Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена-стрелка

Особенность спортивных упражнений, в том числе и стрелковых, заключается в том, что их выполнение связано с преодолением трудностей, которые требуют большого напряжения всех сил спортсмена. Чтобы заставить себя преодолевать эти трудности, стрелок должен приложить значительные волевые усилия и обладать достаточно развитыми волевыми качествами: настойчивостью, решительностью, выдержкой, дисциплинированностью. Стрелок должен уметь усилием воли побороть усталость, тягостное состояние, переносить болевые ощущения при длительной стрельбе, заставляя себя стрелять до конца, не снижая показателей. Усилием воли он должен сдерживать себя и после неудачных выстрелов не поддаваться чувству досады и раздражения, взять себя в руки и исправить плохой результат последующей хорошей стрельбой.

Умение владеть собой, заставлять себя преодолевать трудности и сохранять присутствие духа при любых обстоятельствах - важные качества характера. Без этого нельзя ни достичь хорошей спортивной формы, ни показать высоких результатов, когда это требуется, т.е. на соревнованиях.

Наряду с волевыми спортсмен должен обладать и высокими моральными качествами: чувством долга и ответственности перед коллективом, чувством товарищества, дружбы, чести и справедливости. Эти качества характера помогают стрелку в трудные моменты напряженной спортивной борьбы мобилизовать силы для достижения победы. Поэтому-то опытные тренеры и придают такое большое значение вопросам воспитания у спортсменов высоких моральных и волевых качеств. Поэтому-то тренировку нужно строить так, чтобы не только предусматривался технический рост спортсмена, но и обязательно укреплялись его волевые качества, чтобы благодаря выработанной силе воли он мог упорно и настойчиво тренироваться и уметь владеть собой во время соревнований.

Выступая на соревнованиях, спортсмен волнуется. Сильное волнение в стрелковом спорте особенно вредно (см. ниже о предстартовом состоянии), так как из-за него снижается контроль за своими действиями, нарушается согласованность движений стрелка и в конечном счете зачастую резко снижается его спортивный результат. Добиться хороших показателей может только волевой стрелок, наделенный достаточным самообладанием и выдержкой, умеющий перебороть волнение. Эти качества не только проявляются, но и вырабатываются в условиях соревнований. Стрелок, имеющий опыт выступления на соревнованиях, значительно лучше справляется с волнением и, поборов его, хорошо стреляет. Для приобретения такого опыта важно на тренировках создавать обстановку, близкую к соревновательной.

Поэтому наряду с обычной тренировкой со стрельбой и без нее (работой "вхолостую") обязательно нужно применять как метод подготовки различные зачетные тренировочные стрельбы, конкурсы и стрелковые турниры, во время которых, с одной стороны, выявляются волевые качества стрелка, а с другой - он вырабатывает в себе выдержку и умение, несмотря на волнение, ровно стрелять и показывать результаты на уровне своей технической подготовленности.

Отечественный стрелковый спорт знает много разновидностей зачетных тренировочных стрельб, предназначенных для развития и укрепления различных сторон волевых качеств спортсмена-стрелка. Однако их выбор во многих случаях и по сей день носит случайный характер: нет учета того влияния, которое различный вид зачетной тренировочной стрельбы оказывает на волевую подготовку стрелка вообще и на спортсменов определенного уровня подготовленности в частности. Первую, причем весьма успешную, попытку систематизировать и определить влияние различных вариантов зачетных стрельб на формирование и развитие тех или иных сторон волевой подготовки спортсмена-стрелка сделал Л.М. Вайнштейн. В числе его многочисленных рекомендаций есть и такие:

"Конкурс - длительно протекающая форма коллективной тренировки. Практикуется в группах стрелков, которые не могут посещать тренировочные занятия одновременно. Условия конкурсов бывают самые разнообразные, так же как и оказываемое ими влияние.

Приведем несколько вариантов конкурсов:

1. Срок - один месяц. Количество стрельб не ограничено. В зачет идут 6 лучших результатов.

