Закон информированности-упорядоченности
Информационная среда является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. Она подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и других, а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния).
Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение, называются информацией. Одни и те же данные могут быть для одного человека информацией, а для другого – пустым набором данных.
Обычно информацию разделяют на два больших класса:
1. объективную, овеществленную в товаре;
2. субъективную, отраженную, организованную людьми.
К объективной относится информация, полученная от объекта управления как потребительной стоимости. Например, информация о работнике: диплом об образовании, его патенты и свидетельства об изобретениях, трудовая книжка, местожительство и т.д.; информация о конкуренте: прайс-листы на продукцию, его реклама, местонахождение, сведения о персонале и т.д. Основную долю составляет класс субъективной информации. Соотношение субъективного и объективного в отраженной информации зависит от многих факторов, в том числе от уровня профессиональной подготовки и культуры человека, потребностей и интересов, сложности процесса и времени на управление, уровня и технических средств управления.
В зависимости от характера подготавливаемого решения информация классифицируется по следующим группам:
ü по областям применения: управленческая, техническая, биологическая;
ü по функциональной направленности: планирующая, организующая, активизирующая, координирующая, контролирующая, информирующая;
ü по времени действия: стратегическая, тактическая и оперативная;
ü по характеру разработки и реализации: уравновешенная, импульсивная, инертная, рискованная, осторожная;
ü по уровню неопределённости: низкая, средняя, высокая и сверхвысокая;
ü по масштабам воздействия: общая и частная;
ü по направлению воздействия: внутренняя и внешняя.
Формулировка закона информированности-упорядоченности: «Каждая организация стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования».
Следствия из закона:
1. Чем чётче сформулированы задачи управления и организована база данных об объектах управления, тем устойчивее функционирует организация.
2. По мере роста сложности системы количество необходимой информации растёт экспоненциально – гораздо быстрее, чем сложность самой управляемой системы.
3. Неупорядоченная под конкретные задачи управления информация приводит к дезинформации, к тому же возрастают проблемы хранения, переработки и передачи информации, увеличиваются затраты.
Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
1. Объем информации должен рассматриваться с двух сторон — как объем символьной и воспринимаемой информации.
Объем символьной информации определяется количеством букв, знаков, символов и обычно выражается в символах или байтах (например, в документе имеется 900 символов).
Объем воспринимаемой информации характеризует полноту информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения. Он зависит от символьного объема, формы представления (текст, графика, формулы, звук), временного интервала на ее обработку, сложности информации или ее обработки, индивидуальных характеристик информанта, текущего состояния объекта управления (актуальность, изменение состояния объекта). Объем воспринимаемой информации имеет три уровня:
1. информационная избыточность,
2. субминимальный уровень,
3. недостаток информации (информационный голод).
Информационная избыточность об объекте управления повышает качество решения, однако увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации. Для принятия важных решений иногда требуется дублирование информации, т. е. создание информационной избыточности.
Недостаток информации затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска, требует современных экономико-математических методов для повышения вероятности правильного решения.
Субминимальный уровень информации — это минимально-полный объем информации для конкретного человека, при котором он может принять обоснованное управленческое решение. Технология определения этого минимума должна учитывать индивидуальность человека.
2. Достоверность информации — это процент реальных сведений к общему объему информации. Достоверность имеет три уровня:
1. абсолютный (100%),
2. доверительный (более 80%),
3. негативный (менее 80%).
Достоверность во многом зависит от методики документооборота. Чем меньше людей принимают участие в сборе, передаче и обработке информации, тем выше ее достоверность. Об одном и том же событии можно получить разную информацию в зависимости от методики ее сбора и обработки. Достоверность зависит от времени прохождения информации. Даже абсолютно достоверная информация, пришедшая к информанту слишком поздно, может стать ложной, например информация о курсах акций на бирже. Достоверность может быть искусственно повышена в результате обработки большего, чем обычно, объема информации по эффективным методикам или алгоритмам. Так, абсолютный уровень достоверности информации можно получить, обрабатывая информацию с доверительным и даже с негативным уровнем достоверности.
