Ведущих промышленных предприятий области
№ п/п | Наименование предприятия | Наименование продукции |
1. | ОАО «Автодизель» | дизельные двигатели |
2. | ОАО «НПО «Сатурн» | гражданские авиационные двигатели, военные газотурбинные двигатели и спецтехника, промышленные двигатели и морские турбины |
3. | ОАО «Тутаевский моторный завод» | механическая трансмиссия для тяжелых двигателей, тяжелые дизельные двигатели |
4. | ОАО «Ярославский технический углерод» | технический углерод |
5. | ОАО «Сатурн – Газовые турбины» | газотурбинные установки и газоперекачивающие агрегаты, газопоршневые энергоустановки |
6. | ОАО «Ярославский радиозавод» | средства связи технического звена управления |
7. | ОАО «Славнефть – Ярославнефтеоргсинтез» | автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин |
8. | ОАО «Ликёро-водочный завод «Ярославский» | водка, ликёро-водочные изделия, коньяк, виски |
9. | ЗАО «Империал Тобакко Ярославль» | табачные изделия |
10. | ОАО «ПК «Балтика» | пиво и питьевая вода |
11. | ЗАО «Атрус» | мясная продукция и хлебобулочные изделия |
12. | ОАО «Русские краски» | лакокрасочные материалы, красители и пигменты |
13. | ОАО «Ярославский шинный завод» | шины грузовые, легковые |
14. | ООО «ЛиндабБилдингс» | строительные металлические конструкции |
15. | ОАО ГМЗ «Агат» | топливорегулирующая аппаратура для авиационных двигателей |
16. | Ярославский электровозоремонтный завод имени Б.П. Бещева – филиал ОАО «Желдорреммаш» | ремонт и модернизация электровозов |
17. | ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» | катера |
18. | ОАО «Русская механика» | снегоходы, квадроциклы и запасные части к ним |
19. | ОАО «Ростовский оптико-механический завод» | оптические приборы |
20. | ОАО Ярославский электромашиностроительный завод (ОАО «ELDIN») | электродвигатели |
Список используемых сокращений
ГМЗ – Гаврилов-Ямский машиностроительный завод
ЗАО – закрытое акционерное общество
ОАО – открытое акционерное общество
Приложение 3
к Стратегии СЭР
SWOT-АНАЛИЗ
социально-экономического развития Ярославской области
Таблица 1
SWOT-анализ развития реального сектора экономики Ярославской
области
Сильные стороны | Возможности |
- наличие крупных производств (стратегических отраслей); - наличие на территории Ярославской области образовательной базы; - наличие минерального сырья для строительной индустрии; - историческое наследие; - территориальное положение (логистика); - диверсификация отраслевой структуры | - позиционирование региона как территории молодежного предпринимательства; - позиционирование Ярославской области как места бизнес-аутсорсинга, в том числе бэк-офиса национальных компаний; - макроэкономический потенциал (меж-региональные связи); - большой спрос на услуги в соседнем регионе (Москва и Московская область); - формирование долгосрочного заказа от предприятий / отраслей для системы образования; - аутсорсинг (инжиниринг) услуг крупного бизнеса инновационному бизнесу; - самоидентификация ярославской продукции; - развитие въездного туризма, в том числе сельского; - создание нормативных правовых актов, учитывающих при формировании государственного заказа местные инновационные разработки |
Слабые стороны | Угрозы |
- проблемы, связанные с деловым климатом Ярославской области (инвестиционный климат и бизнес-среда); слабо развитая обратная связь ОИВ с бизнесом (сложная бюрократическая ситуация, нет оптимизации информации под потребителя, сложился барьер, связанный с негативным представлением об ОИВ); - разрыв между спросом и предложением на квалифицированные кадры (между практическими и теоретическими навыками, имеющимися у молодых специалистов), определяемый низким спросом в части требований к качеству знаний, предъявляемых к выпускникам; - проблемы с закрытостью крупных предприятий (нет коммуникационных каналов между малым и средним бизнесом и крупными предприятиями); - малое количество продукта, произведенного малым и средним бизнесом; - проблемы, связанные с эффективностью деятельности отраслей и конкурентоспособностью выпускаемой продукции; - интенсивность обновления основных фондов основных производственных мощностей региона ниже динамики их износа (физического и морального); - слабо развитые инновационные процессы в стратегических отраслях и малом и среднем бизнесе; - слабо развитая инфраструктура (энергодефицит, логистика); - высокая стоимость энергоресурсов; - географическое положение по отношению к экономически развитым регионам | - реализация инфраструктурных проектов по развитию бизнеса территорий-конкурентов; - изменение законодательной базы Российской Федерации, противоречащее проводимой социально-экономической политике Ярославской области; - ухудшение социально-экономической ситуации в стране; - истощение природных ресурсов региона; - демографические проблемы (отток квалифицированных кадров); - низкая результативность деятельности ОИВ (отсутствие результатов развития экономики, отсутствие взвешенных показателей, нацеленных на результат); |