Если спортсмен данную стрельбу начал хорошо, то он старается довести ее до конца так же хорошо. Если начал плохо, стрелок переключается на исправление недостатков в технике выстрела. Такие условия конкурса целесообразны в секционной работе: проведение конкурса активизирует работу секции, поднимает посещаемость и работоспособность спортсменов. Этот вариант особенно рекомендуется для стрелков среднего уровня подготовленности.

2. Количество стрельб - 12. Зачет по 10 лучшим результатам. Эти жесткие условия рассчитаны на более подготовленный состав. Спортсмен имеет только две льготные попытки, и значение каждой стрельбы возрастает.

3. Количество стрельб - 12. Зачет по сумме 4 худших результатов. Эти условия целесообразны для стрелков, показывающих высокие, но не стабильные результаты. Каждая неудачно складывающаяся стрельба будет стимулировать усилия спортсмена по ее выправлению.

4. Количество стрельб - 12, в зачет идут результаты серии не ниже 90 очков. Это заставит спортсмена сосредоточенно работать над каждой серией.

Названная нами сумма серии - 90 очков - условна. Устанавливаемый критерий зависит от уровня подготовленности стрелков группы. Норматив должен быть реальным, вызывать чувство уверенности в его выполнении, но в то же время быть достаточно трудным, требовать полной мобилизации духовных и физических сил спортсмена" (Л.М. Вайнштейн. Стрелок и тренер. ФиС, 1969).

Вполне очевидно, что вариантов конкурса может быть великое множество; важно, чтобы каждый из них преследовал определенную цель, способствовал успешному решению актуальных вопросов волевой и технической подготовки данной группы стрелков на данном уровне ее подготовленности.

Например, вести стрельбу в быстром темпе; не допускать отдельных отрывов - отстрелять серию выстрелов, не выпуская пуль из определенных габаритов; вести стрельбу на точность - определять победителя по количеству выбитых "десяток"; производить выстрелы во время конкурсной стрельбы только с первой прикладки (вскидки) руки и т.д.

Стрелковые турниры - испытанное годами хорошее средство воспитания волевых качеств спортсмена. Они проводятся по типу шахматных турниров: каждый участник поочередно встречается на огневом рубеже в паре со своим спортивным "противником" (рис. 279). В турнирной таблице победителю данной пары за победу ставится 1, побежденному - 0; при равных очках - ничейном результате - участникам парной встречи ставится по 1/2. Обычно условиями стрелкового турнира является отстрел одной серии в 5 или 10 выстрелов.

Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена-стрелка - student2.ru
Рис. 279 - Турнирная таблица на 10 участников

Достоинства стрелковых турниров - значительная и многократная эмоциональная напряженность, возникающая при одновременной стрельбе каждой пары, требующая от стрелка большой мобилизации волевых усилий.

Помимо круговой системы турнира, когда все участники поочередно встречаются друг с другом, можно применять и систему встреч по типу олимпийской - с четвертьфиналами, полуфиналами и финальной встречей. Желательно только, чтобы группы комплектовались участниками, равноценными по уровню своей технической подготовленности.

Контрольные стрельбы, проводящиеся, как правило, по условиям соревнований, будут носить более острый, эмоциональный характер, если результаты стрельб обнародываются не в виде списков с сухими, голыми цифрами, а в форме различных графиков. Значительно оживляет контрольную тренировку и повышает интерес к ней ведение графика с нарастающим итогом стрельбы (рис. 280). Полезно также результаты контрольных стрельб показывать в виде графиков - кривых (рис. 281), из которых хорошо видны степень роста и стабильность результатов каждого спортсмена.

Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена-стрелка - student2.ru
Рис. 280 - График хода контрольных стрельб с нарастающим итогом

Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена-стрелка - student2.ru
Рис. 281 - График контрольных тренировочных стрельб в виде кривых

Отражение результатов стрельб в виде различных графиков, как правило, повышает ответственность спортсмена за свою контрольную стрельбу, мобилизует его волю.

