Рынок: условия возникновения и существования, сущность, функции, достоинства и недостатки.
Исторически первой формой организации производства, которая возникла в глубокой древности, существовала у первобытных народов является натуральная форма хозяйства (натуральное производство) – производство продуктов для непосредственного потребления самих производителей. При такой форме производства вопросы Что? Как? Для кого? Решаются с учётом только внутреннего потребления, натуральное производство поддерживает минимальные условия жизни.
Товарное производство – форма производства, при котором продукты (блага) производятся не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей посредством купли – продажи (обмена).
Важнейшими условиями возникновения товарного производства и рыночных отношений являются:
1) Общественное разделение труда. Различные производители занимаются отдельными видами хоз. деятельности. Это означает специализацию в производстве определённых благ и услуг. Специализация определяется способностью производить продукты при относительно меньших альтернативных затратах ресурсов. Углубление общественного разделения труда расширяет производственные возможности общества и позволяет преодолеть ограниченность эк. ресурсов.
2) Появление частной собственности и эк. обособление производителей на её основе. Хоз. автономия приводит к тому, что производители сами решают что, как производить т кому предлагать свою продукцию.
3) Появление частной собственности и развитие товарного производства приводит к соц. расслоению общества, накоплению собственности и богатства в руках одних соц. групп и объединению других. Формируется основа для практики наёмного труда, труд принимает товарную форму. Система найма труда в условиях промышленного роста обеспечила скачок в развитии рыночной формы экономики.
Рыночная система рассматривается учёными как стихийно найденный механизм самокоррекции хоз. деятельности в обществе.
Рынок – децентрализованный, стихийный механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей, в результате действия которого осуществляется общественная оценка товаров и признаётся необходимость их производства.
Рынок как эк. реальность – это совокупность эк. отношений, принимаемых решений, методов хозяйствования связанных с производством и обменом благ.
Субъектами (агентами) рыночных отношений являются домохозяйства, фирмы, государство.
Принципы рыночной экономики:
1) Наличие частной собственности;
2) Свобода предпринимательского выбора;
3) Свобода потребительского выбора;
4) Наличие личных интересов, стремление всех субъектов рыночных отношений к максимизации собственной выгоды;
5) Конкуренция;
6) Свободное ценообразование;
7) Ограниченное вмешательство государства в экономику.
Общее представление о функционировании рыночной экономики даёт упращённая схемакругооборота потока товаров, ресурсов и денежных потоков в рыночной экономике:
Потребительские расходы Выручка от продаж
Рынок товаров и услуг
Товары и услуги Товары и услуги
Домохозяйства Фирмы
Эк. ресурсы. Эк. ресурсы
Рынок эк. ресурсов
Доходы Издержки
Функции рынка:
1) Регулирующая – регулирование сфер и отраслей национальной экономики, согласование производства и потребление по объёму и структуре на микро и макроуровнях.
2) Ценообразующая – признание общественной ценности товаров и количества затраченных ни их производство факторов через установление эквивалентов обмена (цен).
3) Стимулирующая – побуждает производителей производить продукцию с наименьшими затратами, улучшать их качество, внедрять достижения НТП.
4) Функция эк. отбора (санирующая) – освобождение общественного производства от эк. слабых производителей.
5) Информационная – через колебания цен, состояния спроса и предложения даёт информацию о том, что, как и для кого производить.
6) Посредническая – сводит вместе продавцов и покупателей.
Достоинства рыночной экономики:
1) Эффективное размещение ресурсов;
2)Высокая эффективность производства;
3) Способность на основе саморегулирования быстро удовлетворять меняющиеся потребности общества.
4)Способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
5) Возможность функционирования в условиях ограниченной информации о ценах и их изменениях.
6) Низкие издержки налаживания отношений между субъектами хозяйствования.
Недостатки рыночной экономики:
1) Является социально нейтральным механизмом и не заботится о тех, кто объективно не может участвовать в конкуренции (многодетные, инвалиды, сироты и тд.);
2) Подавление конкуренции и образование монополий;
3) Неспособность производить общественные блага (национальная оборона, мосты, дамбы, противопожарная безопасность);
4) Недопроизводство благ с положительными внешними эффектами;
5) Ассимитричность информации;
6) Порождает отрицательные внешние эффекты (загрязнение среды обитания, шумы, вибрации и тд.);
7) Неравномерность эк. развития и связанные с ним инфляция и безработица.