Достоверность может быть повышена за счёт:
а. создания системы оперативного получения информации от непосредственного источника её создания или обработки;
б. формирования собственной системы информаторов;
в. повышения профессионализма информационных работников и сокращения количества людей, принимающих участие в её передаче, обработке и хранении.
3. Ценность информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения. Ценность информации имеет четыре уровня:
1. нулевой,
2. средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%),
3. высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза),
4. сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз).
Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительную стоимость. Нулевую ценность имеет информация, повторяющая известные характеристики объекта управления или представляющая ненужные для принятия решения характеристики. Средний уровень ценности имеет информация, создаваемая добросовестными, но потерявшими интерес к работе специалистами. Высокую ценность представляют имитационные модели организаций, позволяющие руководителю правильно предусмотреть возможные последствия реализации при различных вариантах решения. Сверхвысокую ценность представляет информация, связанная с инновационными технологиями, маркетинговыми исследованиями. Иногда сверхценная информация имеет криминальный источник.
4. Насыщенность информации — это соотношение полезной и фоновой информации. Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной (профессиональной) информации за счет:
• улучшения настроения;
• поднятия эмоционального уровня;
• предварительной настройки внимания на заданную тему. Фоновая информация может включать: шутки, анекдоты, сведения о материальном и моральном стимулировании, предупреждение о предстоящей информации, вспомогательную и вводную информацию. Если фоновой информации нет, то полезная оценивается человеком как «сухая» и плохо воспринимается. При обилии фоновой информации можно пропустить или воспринять необходимый объем полезной информации частично. Насыщенность имеет три уровня:
1. высокий (100%) – фоновой информации практически нет;
2. нормативный (70%) – объём профессиональной информации 70%, фоновой – 30%;
3. низкий (менее 50%) – объём профессиональной информации менее 50%, фоновой – более 50%;
5. Открытость информации — это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существует три уровня открытости информации:
1. секретная (государственная тайна) — отражает глобальные потребности общества и имеет ограничения на использование. Например, информация об обороне страны. Степень секретности информации отражается в грифах: особая важность, совершенно секретно, секретно. В организациях, не имеющих специального государственного заказа, такой информации не должно быть.
2. конфиденциальная (для служебного пользования) — отражает интересы общества, потребности группы или коллектива людей. Имеет ограничения на использование. К конфиденциальной относятся информация с высоким уровнем ценности (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза) и сведения о потенциале организации (кадровом, технологическом, научном и т.п.): инвестиционные программы и планы инвестиций, имущественное положение организации, методы изучения рынка сбыта и продаж, сведения о партнерах и клиентах, способ производства продукции и структура цены, условия сделок и контрактов. Считается, что утечка 20% конфиденциальной информации может привести организацию к краху.
3. публичная (открытая) — отражает интересы общества, потребности и интересы людей. Не имеет ограничений на использование.
Закон может действовать в трех вариантах.
1. Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе информированности-упорядоченности. Персонал будет стараться собирать как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др., не задумываясь о ее упорядоченности и объеме. На этот процесс может уйти много финансовых ресурсов, кроме того, компании могут подбросить ложную информацию, которая несомненно будет принята. В результате бессистемной, но естественной гонки за информацией компания может понести серьезные убытки.
2. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Персонал будет стараться принести руководителю как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др. Роль руководителя будет заключаться в просмотре всей информации и отборе существенной. Это весьма трудная работа, и руководитель может что-то важное пропустить. Если эта пропущенная информация приведет к отрицательным результатам, то персонал во всех грехах обвинит руководителя. Таким образом, этот вариант самый тяжелый для руководителя. Лучше не знать всем, чем знать одному.
3. Руководитель и подчиненные знают о законе информированности-упорядоченности. Результат действия закона будет самым благоприятным.