотрим, как формируется спрос на нормальные и низшие товары, как влияют на этот спрос такие факторы, как присутствие на рынке других похожих товаров и изменения в доходах покупателей.
Эффекты дохода и замещения
Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности, но также используя кривые безразличия и бюджетные линии.
Если цена на какой-либо товар падает, то при прочих равных условиях люди покупают большее количество данного товара. Людям свойственно заменять товаром с более низкой ценой другие товары, которые относительно дороже. И наоборот, если цена данного товара растет, то другие похожие товары становятся для покупателя относительно дешевле и он начинает замещать подорожавший товар другими.
Например, если на рынке появляются качественные и дешевые предметы личной гигиены (зубная паста, мыло и т.п.), то потребители предпочитают их более дорогим. Если цена на зубную пасту "Жемчуг" снизится, то потребители начнут замещать ею более дорогие пасты и спрос на "Жемчуг" повысится. То же относится к одежде, обуви, бытовой технике и любым другим товарам. Появление более дешевых и аналогичных по качеству и предназначению товаров приводит к замещению ими более дорогих.
Прирост спроса на товар, вызванный его относительным удешевлением и замещением этим товаром других, ставших теперь относительно дороже, называется эффектом замещения.
Взглянем на приведенную ситуацию под другим углом: если пена на "Жемчуг" снизилась, то, покупая прежнее количество этой зубной пасты, потребитель экономит и у него высвобождается какая-то сумма для приобретения других товаров. Иными словами, он становится немного богаче, его реальный доход увеличивается и он может приобретать большее количество различных товаров, в том числе и пасты "Жемчуг".
Прирост спроса на подешевевший товар, вызванный увеличением реального дохода потребителя, называется эффектом дохода.
Если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче. Поэтому действие эффекта дохода обычно приводит к тому, что при снижении цены товара увеличивается спрос на него.
Выше речь шла о нормальных товарах, применительно к которым рост реальных доходов покупателей – стимул для большего количества покупок. По отношению к нормальным товарам эффекты дохода и замещения действуют в одном направлении – подешевевших товаров покупается больше.
Но эффекты дохода и замещения действуют несколько иначе, когда речь идет о низших товарах. Наиболее ярким примером может служить влияние цен и доходов на спрос на продукты питания, относящиеся к категории низших.
При понижении цен на картофель можем увеличить его потребление. Сработает эффект замещения: начнем замещать картофелем мясо, молочные и другие продукты, которые станут для нас относительно дороже. Но ведь картофель – это низший товар, снижение цены на него сделает нас относительно богаче, относительно увеличится наш доход, и мы можем захотеть меньше потреблять картофеля и переключиться на другие продукты питания – мясо, молочные продукты, овощи и т.п. Эффект дохода в случае с низшими товарами, таким образом, будет действовать в обратном направлении: снижение цены низшего товара может привести к сокращению его потребления.
В целом, изменение спроса на низший товар будет определяться тем, какой из двух эффектов действует сильнее. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то снижение цены приведет к росту спроса; если эффект дохода окажется сильнее – наоборот, снижение цены приведет к сокращению спроса на данный низший товар (в нашем примере – картофель).
Как правило, применительно к низшим товарам эффект замещения действует сильнее эффекта дохода. На покупку картофеля мы тратим небольшую часть нашего потребительского бюджета, и относительное увеличение нашего дохода, вызванное снижением цены картофеля, будет незначительным. Поэтому, если цена картофеля упадет, мы скорее всего будем больше его покупать. Кривая спроса на картофель будет иметь отрицательный наклон, как и кривые спроса на все остальные товары.
Однако возможна ситуация, когда рост цены на низший товар приведет к увеличению спроса на него. Такое может происходить, когда на приобретение какого-то конкретного низшего товара тратится существенная доля дохода потребителя. Предположим, что мы настолько бедны, что потребляем только картофель и макароны. Предположим также, что цена на картофель возрастет, но не настолько, чтобы он стал дороже макарон. Рост цен на картофель окажет сильное воздействие на наше благосостояние – оно станет еще хуже. Тем не менее нам придется заменить подорожавшим картофелем все еще более дорогие макароны. Таким образом, спрос на картофель увеличится при росте цены на него. Наклон кривой нашего спроса на картофель станет положительным.
