Власть, основанная на вознаграждении
Данная форма власти проистекает из имеющейся у руководителя организации возможности контролировать и управлять некими благами, имеющими ценность в глазах других людей. Власть, основанная на вознаграждении, используется для поддержки законной власти.
Воздействие данной формы власти не является прямым и однозначным. Все люди - личности и их потребности имеют уникальный характер. Поэтому то, что одному представляется ценным вознаграждением, может не показаться таковым другому. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное.
Многие руководители считают, что деньги - лучшее вознаграждение. Однако деньги не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение. Здесь уместно вспомнить о теории мотивации Герцберга, согласно которой неудовлетворенность вызывает прежде всего отсутствие таких условий, как гарантии работы и безопасность труда, а вот их наличие обусловливает только нейтральное состояние, но никак не благодарность.
Смысл этой двухфакторной теории мотивации - в отсутствии симметричности действия факторов. Потенциальные причины беспокойства и неудовлетворения Герцберг определил как гигиенические, или поддерживающие, факторы, поскольку они необходимы для построения основания, на котором возможно поддержание разумного уровня мотивации членов организации.
Другая группа факторов, наоборот, направлена в первую очередь на формирование мотивации, тогда как отсутствие этих факторов обычно не вызывает сильных отрицательных эмоций. Эти факторы Герцберг назвал мотивирующими факторами. К мотивирующим факторам Герцберг отнес интересную работу, достижения, возможности роста, продвижение, признание, статус, качество руководства в организации, а также отношения с руководством, коллегами и подчиненными.
Именно эти и подобные факторы лидеры организаций могут использовать в качестве системы вознаграждения своих подчиненных.
Власть, основанная на наказании (принуждении)
Человек может оказывать влияние на поступки других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено.
Власть, основанная на принуждении, основывается на страхе и нередко реально стимулирует определенные действия индивидов в краткосрочном периоде. В то же время она оказывает негативное влияние на сотрудников организации, в отношении которых используются меры принуждения.
Такие методы, как, например, угроза увольнения и страх перед ее применением, свидетельствуют о принудительной власти. Хотя наказание способно повлечь за собой некоторые неожиданные побочные эффекты, эта форма власти все еще используется для того, чтобы обеспечить повиновение или скорректировать непродуктивное поведение.
Власть, основанная на принуждении, не всегда действует эффективно, так как требует высоких затрат, связанных с ее применением. Для того чтобы использовать такой инструмент, как страх, необходимо иметь эффективную систему контроля. Но эффективную систему контроля создавать нелегко.
Организации, где страх используется очень часто, не смогут долго существовать в условиях современного общества и рынка. Хотя принуждение и может привести к временной покорности, оно производит нежелательные побочные эффекты - скованность, страх, месть и отчуждение.
Основные признаки проявления власти, основанной на наказании:
• закрытость ключевых членов организации и имитация усердной деятельности;
• конфликты, связанные не с содержанием деятельности, а с взаимоотношениями и формальной дисциплиной;
• слабая инициатива;
• трудности со свежими идеями (нововведения запоздалые и длительные по времени, скрытое сопротивление инновациям).
Экспертная власть
Данная форма власти осуществляется, когда человек (лидер или руководитель) воспринимается как носитель специальных и полезных знаний или информации. Экспертная власть (власть, основанная на знаниях) возникает как результат следующих знаний, умений:
• специального, длительного обучения и информированности о сущности сложных ситуаций. Ее уровень зависит от образования, обучения и опыта, а значит, ее значение в нашем технологическом обществе неуклонно возрастает;
• умения добывать и обрабатывать информацию, которая имеет отношение к деятельности организации. Количество информации нарастает, поэтому сегодня недостаточно просто владеть информацией, необходимо уметь превращать ее в средство принятия решений;
• посвящения в дела организации, связанные с целеполаганием и управлением основными ресурсами. Посвященность в дела иногда отождествляется с наличием формальной власти.
