Чем выше цена товара, тем меньше величина спроса (и наоборот) – метод при прочих равных условиях.
Действия закона спроса объясняется следующими причинами:
1) Эффект дохода – при снижении цены на товар, потребитель в рамках неизменных доходов становится реально богаче, может приобрести больше товаров.
2) Эффект замещения – при снижении цены на товар и неизменности цен на товары субститутов (заменителей), потребитель переключается с дорого на дешёвый товарозаменитель.
3) Убывающая предельной полезности благ – по мере расширения, количество потребляемых благ, полезность от каждой доп. единицы блага снижается, а следовательно потребитель соглашается покупать более низкую полезность, если цена снижается.
Закон спроса не является абсолютным, есть исключения из него:
1) Закон Гиффена:
В структуре потребления бедных семей с низкими доходами, большую часть составляют низкие товары – картофель, макароны, крупы, хлеб, поэтому, когда повышаются цены на данные продукты, увеличивается спрос на них, а когда снижаются цены, то и снижается величина спроса. Это товары Гиффена, а ситуация – эффект Гиффена, по фамилии английского экономиста, который наблюдал на примере потребления шахтёрскими семьями картофеля.
2) Эффект присоединения к большинству (эффект подражания) – форма группового мышления, проявляющаяся в том, что популярность определённых убеждений увеличивается по мере того, как из принимает всё больше людей.
3) Эффект Веблена – демонстративное потребление, которое возникает при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. Повышение цены на товар приводит к повышению уровня его потребления.
4) Эффект сноба – отражает противоположно направленное изменение величины спроса на блага одним потребителем, в ответ на изменение величины спроса других потребителей. Человек стремится купить то, что не покупают другие.
На спрос оказывает влияние не только цена, но и неценовые факторы спроса:
1) Вкусы и предпочтения потребителей;
2) Изменение доходов потребителей;
3) Число потребителей;
4) Наличие на рынке товаров субститутов и комплементов и цены на них и ожидание потребителей.
Следует различать понятия:
1) Изменение величины спроса – происходит под влиянием изменения цены и выражается графически движения вдоль кривой спроса вверх или вниз.
2) Изменение спроса в целом – происходит под влиянием неценовых факторов и иллюстрируется графически сдвигом кривой спроса вправо или влево.
Предложение – количество товаров, которое производители могут предложить к продаже по каждой из существующих цен за определённый период времени.
Закон предложения состоит в том, что существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения, то есть чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем меньше величина предложения (при прочих равных условиях).
На величину предложения оказывает влияние не только цена, но и неценовые факторы предложения:
1) Цены на ресурсы;
2) Уровень техники и технологии;
3) Число производителей;
4) Деятельность государства – налоги и дотации;
5) Цены на товары субститутов и комплементов;
6) Ожидание производителей.
Под влиянием изменения цены происходит изменение величины (объёма) предложения, что графически иллюстрируется движением вдоль кривой предложения.
Под влиянием неценовых факторов происходит изменение предложения (в целом), что выражается графически сдвигом кривой предложения вправо или влево.
В результате взаимодействия рыночных сил спроса и предложения устанавливается Рыночной равновесие – ситуация при которой наступает равенство между объёмом спроса и объёмом предложения.
В состоянии равновесия устанавливается Равновесная цена – цена, при которой количество товара предлагаемого продавцами совпадает с количеством товара, которые готовы купить потребители.
Рыночное равновесие можно иллюстрировать, если совместить кривую спроса и предложения:
Точка пересечения кривых спроса и предложения - Е, характеризует состояние равновесия. В точке равновесия устанавливается равновесная цена – РЕ. Равновесная цена = цене спроса и цене предложения.
РЕ = РD = PS
QE – равновесный объём продаж.
QE = QD = QS
Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей желания к изменению условий купли – продажи.
Равновесное состояние рынка нестабильно по своей природе, т.к. влияющие на него факторы постоянно меняются.
Если под влиянием рыночных сил, цена поднимается выше равновесной Р1, то предложение привысет спрос (S>D), возникает избыток товаров.
Конкуренция производителей за покупателей побуждает их снижать цену. Снижение цен приводит к увеличению спроса и в итоге восстанавливается рыночное равновесие.
Если рыночная цена опустится ниже равновесной - Р2, то спрос привысет предложение (D>S), возникает дефицит товаров.
Конкуренция между потребителями за ограниченное количество товаров приводит к тому, что они соглашаются покупать по высокой цене. Рост цен приводит к расширению предложения. В итоге восстанавливается новое рыночное равновесие.
Механизм автоматического, стихийного формирования равновесных цен, А. Смит назвал механизмом «Невидимой руки» рынка.
Способность рынка к быстрому приспособлению цен спроса и цен предложения, объёма спроса и объёма предложения друг к другу называется устойчивостью рыночного равновесия.
Свободные рынки (рынки совершенной конкуренции) обладают в наибольшей степени устойчивостью рыночного равновесия. Вмешательство внешних сил: монополий, государства в рыночный механизм подрывает способность рынка к установлению равновесия и приводит к дефициту и реже излишков товаров.