Ситуация, когда рост цены приводит к росту величины спроса, была описана англичаниномРобертом Гиффеном (1837–1910) в XIX в. во время голода в Ирландии, вызванного неурожаем главного продукта питания – картофеля. Поэтому низшие товары, затраты на приобретение которых занимают значительное место в потребительском бюджете и кривая спроса на которые имеет положительный наклон, называют товарами Гиффена. Например, в 1992 г., для которого была характерна очень высокая инфляция, средняя семья в России увеличила потребление сахара несмотря на повышение цены на него в 40 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз.
Кривые Энгеля
Совокупность точек оптимума потребителя, построенных для изменяющегося дохода и неизменных цен называется кривой доход-потребление.
Данная кривая позволяет построить графическое изображение зависимости реального потребления (спроса) от дохода потребителя.
Впервые зависимости данного типа были рассмотрены и практически использованы немецким статистиком XIX в. Христианом Энгелем, и по϶ᴛᴏму называются кривыми Энгеля. Стоит сказать, для построения кривой Энгеля отложим по вертикальной оси доход потребителя (R), а по горизонтальной — объем потребления одного из товаров за данный период
Форма кривых Энгеля позволяет классифицировать изучаемые товары на нормальные (с выделением в ϶ᴛᴏй группе предметов первой необходимости и предметов роскоши) и наотносительно худшие. В случае если полученная кривая имеет положительный наклон, то товар относится к группе нормальных. Это означает, что с ростом дохода потребление такого товара увеличивается. В случае если же кривая Энгеля имеет отрицательный наклон, то товар относится к относительно худшим, и с ростом доходов объем его потребления сокращается.
Аналогичным образом можно проанализировать влияние изменения цен на оптимальный выбор потребителя, предположив неизменность дохода и цены одного из товаров.
14.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого.Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i -тый товар к относительному изменению цены j -того товара. В отличие от коэффициента прямой эластичности e i коэффициент перекрестной эластичности обозначается e ij :
Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым.
Если e ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми , повышение цены j -того товара ведет к увеличению спроса на i -тый (например, различные виды топлива).
Если e ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими , повышение цены j -того товара ведет к падению спроса на i -тый (например, автомашины и бензин).
Если e ij = 0, то такие товары называют независимыми , повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент).
Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, и наоборот.
Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо.
Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. Так, например, если цена картофеля снизится вдвое, то возрастет потребление не только картофеля, но и других товаров. В этом случае e ij < 0 и эти товары будут классифицироваться как взаимодополняющие, что неверно.
Более надежную оценку отношений взаимозамещения и взаимодополнения товаров можно получить, если при расчетах перекрестной эластичности исключить влияние эффекта дохода:
Если e* ij > 0, то такие товары называются нетто-субститутами (или взаимозаменяемыми по Хиксу) в отличие от брутто-заменителей, определяемых по критерию e ij > 0. Если e* ij < 0, то такие товары называются нетто-дополняющими в отличие от брутто-дополняющих, определяемых по критерию e ij < 0. Перекрестный эффект замены симметричен, e ij = e* ij . И если i -тый товар определен как нетто-заменитель j -того, то и j -тый товар является нетто-заменителем i -того.
Различие двух определений можно рассмотреть, воспользовавшись рис. 3.20. Здесь товары Xи Y являются брутто-заменителями , но нетто-дополняющими . Общий результат изменения цены здесь отрицателен, поскольку положительный эффект замены перекрывается отрицательным эффектом дохода. Можно показать, что ╚в этом смысле заменяемость является доминирующим отношением в системе в целом╩. 6
Некоторые экономисты используют перекрестную эластичность для определения отраслевой принадлежности различных производств. Они считают, что, чем выше коэффициент перекрестной эластичности двух товаров, тем с большим основанием их производство может быть отнесено к одной отрасли. Однако такая точка зрения не является общепринятой, и мы еще к ней вернемся.
Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называетсяперекрестной эластичностью.
где QB1 , QB 0 - величина спроса на благо B до и после изменения цены блага "А";
PA1 , PA 0 – цена блага "А" до и после изменения.
Если Е > 0, то перед нами товары-субституты, если Е < 0 – взаимодополняемые.
Чем выше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е = + ∞, товары – совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Е = -∞, то это пример жесткой взаимодополняемости).
Однако это правило может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, масло, но и на др. товары, в т. ч. и на мебель. Тогда Ес < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.
Эластичность спроса относительно дохода (Еi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:
где Δ I – относительное изменение дохода потребителя.
Если показатель Еi является отрицательным, то товары являются недоброкачественными. Если Еi > 0, благо является нормальным. Если 0 < Еi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При Еi > 1 спрос на благо опережает рост доходов (предметы роскоши).