- угроза техногенных и антропогенных катастроф; - отсутствие внедрения инновационных разработок национальных компаний на ярославских предприятиях - падение доли производства высоко-технологичной продукции в общем объеме производства |
Таблица 2
Результаты SWOT-анализа развития реального сектора экономики
Ярославской области
Как воспользоваться возможностью? | За счет чего можно снизить угрозы? |
- создать современные механизмы государственной поддержки в области; - привлечь бизнес к процессу подготовки кадров (механизм вовлечения бизнеса в сферу образования); - принять и упорядочить нормативные правовые акты по развитию делового климата; - реализовать проект развития аэропорта Туношна; - проводить маркетинг территории | - занять и развивать узко специализированные технологические ниши в производстве; - развивать влияние области на принимаемые федеральными органами государственной власти решения; - продвигать территорию и проводить её маркетинг; - создать условия комфортности для будущей деятельности квалифицированных кадров |
Что может помешать воспользоваться возможностью? | Что может быть самой большой опасностью? |
- отсутствие эффективной государственной поддержки бизнеса; - нереализация проектов, направленных на улучшение инфраструктуры, маркетинга территории; - отсутствие изменений, направленных на поддержку бизнеса | - дефицит инновационных проектов и предпринимательской деятельности в сфере высоких технологий; - ухудшение инвестиционной привлекательности; - неэффективность или невостребованностьсоздаваемых механизмов поддержки малого и среднего бизнеса; - отток высококвалифицированной рабочей силы |
Таблица 3
SWOT-анализ развития направления сохранения
и улучшения здоровья человека
Сильные стороны | Возможности |
- наличие собственной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования; - уровень квалификации кадров; - структурированная сеть медицинских организаций разного уровня, распределенная по области; - система специализированных медицинских организаций (15 организаций по 8 направлениям) | - получение на базе медицинских организаций Ярославской области высокотехнологичной помощи; - сеть физкультурно-оздоровительных комплексов и психолого-педагогических и медико-социальных центров; - растущий спрос населения на платные медицинские услуги; - регламентация заработной платы врачей; - рост заинтересованности населения в сохранении и улучшении своего здоровья; - повышение интереса населения к здоровому образу жизни |
Слабые стороны | Угрозы |
- неразвитость системы медицинской реабилитации в государственной системе здравоохранения; - недоукомплектованность кадрами медицинских организаций (реаниматологи, анестезиологи, патологоанатомы, врачи скорой помощи, специалисты клинической лабораторной диагностики); - отсутствие единообразной и достоверной информации об оценке населением качества предоставляемых услуг; - несоответствие существующей в Ярославской области системы здравоохранения отдельным параметрам, заданным федеральными органами государственной власти; - недостаточное количество объектов инфраструктуры здорового образа жизни на отдельных территориях Ярославской области; - недостаточный охват населения мерами профилактики (медицинские осмотры, диспансеризация) | - частая смена нормативной документации, определяющей организацию медицинской помощи; - недофинансирование стандарта оказания медицинской помощи (финансируется 50 – 70 процентов потребности); - низкая заработная плата врачей и медперсонала; - протестные настроения граждан по поводу проводимых реформ, формируемые средствами массовой информации; - ухудшение имиджа системы здравоохранения в глазах потребителей; - старение и миграция кадров на другие территории |
Таблица 4
SWOT-анализ подсистемы развития человеческого капитала
Сильные стороны | Возможности |
