Силы развития и его направление в мелко-буржуазном обществе.

Для обществ натурально-хозяйственных основной движущей силой развития являлось абсолютное перенаселение, возникающее благодаря размножению, несоответствию между числом членов общества и количеством средств к жизни, которое общество в состоянии добыть при данной технике. С развитием в рамках феодального общества новых отношения, с переходом натурально-феодального строя в мелко-буржуазный, постепенно выступает на сцену новая движущая сила общественного прогресса – конкуренция.

Организация менового общества такова, что оно складывается из массы мелких трудовых общин – хозяйств, из которых каждая имеет своего организатора производства; но взаимные отношения этих хозяйств, разделение труда между ними не организованно сознательной волей, а потому и распределение общественного продукта совершается в неорганизованной форме обмена. В силу своего неорганизованного характера, меновые отношения принимают форму борьбы – борьбы между покупателем и продавцом, между продавцами, между покупателями. Эта борьба каждого хозяйства против всех других называется конкуренцией; она несет с собой массу страданий, как одна из всех тяжёлых форм борьбы за существование; но ценой этих страданий покупается развитие.

Над меновыми отношениями господствует закон стоимости. Если данное хозяйство тратит на производство продукта больше трудовой энергии, чем это в данном обществе необходимо, больше общественной стоимости этого продукта, то оно оказывается неприспособленным к общественной борьбе, оно не может конкурировать с другими и приходит в упадок, разрушается. Если, наоборот, данное хозяйство обладает особенно совершенными способами производства, тратит на него сравнительно меньше трудовой энергии, чем другие хозяйства, то оно является приспособленным к борьбе, растёт и расширяется. Таким образом, одни хозяйства живут благополучно, тогда как другие терпят недостаток средств к жизни. Этот недостаток средств возникает не из чрезмерного размножения, а из общественных отношений, из конкуренции; в нём выражается не абсолютное перенаселение, а так называемое «относительное»: отдельное хозяйство оказывается излишним в производственной жизни общества и разрушается не потому, чтобы для него, вообще, не могло хватить средств к продолжению его жизни, а потому, что оно не приспособлено к данным общественным условиям, – к обычной технике и обычной стоимости продукта в данном обществе.

Из тех страданий, которые порождают «относительное перенаселение», возникает стремление каждого хозяйства производить возможно более совершенными способами, чтобы выдержать конкуренцию. Таким образом, конкуренция является постоянным побуждение к развитию техники; а развитие технических форм, в свою очередь, влечёт за собой изменения в экономике и идеологии, во взаимных отношениях людей и в их понятиях.

В меновом обществе потребности людей удовлетворяются не иначе, как при посредстве обмена; самый же акт обмена имеет форму борьбы покупателя с продавцом – борьбы, в которой поражение легко ведёт к страданиям и гибели; единственная сила, которая гарантирует покупателю благополучный исход этой борьбы, есть деньги. Отсюда – стремление к бесконечному накоплению денег; эта психологическая черта товарного мира вытекает, следовательно, тоже из отношений конкуренции, именно из отношений покупателя и продавца. Жажда накопления является, в свою очередь, движущей силой развития, побуждая людей всё более и более расширять поле своей приобретательской деятельности.

Так конкуренция различными путями разрушает консервативную силу привычки – это стихийно-психологическое препятствие всякому прогрессу; и развитие совершается быстрее, чем когда-либо в натуральном обществе.

На первых стадиях жизни мелко-буржуазного общества мелкие производители противодействуют явлению конкуренции, «относительному перенаселению», организуясь в особые союзы и старательно регламентируя производство. Этим временно замедляется развитие, хотя только отчасти, потому что ослабляется, а не устраняется. А поскольку конкуренция устранена, постольку ещё сохраняет силу и старый закон развития, вытекающий из абсолютного перенаселения.

В наименьшей, сравнительно, степени регламентируется торговое дело, сама техника которого не допускает многих форм регламентации. Конкуренция там устраняется в наименьшей степени, её развивающее влияние действует всего сильнее. Отсюда – наиболее быстрое развитие именно торгового дела и торгового класса.

В истории Западной Европы эпохи развития и господства по преимуществу мелко-буржуазных отношений следует считать XII и XIII века. В эту переходную эпоху упадок феодализма ещё только начинался, и в то же время уже зарождался торговый капитализм.

Наши рекомендации