Закон Энгеля: для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с Еi > 1 для конкретного потребителя.
ТОЧЕЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.
Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В данном варианте обычно функция спроса или предложения не задана.
Определение точечной эластичности иллюстрируется на рис. 18.1.
Чтобы определить эластичность при цене Р, следует установить наклон кривой спроса в точке А, т. е. наклон касательной (LL) к кривой спроса в этой точке. Если прирост цены (ΔP) незначителен, прирост объема (ΔQ,), определяемый касательной LL, приближается к действительному. Из этого вытекает, что формула точечной эластичности представляется таким образом:
Рис. 18.1. Точечная эластичность
Если абсолютное значение Е больше единицы, спрос будет эластичным. Если абсолютное значение Е меньше единицы, но больше нуля – спрос неэластичен.
ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ – примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.
Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.
Эластичность спроса по цене – это отношение относительного изменения спроса (Q) к относительному изменению цены (Р), которое на рис. 18.2 изображено точкой М.
Рис. 18.2. Дуговая эластичность
Дуговая эластичность математически может быть выражена таким образом:
где P0 – начальная цена;
Q0 – начальный объем спроса;
P1 – новая цена;
Q1 – новый объем спроса.
Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.
Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.
Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5 % от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.
АЛЛЕИ Рой Джордж Дуглас (р. 1906), английский экономист-математик и статистик. С1944 г. профессор статистики Лондонского университета, читал курс математической экономики в ряде других английских высших учебных заведений. Член советов Экономического и Эконометрического обществ и ряда других научных организаций. Труды Аллена – главным образом учебные пособия по математической экономии, посвященные систематизации и анализу математических методов, используемых при изучении различных экономических проблем. Исходным пунктом экономических исследований он считал не производство, а получение дохода.
Аллен внес существенный вклад в разработку проблемы дуговой эластичности.
Товары субституты и товары комплименты.
Если у товара имеется в наличии товар – субститут, то спрос на товар имеет тенденцию быть эластичным. Товары – субституты, это такая пара товаров, при повышении цены на один из которых вызывает ростспроса на другой товар.
Если у товара имеется в наличии товар – комплимент, то спрос на товар имеет тенденцию быть неэластичным. Товары – комплименты, это такая пара товаров, при повышении цены на один из которых вызываетпадение спроса и на другой.
3. Товары первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на товары первой необходимости характеризуется низкой эластичностью спроса по цене, в то время как спрос на предметы роскоши — высокой эластичностью. Вряд ли больные значительно сократят количество посещений доктора, даже если цена медицинских услуг постоянно растет. Напротив, рост цены на яхты ведет к значительному уменьшению объема спроса. Причина заключается в том, что большинство индивидов рассматривают посещение врача как необходимость, а владение яхтой – как роскошь. Конечно, отнесение нами продукта к товарам первой необходимости или предметам роскоши, определяется не его внутренними качествами, а покупательскими предпочтениями. Для заядлого любителя морских походов, обладающего богатырским здоровьем, парусная лодка — предмет первой необходимости с неэластичным спросом, а посещение врача – роскошь, характеризующаяся высокой эластичностью по цене.
4. Доступность близких товаров-заменителей. Товары, у которых есть близкие заменители, отличаются более эластичным спросом, потому что потребители имеют возможность без особых затруднений использовать один продукт вместо другого. Например, легко взаимозаменяемы масло и маргарин. Небольшой рост цены на масло, при неизменности стоимости маргарина, приведет к значительному уменьшению объема продаж масла. Напротив, так как куриные яйца — продукт, у которого нет близкого заменителя, спрос на яйца, вероятно, менее эластичен, чем спрос на масло.
5. Определение границ рынка. Эластичность спроса зависит от нашего определения границ любого рынка. Более узко определенный рынок характеризуется и более эластичным спросом, в сравнении с широко определенным рынком, на котором гораздо проще найти товары-субституты. Например, продукты питания, как широкая товарная категория, обладают практически неэластичным спросом, поскольку не имеют заменителей. Мороженое — более узкая товарная категория, обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими десертами. Ванильное мороженое, очень узкая категория, характеризуется весьма эластичным спросом, так как другие виды мороженого — практически совершенные его субституты.
6. Удельный вес цены товара в доходе потребителя.Чем большее место занимает цена продукта в доходе, тем выше эластичность спроса по цене.
7. Доступ к товару. Если доступ к товару ограничен, т.е. товар дефицитен, то спрос на товар всегда эластичен.
