Связь между эластичностью спроса, изменением цены и общей выручки продавца.
Эластичность спроса имеет большое значение для ценовой политики фирм.
Представим формулу эластичности:
× ,где – наклон линии спроса, если он постоянен, то эластичность спроса зависит от соотношения P/Q (цены и объема продукции)
При движении вниз по линии спроса, то цена уменьшается, а величина спроса растет, т. е. эластичность спроса уменьшается.
Существует определенная связь между эластичностью спроса, изменением цены товара и выручки продавца.
1. При эластичном спросе снижение цены увеличивает выручку фирмы; повышение цены – уменьшает выручку, т. е. фирме выгодно снижать цену;
2. При неэластичном спросе снижение цены уменьшает выручку фирмы, повышение цены – увеличивает выручку, т. е. фирме выгодно повышать цену;
3. При спросе с единичной эластичностью общая выручка достигает максимального значения. Изменение цены не приводит к изменению общей выручки.
Итак, при эластичном спросе фирме выгодно снижать цены, но невыгодно повышать. При неэластичном спросе – наоборот: выгодно повышать цены и невыгодно их снижать.
Существуют два метода вычисления коэффициента эластичности: 1) определение точечной и 2) дуговой эластичности.
Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. Точечная эластичность – точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д.
Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:
Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 1).
Рис. 1. Точечная эластичность
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
Дуговая эластичность (arc elasticity) – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов.
Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке :
Рис. 2. Дуговая эластичность
Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов (более 5%), а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса.
Коэффициент дуговой эластичности всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.
Таким образом, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших – формула дуговой эластичности, однако важно иметь в виду
13. Общее понятие эластичности
Для определения «скорости изменения» спроса и предложения товаров на рынке экономистами введено понятие «эластичность».
Концепция эластичности впервые была введена в экономическую науку Альфредом Маршаллом (1842–1924).
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Способность потребления и спроса изменяться в определенных рамках под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Эластичность спроса и предложения необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов.
Без этого сейчас не функционирует ни одна рыночная (смешанная) экономическая система.
Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.
Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.
Эластичность спроса по доходу характеризует процентные изменения в величине спроса к процентному изменению дохода:
EdI = (ΔQ/ ΔI) · (I/Q),
где I – доходы потребителя, Q – количество купленного товара.
Величина эластичности спроса по доходу может быть положительной, отрицательной и нулевой.
EdI равна нулю для товаров первой необходимости. Для нормальных (качественных) товаров EdI всегда положительная величина. Некачественный товар имеет отрицательную эластичность спроса по доходу.
Спрос называют эластичным, когда Edp > 1, т.е. процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.
Спрос называют неэластичным (жестким), если процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества, т.е. Edp < 1.
А если аргумент и функция изменяются одинаково, имеет место единичная эластичность, т.е. Edp = 1.
В качестве крайних границ эластичности в экономической теории используют абсолютную эластичность: Edp = ∞ и абсолютную неэластичность: Edp = 0.
Рис.1. Абсолютно неэластичный спрос
Рис. 2. Абсолютно эластичный спрос
Точечная эластичность спроса – эластичность спроса по цене, определяемая для каждого значения цены, то есть для каждой точки кривой спроса.
Формула точечной эластичности спроса:
Edp = (ΔQdp/ΔP) · (Pо/Qо),
где Pо – первоначальная цена товара, Qо – первоначальное количество купленного товара, ΔQdp / ΔP – производная функции спроса в точке Ро.
Если кривая спроса задается линейной функцией Qd = a - bP, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен -b. Точечная эластичность линейной функции тогда может выражаться как EdP = - b(Pо/Qо), где - b – наклон кривой спроса.
Дуговая эластичностьопределяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки.
Эластичность спроса, определяемая равенством, характеризует некоторую среднюю реакцию спроса на изменение цены на участке М1М2 (рис.1).
Рис. 3. Определение дуговой эластичности
Факторы эластичности спроса по цене:
- наличие товаров-субститутов (чем больше товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос);
- доля товара в бюджете потребителя (чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены);
- принадлежность к товарной группе: предметы роскоши и предметы потребления;
- размер дохода;
- фактор времени (спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое решение, и т.д.);
- ожидания потребителя.