- наличие собственной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования; - наличие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров организаций образования и культуры (абсолютное большинство преподавателей обучились использованию информационных технологий); - структурированная сеть организаций образования и культуры; - наличие многолетнего опыта экспериментальной и инновационной деятельности в области образования и дополнительного образования детей; - наличие системы работы с талантливыми детьми, системы специализированных образовательных организаций, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями; - наличие системы мониторинга качества образовательных услуг (в дошкольных образовательных организациях, средних общеобразовательных школах и организациях среднего профессионального образования); - богатый международный опыт реализации совместных проектов в области образования и культуры; - уникальное наследие, сосредоточенное в библиотечно-информационных, музейных и творческих ресурсах организаций культуры региона, в памятниках культовой и гражданской архитектуры; - развитая инфраструктура и система непрерывного художественного образования, концентрация базовых ресурсов в центральных (межпоселенческих) организациях культуры; - устойчивый интерес к развитию и модернизации, внедрению новых технологий; - наличие в регионе государственной поддержки социально значимых проектов в сфере культуры в виде грантов и премий; - наличие в большинстве муниципальных образований области централизованных | - повышать уровень профессионализма кадров; - повышать престиж высшего и среднего профессионального образования; - формировать у родителей потребность развивать человеческий потенциал ребенка, используя многообразный спектр услуг; - создать культурно-образовательную среду, дружественную современным потребностям семьи; - уделять в региональных средствах массовой информации больше внимания темам образования и культуры как ценностям человеческой жизни |
библиотечных систем, координирующих деятельность библиотек с использованием справочно-поисковых систем и баз данных; - наличие в регионе базы и системы подготовки и переподготовки специалистов отрасли «Культура»; - выделение из областного бюджета муниципальным образованиям области дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на осуществление уставной деятельности организаций культуры; - опыт реализации инвестиционных программных проектов в отрасли «Культура» в предыдущие периоды | |
Слабые стороны | Угрозы |
- отсутствие современных инструментов прогнозирования и расчетов развития подсистемы (в цивилизованных странах управленческие решения принимаются на основе математических расчетов программных продуктов); - «старение» педагогических кадров, низкая мотивация (ее отсутствие) у молодых специалистов к работе в сфере образования и культуры из-за низкой заработной платы; - необоснованные амбиции молодых кадров на фоне недостатка профессиональных компетенций; - недостаточное количество высокопрофессиональных педагогических кадров, способных внедрять информационные развивающиеся технологии в методику преподавания; - значительная дифференциация городских и сельских школ по инфраструктуре и уровню качества образования; - дефицит мест в дошкольных образовательных организациях; - неравномерность территориального распределения в регионе организаций высшего и среднего профессионального образования; - отсутствие координации исследований в области фундаментальных наук; отрыв прикладных научных исследований в регионе от бизнеса и развития региона; - низкая вовлеченность бизнеса в образовательный процесс; - изменение функций организаций культуры: из просветительских и развивающих они все больше становятся | - недооценка властными структурами роли образования и культуры в развитии человеческого потенциала и региона в целом; - непрофессиональный менеджмент организаций образования и культуры; - низкое качество образовательных услуг, потеря доверия со стороны родителей к преподавательскому составу; - несовершенство правовой, налоговой базы и недостаток финансовых ресурсов для инициатив граждан (общественных организаций) по участию в развитии человеческого потенциала в сферах образования и культуры (например, открытие частных детских садов); - недофинансирование подсистемы образования и культуры |
развлекательными; - отсутствие в регионе целенаправленной политики по сохранению историко-культурного наследия и развитию культуры; - усиление позиций массовой культуры; - упрощение художественного вкуса молодежи; - несовершенство нормативно-правового регулирования сферы культуры; - слабая материально-техническая база организаций, ее несоответствие современным стандартам; - слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов; - несоответствие кадрового потенциала, в том числе менеджеров, современному уровню требований; - слаборазвитая инновационная и экспериментальная деятельность; - недостаточные темпы развития культурной инфраструктуры и коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог, доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве; - недостаточная развитость инфраструктуры культурного туризма; - отсутствие отраслевого и межотраслевого взаимодействия всех субъектов культурных и образовательных процессов как фактора формирования социокультурной и образовательной целостности региона |