8. Степень насыщенности рынка товарами. При высокой насыщенности рынка товарами спрос всегда эластичен.
15.Закон предложения
Предложение –это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.
Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.
Qs = f (Р).
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон.
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.
Кроме того, на предложение влияют факторы:
1) цены факторов производства (Pr);
2) технология (K);
3) ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики;
4) размер налогов и субсидий (T);
5) количество продавцов (N);
6) прочие факторы (B).
Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения.
Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.
Предложение- ϶ᴛᴏ совокупность товаров и услуг, кᴏᴛᴏᴩые находятся на рынке, и кᴏᴛᴏᴩые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.
Величина предложения — ϶ᴛᴏ количество товаров и услуг, кᴏᴛᴏᴩое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.
Цена предложения — ϶ᴛᴏ прогнозная минимальная цена, по кᴏᴛᴏᴩой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, кᴏᴛᴏᴩая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению ᴏᴛʜᴏϲᴙт все товары, находящиеся на рынке, и в т.ч. ᴏᴛʜᴏϲᴙт товары находящиеся в пути.
Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. В случае если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, кᴏᴛᴏᴩые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.
Предложение исследуется по трем временным интревалам:
- Краткосрочный — до 1 года
- Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
- Долгосрочный — более 5 лет
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, кᴏᴛᴏᴩый желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях
Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента
Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:
- Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
- Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)
- Q — кол-во продукции, кᴏᴛᴏᴩое готов предложить производитель
- S — предложение
Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
К неценовым факторам предложения ᴏᴛʜᴏϲᴙт:
- изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, кᴏᴛᴏᴩые влияют на формирование стоимости факторов производства.
- Выход на рынок новых фирм.
- Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
- Природные катастрофы
- Стоит сказать - политические действия и войны
- Перспективные экономические ожидания
- Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.
- В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.
На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Стоит заметить, что он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, кᴏᴛᴏᴩой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. В случае если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.
Воздействие изменения спроса и предложения на величину равновесной цены и равновесное количество продукта
Изменение предложения | Изменение спроса | Воздействие на равновесную цену | Воздействие на равновесное количество продукта |
Увеличение Сокращение Увеличение Сокращение | Сокращение Увеличение Увеличение Сокращение | Снижение Повышение Неопределенно Неопределенно | Неопределенно Неопределенно Увеличение Уменьшение |
Предложение –это понятие,которое отражает желание и физическуювозможность продавца/производителя (продавцов/производителей) продать некий товар. Например, фермер готов продать неограниченное количество картофеля, но у него имеется лишь 3 т, тогда предложение составит 3 т. Наоборот, если у него имеется 15 т, но ему выгодно продать лишь 2 т, то предложение составит 2 т. Предложение измеряют в единицах товара: штуках, килограммах, литрах и т.д.
Цена является важнейшим фактором предложения, поэтому предложение обычно рассматривают как функцию цены. Функция предложения – это зависимость объема предложения от цены товара, она обычно задается таблицей, графиком или формулой. Кривая предложения – это график функции предложения. На рис.1.3 изображена кривая предложения S (англ. supply – предложение).
Различают индивидуальное и рыночное предложение. Объем индивидуального предложения –это количество товара,которое желает испособен продать конкретный продавец за некоторый фиксированный промежуток времени. Объем рыночного предложения – это количество товара, которое желают и способны приобрести все продавцы на рынке. Функция рыночного предложения представляет собой сумму всех функций индивидуального предложения.
С увеличением цены товара объем предложения обычно увеличивается, т.е. функция предложения является возрастающей, а кривая предложения – восходящей. Иными словами, между объемом предложения и ценой существует прямая зависимость. Данную закономерность называют законом предложения
и обосновывают с помощью эффекта предельных издержек и эффекта средних издержек
Эффект предельных издержек заключается в том,что с увеличениемобъема производства выпуск каждой дополнительной единицы продукта требует все больших затрат. Поэтому при каждой цене прибыль производителя
увеличивается с ростом выпуска лишь до определенного значения выпуска, которое и является объемом предложения при данной цене. Если рыночная цена товара увеличилась, то теперь производитель может с выгодой для себя увеличить предлагаемый объем выпуска (т.е. объем предложения), поскольку новая цена позволяет окупить затраты, которые ранее не окупались.
Эффект средних издержек состоит в том,что разные производителинесут разные средние затраты на производство одного и того же товара. Самый эффективный производитель (имеющий минимальные средние издержки) готов продавать товар по минимально возможной рыночной цене, называемой минимальной ценой предложения. С ростом цены на рынок выходят менее эффективные производители, которые могут окупить свои затраты по возросшей цене и т.д. Чем больше цена, тем больше продавцов с выгодой для себя предлагают товар.
