Сборочное производство за рубежом
Возможно наиболее усложненной, превращенной группой форм международных бизнес-операций, появление которой вызвано как проблемами организации эффективного экспорта на выбранный зарубежный рынок, так и его физической удаленностью, является группа «производство/инвестиции», предусматривающая перенос не только маркетинговой, но и производственной деятельности за рубеж.
Создание конечного товара за рубежом снимает проблемы как тарифных и нетарифных барьеров, так и недостаточной подготовленности зарубежного контрагента, желающего выступить в роли лицензиара или франчайзи. Диапазон организации производства за рубежом довольно широк: от организации за рубежом сборки конечного товара или производства по контракту до значительных прямых зарубежных инвестиций с целью создания за рубежом стратегической бизнес-единицы, находящейся в полной собственности международной компании. Эта весьма разнообразная группа форм международных бизнес-операций часто используется для выбора оперативных менеджерских решений по освоению или расширению рынка, а также для создания рынка-платформы с минимальным для инвестиций компании-владельца передаваемой интеллектуальной собственности риском.
Существенное значение для выбора формы международной бизнес-операции группы «производство-инвестиции», предназначенной для переноса части или всего бизнеса за рубеж, имеют основные причины этого переноса, среди которых необходимо отметить:
o решение проблем зарубежной дистрибьюции — создание за рубежом собственной или контрактной, адекватной задачам интернационализации бизнеса дистрибутивной инфраструктуры предприятия финишных операций и предпродажной подготовки, склады, транспортные предприятия, сервисные центры, а также обеспечивающие банки, страховые компании, юридические конторы и т.д.), то есть всего того, что поддерживает дистрибьюцию товаров/услуг отечественной компании;
o перенос производства за рубеж в силу того, что:
§ экспорт товаров в принимающую страну невозможен или затруднен из-за различных регулятивных и физических ограничений;
§ экспорт услуг часто (за исключением въездного туризма, когда интуристы прибывают в отечество) требует производства услуги на месте, то есть в принимающей стране;
§ в принимающей стране обнаруживается совокупность более выгодных факторов производства, предоставляющих: экономию на транспортных расходах; дефицитные материальные ресурсы; относительно дешевую и адекватную по квалификации рабочую силу, дешевый локальный капитал;
§ для инновационных товаров, особенно технически сложных, важно наладить быстрое и качественное послепродажное обслуживание;
Зарубежная сборка может рассматриваться либо как начальная стадия переноса производства и маркетинга на территорию принимающей страны, сопровождающаяся неформальным и формальным трансфером производственно-маркетингового ноу-хау, либо как одна из усложненных форм прямого экспорта (узлов и комплектующих изделий фокальной международной компании) и представляет собой контрактную форму организации сборочного производства в принимающей стране.
Зарубежная сборка трактуется как превращенная форма международных бизнес-операции, состоящая в организации на территории выбранного рынка (или в непосредственной от него близости, на так называемом рынке-платформе) производственных бизнес-единиц, на которые переносится финишная (сборочная, «отверточная») часть технологического процесса по выпуску конечной продукции.
Практика международного бизнеса показывает, что во многих случаях оказывается экономически и политически выгоднее организовать, как сборочное, так и полномасштабное, производство своей продукции за рубежом, чем осуществлять традиционный (как прямой, так и косвенный) экспорт чему способствуют следующие факторы в пользу организации зарубежного производства:
§ возможный выигрыш за счет меньших локальных издержек производства (обычно это имеет место при перенесении производства из более развитых в менее развитые страны);
§ увеличение размеров обслуживаемого рынка за счет облегчения преодоления тарифных барьеров (комплектующие изделия имеют более льготный таможенный режим по импорту в принимающую страну в сравнении с конечными изделиями);
§ приобретение благоприятного отношения со стороны государственных организаций (например, в силу соответствия действий входящей на рынок компании национальной политике занятости принимающей страны, формализованной в практикуемых в большинстве стран законах о занятости).
Обычно зарубежное сборочное, или «отверточное», производство обеспечивает лишь ряд финишных операций технологической цепочки и, следовательно, в значительной степени зависит от поставок узлов и комплектующих изделий, организуемых головной бизнес-единицей (штаб-квартирой) международной компании, расположенной в другой стране. Типичным при организации сборки за рубежом является перенос в другие, как правило, менее развитые страны трудоемкого, но не наукоемкого производства. Последний факт часто служит позитивным фактором для выработки гудвилла международной компании, поскольку рассматривается как обеспечение ценного вклада в национальную политику занятости принимающей страны. Таким усложненным способом международная компания преодолевает со своим товаром торговые барьеры защищенного рынка. Среди производителей автомобилей подобная форма международной торговли стала типичной и даже получила специальное название «международные торговые операции с товарами CKD {completely knocked down). Так, компания General Motors имеет, помимо США, автомобильное производство полного цикла лишь в таких надежных странах как Великобритания. Германия, Бразилия и Австралия. В остальных странах используются операции CKD. В России во Всеволжске (Ленинградская область), функционирует сборочное производство компании Ford, в Калининграде уже несколько лет собираются автомобили под маркой KIA и BMW.