Планируя и проводя такие контрольные и отборочные стрельбы, следует принять меры к созданию равных условий для всех спортсменов; распределять щиты только жеребьевкой, выдавать всем патроны равноценного качества, а еще лучше - предоставить стрелкам право выбора таких патронов, какие они считают наиболее подходящими под ствол своего оружия. Организацию зачетных стрельб, подсчет результатов следует производить в условиях, как можно более приближенных к соревновательным. Не следует упрощать обстановку. Иногда, наоборот, нужно усложнять требования, чтобы воспитать твердую дисциплину, которая особенно необходима для успешного выступления на соревнованиях. Это поможет в дальнейшем избежать многих неприятностей и для команды, и для стрелка (например, производство неприцельных и случайных выстрелов, неправильное внесение поправок, стрельба в чужую мишень, лишние пробоины в своей мишени и др.). Естественно, при зачетных стрельбах нужно проявлять беспристрастное отношение ко всем без исключения стрелкам. Только такой постановкой тренировочных и зачетных стрельб можно добиться того, чтобы стрелок осознал и почувствовал, что ему нужно завоевать право быть включенным в состав команды.

Эффективность зачетных стрельб станет наибольшей, если во время их спортивная борьба будет происходить не только среди стрелков своей команды; нужно использовать малейшую возможность, чтобы помериться силами с другими спортсменами, тренирующимися в том же тире или на том же стрельбище.

Однако не следует и злоупотреблять большим количеством зачетных стрельб для приучения стрелка к обстановке, близкой к соревновательной: они могут настолько измотать стрелка, перегрузить его нервную систему, что у него появится отвращение к выстрелу и снизятся результаты. Кроме того, "работая только на очки", стрелок не будет иметь времени для индивидуальной работы, для ликвидации слабых сторон в своей технике.

При подготовке к выступлению на соревнованиях следует иметь в виду следующее. Достижение высоких спортивных результатов на тренировках не должно служить поводом даже к временному прекращению их. Наоборот, как бы ни был высок тренировочный результат, его следует закрепить, чтобы он стал стабильным, привычным для стрелка.

Спортсмену не следует также скрывать свои высокие результаты искусственным снижением их за счет несколько заведомо небрежно выпущенных пуль, мотивируя это тем, что нужно, мол, про запас иметь большие возможности, чтобы продемонстрировать их в полную меру на соревновании. С такими взглядами надо решительно бороться и разъяснять стрелкам, что на определенном этапе подготовки они обязательно должны психологически привыкнуть к своим высоким показателям. Известно много случаев, когда хорошо технически подготовленный спортсмен пугался на соревнованиях своих высоких результатов, начинал еще больше волноваться и безнадежно портил стрельбу, которая могла быть рекордной. Выработанная же привычка к своему высокому результату, наоборот, вселяет уверенность в себе, и этот результат становится для данного стрелка обычным явлением. По этому поводу многие опытные стрелки говорят, что "мало быть хорошо технически подготовленным, хорошим стрелком - нужно еще уметь устанавливать рекорды".

5.1.5 Периодизация и планирование спортивной тренировки

Спортивная практика последних лет со всей убедительностью свидетельствует о том, что дальнейшее совершенствование спортсмена, специализирующегося в каком-нибудь виде спорта, требует непрерывной круглогодичной тренировки. Эта круглогодичная спортивная тренировка разделяется на отдельные периоды, во время которых интенсивность тренировочной нагрузки, соотношение общей физической и специальной подготовки, а также методы и средства подготовки и тренировки спортсмена существенно различаются между собой.

Такая периодизация существует и в круглогодичной тренировке спортсмена-стрелка. И дело не в том, что стрелок из-за своей занятости на работе, в учебе не может тренироваться круглогодично с одинаковой напряженностью; периодизация вводится и не для удобства планирования тренировочной работы - она диктуется объективными закономерностям, главным образом фазовостью развития спортивной формы.

Наши рекомендации