Эффект предельных издержек и эффект средних издержек называют ценовыми факторами предложения,поскольку их одновременное воздействиеопределяет характер зависимости предложения от цены.
Закон предложения нарушается на рынке труда. Это связано с тем, что для работника, в отличие от производителя товара, деньги не является единственной ценностью, а важную роль играет также продолжительность свободного времени (досуга). Поэтому при достаточно высоком уровне оплаты труда дополнительный час досуга оказывается ценнее для работника ставки почасовой оплаты, вследствие чего он сокращает объем предложения труда при увеличении ставки заработной платы.
Рис.1.3. Кривая предложения Рис.1.4. Сдвиг кривой предложения
Неценовой фактор предложения –это причина,приводящая к изменениюобъема предложения при каждой цене. Действие неценового фактора предложения изображают сдвигом кривой предложения. На рис.1.4 изображен сдвиг вправо кривой предложения из положения S1 в S2. В этом случае говорят, что предложение товара увеличилось. Не следует смешивать увеличение объема предложения вследствие увеличения цены (движение точки вверх вдоль неподвижной кривой предложения) и увеличение предложения при каждой цене под воздействием неценового фактора (сдвиг кривой предложения вправо).
Основные неценовые факторы предложения:
- Изменение издержек производства. Увеличение затрат на производстводополнительной единицы продукции вызывает сдвиг кривой предложения влево (увеличение цен на сырье, уровня заработной платы, акцизных налогов). Наоборот, сокращение издержек вызывает сдвиг кривой предложения вправо (снижение цен на сырье, уровня заработной платы, акцизных налогов, а также установка нового оборудования, повышение эффективности управления);
- Изменение цен товаров-заменителей.В данном случае под товаром-
заменителем понимается товар, на производство которого производитель относительно легко может «переключиться» с данного товара. Если, например, предприятие производит яблочный сок, но цена на апельсиновый сок повысилась, то может оказаться выгодным «переключиться» с производства яблочного сока на производство апельсинового. При этом предложение яблочного сока сократится;
- Изменение количества продавцов.Увеличение численности продавцоввызывает сдвиг кривой предложения вправо, а сокращение их численности - влево;
- Ожидание изменения цены. Ожидаемое повышение цены напроизводимый товар может побудить продавца приостановить продажу данного товара с целью продать его в будущем по более высокой цене. При этом текущее предложение данного товара снизится.
16. Максимизация прибыли в коротком периоде
Рассмотрим задачу максимизации прибыли в коротком периоде, когда фактор 2 фиксирован на некотором уровне . Пусть f(x1, x2) — производственная функция фирмы, p — цена выпуска, а w1 и w2 — цены двух факторов производства. Тогда задача нахождения максимума прибыли, стоящая перед фирмой, может быть записана в виде
max pf(x1, ) — w1x1 — w2 .
x1
Условие оптимального выбора фактора 1 определить нетрудно.
Если — выбор фактора 1, максимизирующий прибыль, то произведение цены выпуска на предельный продукт фактора 1 должно равняться цене фактора 1. В условных обозначениях
pMP1( , ) = w1.
Другими словами, стоимость предельного продукта фактора должна равняться цене фактора.
Чтобы понять суть этого правила, представьте, что будет, если фирма примет решение об использовании чуть большего количества фактора 1. Если добавить чуть-чуть этого фактора, x1, то вы будете производить больше на y = MP1 x1, и этот прирост выпуска будет стоить pMP1 x1. Но производство этого предельного выпуска обойдется в w1 x1. Если стоимость предельного продукта превышает издержки на него, можно увеличить прибыль путем увеличения количества фактора 1. Если стоимость предельного продукта ниже издержек на него, прибыль можно увеличить путем уменьшения объема использования фактора 1. Если прибыль фирмы максимальна, она не должна возрастать при увеличении или уменьшении количества фактора 1. Это означает, что при максимизирующем прибыль выборе факторов и объемов выпуска стоимость предельного продукта pMP1( , ) должна равняться цене фактора w1.
Это условие можно вывести и графически. Взгляните на рис.18.1. Изображенная на нем кривая представляет производственную функцию при условии сохранения фактора 2 неизменным на уровне . Используя y для обозначения выпуска фирмы, получаем, что прибыль задается выражением
p = py