Таблица 5
SWOT-анализ подсистемы социальной поддержки
Сильные стороны | Возможности |
- своевременное и полное обеспечение мер социальной поддержки и социальных гарантий, установленных для различных категорий населения; - наличие развернутой сети учреждений для социального обслуживания несовершеннолетних, престарелых, инвалидов (в том числе детей-инвалидов), граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лиц без определенного места жительства и занятий; - внедрение системы оценки качества деятельности учреждений социального обслуживания; - научно-методическое сопровождение деятельности учреждений социального обслуживания населения Ярославской области; - внедрение новых информационных технологий и форм социального обслуживания, в том числе стационарозамещающих технологий | - реализация перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Ярославской области до 2020 года и плана оптимизации сети учреждений социального обслуживания; - развитие государственно-частного партнерства; привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольцев к оказанию социальных услуг; - оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения; - повышение доступности социальных объектов для людей с ограниченными возможностями к передвижению; - внедрение новых форм социального обслуживания (в том числе стационарозамещающей технологии «приемная семья»); - перевод услуг в электронную форму |
Слабые стороны | Угрозы |
- низкий уровень оплаты труда работников сферы социального обслуживания населения; - текучесть кадров; - очередность на получение услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания населения (психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты); - проблемы во взаимодействии с учреждениями здравоохранения при предоставлении социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий; - недостаточный уровень внедрения и реализации комплекса адаптационно-реабилитационных мероприятий в домах-интернатах; - нехватка мест в психоневрологических интернатах; - нехватка мест для предоставления временного приюта лицам без определенного места жительства и занятий, в том числе отсутствие мест для временного размещения лиц женского пола без определенного места жительства и занятий; - ветхость и аварийность зданий учреждений социальной защиты | - частое изменение требований к организации и размещению учреждений социальной защиты и осуществлению отдельных видов деятельности; - недостаточный уровень информированности населения о социальных услугах, предоставляемых населению; - иждивенческие настроения у получателей социальных услуг; - увеличение количества получателей мер социальной поддержки и объемов средств бюджета, направляемых на эти выплаты |
Таблица 6
SWOT-анализ подсистемы региональной инфраструктуры*
Сильные стороны | Возможности |
- поддержка органов власти всех уровней; - наличие системы подготовки кадров; - доступность наилучших современных технологий; - преимущества статуса жизнеобеспечивающих отраслей; - наличие бюджетных источников финансирования; - наличие устойчивого социального заказа; - монопольное положение на рынке, наличие стабильного и платежеспособного спроса | - возможность модернизации региональной инфраструктуры на основе современного технологического уклада; - использование инновационных решений; - наличие достаточно развитой системы инженерных коммуникаций; - возможность получения налоговых льгот; - наличие регионального инвестиционного законодательства; - перспективы увеличения объемов энергопотребления; - возможность привлечения внебюджетного финансирования |
Слабые стороны | Угрозы |
- высокий износ существующей материальной базы отраслей; - зависимость от тарифной политики, убыточное тарифное регулирование; - дефицит денежных средств; - низкая платежная дисциплина потребителей; - отсутствие опыта реализации крупных инвестиционных проектов в регионе; - низкий уровень квалификации, дефицит кадров; - невозможность достижения рентабельности отрасли через тарифное регулирование; - наличие законодательных ограничений | - непредсказуемость монетарной и межбюджетной политики в стране; - политическая нестабильность в регионе; - рост дебиторской задолженности; - санкции регулирующих и надзорных органов; - аварийные ситуации в отраслях; - риски пилотных проектов; - увеличение сроков и стоимости строительства; - недофинансирование по основным инвестиционным проектам; - падение спроса на электрическую и тепловую энергию, воду; - рост затрат по операционной деятельности, рост цен на топливно-энергетические ресурсы |
*Включает только факторы, касающиеся всех отраслей подсистемы.
Таблица 7
SWOT-анализ подсистемы экологии и природопользования
Сильные стороны | Возможности |
- наличие федеральной правовой основы; - понимание руководством области принципиальной важности экологической проблематики для стратегического развития региона; - стабильный кадровый состав и стабильные условия работы, наличие высокопрофессиональных отраслевых кадров; - опыт разработки и реализации целевых программ и мероприятий; - наличие Красной книги Ярославской области; - наличие системы сбора и переработки ртутьсодержащих отходов (работают два предприятия, которые полностью обеспечивают потребности области в данном виде работ) | - улучшение инвестиционной привлекательности сферы экологии и природопользования; - разработка целевых программ повышения экологической культуры; - реализация проектов по внедрению «зеленых» технологий; - создание системы экологического мониторинга; - подготовка и реализация проектов по ликвидации ущерба прошлых лет; - снижение техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду путем использования новых экологических технологий; - возможность привлечения ОИВ дополнительных средств в рамках федеральных целевых программ; - наличие на территории области ООПТ категории земель «туристско-рекреационные местности» для развития экологического туризма; - заинтересованность инвесторов из других регионов, в частности города Москвы, Московской области, в разработке месторождений на территории Ярославской области; - особенности геологического строения территории области позволяют предполагать наличие месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых; - благоприятные гидрогеологические условия и другие положительные факторы пресных подземных вод, способствующие эффективному вовлечению их в общую систему водоснабжения; - наличие на территории области геологических памятников природы, обладающих большой научной, рекреационной или бальнеологической ценностью; - выявление и освоение месторождений кварцевых песков, легко поддающихся обогащению |
Слабые стороны | Угрозы |
- усугубление экологических проблем и рисков; - нарастание проблемы утилизации и переработки отходов; - недостаточность инвестиций в природоохранную сферу; - неэкологичность развития транспортной инфраструктуры; - нерешенность ряда экологических проблем прошлых лет; - недостаточность финансовых ресурсов на реализацию программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования; - требующие серьезной модернизации механизмы комплексного и рационального использования природных ресурсов; - недостаточная изученность современного состояния ООПТ регионального значения; - отсутствие механизма привлечения инвесторов для развития системы ООПТ; - отсутствие постановки на кадастровый учёт зон с особыми условиями использования территорий в части ООПТ регионального значения; - слабая геологическая изученность территории Ярославской области; - удалённость значительной части месторождений строительных материалов от мест их потребления; - отсутствие на балансе области месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых, необходимых для отраслей экономики области; - недостаток информации о качестве, количестве, глубинах залегания подземных вод области; - отсутствие средств воздействия на собственников гидротехнических сооружений | - наличие в расположенных в водоохранных зонах рек Волги и Печегды экологически опасных объектов – прудов-накопителей кислых гудронов; - складирование отходов без изоляционных слоев или с нерегулярными уплотнениями и промежуточной изоляцией складируемых отходов; - отсутствие достаточных мощностей у муниципальных властей для управления отходами; - отсутствиезон санитарной охраны источников водоснабжения или ненадлежащее состояние многих зон санитарной охраны источников водоснабжения; - возникновение несанкционированных свалок; - напряжённая экологическая обстановка в области, антропогенное загрязнение воды, воздуха и почвы; - влияние изменённого гидрологического режима зарегулированной реки Волги на водные и наземные экосистемы; - сокращение площади ООПТ за счет изъятия земель для хозяйственного использования; - сокращение биологического разнообразия; - пробелы и изменения в федеральном законодательстве; - незавершённость процесса разграничения предметов ведения и полномочий в природоохранной сфере; - сложная финансовая ситуация в стране и области; - отсутствие у населения привычки раздельного сбора отходов и утилизации опасных предметов (батареек, аккумуляторов и других элементов питания, лекарств, химических веществ и других опасных предметов); - вероятностный характер геологических исследований, выражающийся в возможности необнаружения месторождений полезных ископаемых; - низкое качество полезных ископаемых в исходном виде, требующих дополнительного обогащения; - отсутствие у собственников грамотных служб эксплуатации гидротехнических сооружений; - наличие бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории области; - низкий уровень экологической культуры бизнеса, органов власти и населения |
Список используемых сокращений
ОИВ – органы исполнительной власти Ярославской области
ООПТ – особо охраняемые природные территории
Приложение 4
к Стратегии CЭР
МЕТОДИКА
анализа портфеля стратегических отраслей реального сектора