Сложность рынка может определяться низким платежеспособным спросом населения, делающим импортируемые конечные товары изначально неконкурентоспособными. В этой ситуации перенос финишных операций (к которым, помимо сборки, можно отнести расфасовку и упаковку) на территорию принимающей страны также выглядит весьма привлекательным Перенос непосредственно на разрабатываемые рынки расфасовки и упаковки (что экономически эквивалентно «сборке») потребительских товаров является общим местом в развитии экспорта компаний из развитых странах. Так, компания Genera Mills заключила соглашение с компанией Nestle, суть которого состоит и том, что компания Genera Mills отгружает произведенные ее заводах в США пищевые продукты Honey Nut Cheerios и Golden Grahams на европейские заводы, принадлежащие компании Nestle, где они расфасовываются в адекватную упаковку и доставляются для продажи на рынки Франции, Испании и Португалии.
Иногда зарубежное сборочное производство, которое в таких случаях называется «оффшорная сборка», предстает не как форма экспорта, а, скорее, как форма реэкспорта. Исторически первой такой формой, наверное, могут считаться появившиеся в начале 1970-х гг. в Мексике сборочные предприятия, соответствующие межгосударственному соглашению между США и Мексикой и получившие наименование «макийадора» (maquilladora). Вкратце, суть этого соглашения сводится к тому, что американские компании, учреждающие свои трудоемкие производства в приграничной (Мексика-США) зоне и создающие, тем самым, новые рабочие места для мексиканцев, получают особые привилегии. К этим привилегиям относится возможность беспошлинного импорта запасных частей и комплектующих изделий, а также расходных материалов и некоторых видов сырья, необходимых для работы американских перерабатывающих, фасовочно-упаковочных, сборочных и ремонтных предприятий. Разумеется, этот беспошлинный импорт обусловлен обязательным реэкспортом конечных товаров в США или иные страны. В свою очередь, правительство США разрешает реимпорт произведенных или отремонтированных в Мексике (на макийадора) товаров, применяя к ним относительно низкие тарифы, исчисляя последние лишь от добавленной в Мексике стоимости. Позже, в 1984 году, мексиканское правительство разрешило макийадора продажу их товаров в Мексике, если при производстве данных товаров была использована определенная доля мексиканского сырья или комплектующих изделий.
Основным преимуществом зарубежной сборки можно считать возможность проникновения на защищенные тарифными и нетарифными барьерами рынки. Кроме того, с точки зрения реэкспорта, к преимуществам зарубежной сборки можно отнести возрастание конкурентоспособности, за счет использования дешевой рабочей силы (а иногда и материальных ресурсов производства), как на рынке принимающей страны, так и при использовании принимающей страны как плацдарма для проникновения на рынки соседних стран. В некоторых случаях, сборка в развивающейся стране (при достаточно большой добавленной стоимости — реальной или фальсифицированной), позволяет сменить страну происхождения конечному товару и, за счет пониженных таможенных платежей, повысить его конкурентоспособность в третьих странах.
Важнейшим недостатком зарубежной сборки является политический / экономический риск, заключающийся в возможном неблагоприятном изменении государственной экономической политики принимающей страны. Так, например, компания Volkswagen организовала сборочное производство в Бразилии, создав шесть сборочных заводов во второй половине 1970-х. Однако последовавшее снижение ввозных пошлин на импортируемые автомобили привело к тому, что «зазор» в цене между импортируемым автомобилем того же класса и собранным в Бразилии автомобилем компании Volkswagen стал составлять всего лишь 10 процентов, что оказалось явно недостаточным для покупательского предпочтения в пользу автомобилей бразильской сборки.
Другой недостатоксостоит в низкой квалификации местной рабочей силы, что приводит к большему браку, пониженной производительности труда, снижению надежности и падению воспринимаемой цены собранной (расфасованной) продукции в глазах местных покупателей.
Наконец, продолжает сохранять свою негативную для компании-контрактора роль такой риск как борьба локальных работников за повышение заработной платы, часто стимулируемая действиями соответствующих профсоюзов.