Полномочия, возникающие вследствие вышеназванных факторов, и называются экспертной властью. Власть эксперта небезгранична, скорее это влияние через разумную веру сотрудников организации в ее полезность в определенных ситуациях.
Влияние через разумную веру осуществляется следующим образом. Сотрудник организации представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении данного проекта или проблем. Он принимает на веру ценность знаний лидера. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение подчиниться является сознательным и логичным. Экспертной власти люди обычно добиваются благодаря своим видимым достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны, тем большей власти добивается такой человек.
Доступ к нужной и важной информации дает человеку власть, так как информация служит основой для осуществления эффективных решений. Таким образом, те, кто имеет необходимую информацию и может ею воспользоваться профессионально, способны принять оптимальное решение, а значит, обладают специфическим видом власти. Возрастающая сложность технологий ускорила использование разумной веры как механизма влияния в современных организациях. Сегодня многие руководители не способны целиком и полностью понять детали всех операций, имеющих первостепенное значение для их профессиональной деятельности или профиля бизнеса.
Признаками проявления экспертной власти в политической организации являются следующие:
• элементы неформального поведения среди членов организации разного уровня в иерархии;
• открытое проявление содержательных конфликтов (быстрая "реакция" на предложение коллег об усовершенствованиях и нововведениях, инициатива в выдвижении новых идей);
• открытость новым идеям (информированность о новых идеях, открытиях);
• низкий уровень формальной дисциплины.
Харизматическая власть
Харизматическая власть является формой личной власти. Это умение влиять на сотрудников организации своими личными, наиболее сильными качествами. Обладающие харизматической властью лидеры окружены как бы притягательным полем, аурой доверия, непоколебимо уверены в своих возможностях, что привлекает к ним многочисленных последователей. Такие лидеры хорошо чувствуют потребности людей и обещают, что обязательно добьются их удовлетворения. В основе данной формы власти лежит приверженность сотрудников своему лидеру. Приверженность означает, что члены организации разделяют точку зрения лидера и с энтузиазмом выполняют его распоряжения. Приверженность особенно важна, когда лидер или руководитель организации стремится осуществить серьезные изменения.
Харизматические личности обладают следующими характеристиками:
• энергичность (создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей);
• внушительная внешность (харизматический лидер не обязательно красив, но именно привлекателен для окружающих);
• независимость характера (в своем стремлении к благополучию и уважению в их понимании эти люди не полагаются на других, но подают надежду другим);
• хорошие коммуникативные (риторические) способности (умение спонтанно говорить и гибкая способность к межличностному общению);
• уверенная манера держаться (выглядят собранными и достойно владеющими ситуацией).
Важное значение данная форма власти приобретает в условиях, когда приходится проводить значительные изменения в организациях, которые обладают укоренившейся культурой и долгое время не претерпевали никаких серьезных трансформаций.
Признаками проявления харизматической власти в организации являются следующие:
• энтузиазм и оптимизм по поводу будущего организации (публичная риторика по поводу миссии и целей, увязывание личных планов с деятельностью организации);
• демонстрация разделяемых ценностей;
• лидероцентричность социальных отношений (лидер везде лидер - на собраниях, конференциях, пикниках и т.п.).
Вопрос: Образование формального и неформального лидерства
Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа -- формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа -- это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели Карпов А.В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы -- это группы, созданные по воле руководства, а неформальные -- продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:
- потребность в социальной принадлежности;
- потребность в помощи;
- потребность в защите;
- потребность в общении.
Эти базовые психологические потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются. Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно -- как естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис -- они навязываются, устанавливаются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего, -- исходя из потребностей организации определенной совместной деятельности.
И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной -- наличие лидера официального -- руководителя. Неформальное и формальное лидерство -- это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности.
Разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности -- наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентирование устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки -- так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно сложные отношения Карпов А.В. «Психология менеджмента». Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто -- многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно -- крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций -- одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп -- формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими -- механизмов формального и неформального управления. Это -- и причина двух типов лидерства -- формального и неформального. Они могут вступать в сложные отношения -- или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать.