Основы современного коммунистического мировоззрения
Основы современного коммунистического мировоззрения
Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что
изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда
слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или
хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как
эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических
книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания
и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует.
(Ленин, ПСС, изд. 5, т. 41, стр. 302)
Предисловие.
Нередко можно услышать, что коммунизм это гуманизм. И это так, если мы говорим об этической составляющей данного вопроса. Но если мы говорим о коммунистическом мировоззрении в целом, то этого мало, поскольку оно кроме этической составляющей базируется ещё и на научном представлении о развитии общества как элемента природы. Максимально возможные уровни гуманизма в обществе всегда ограничены материальными условиями его существования, которые, в свою очередь, зависят от уровня развития производительных сил общества. То есть, стоит отличать коммунистическое мировоззрение, которое принципиально не может быть не научным, от чисто гуманистического, предусматривающего борьбу за интересы трудящихся масс на основе тех или иных представлений о целях, путях и методах этой борьбы, без научного обоснования возможности и целесообразности их достижения.
Исходя из коммунистического мировоззрения, на каждом конкретном этапе развития производительных сил общества должны быть чётко определены принципиально возможные цели общественных преобразований в интересах подавляющего большинства членов общества и, в соответствии с ними, разработаны реально возможные пути их достижения. Но для этого надо и чётко представлять законы развития общества, как части природы, законы, действующие неотвратимо, от воли и желания человека не зависимые, и возможно более точно определиться с текущим уровнем противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Чем более точно будут учитываться эти моменты, тем реальней будут и выбранные цели и пути их достижения. Иначе, всё это может быть выбрано либо чисто интуитивно, либо по аналогии с прошлым, без учёта принципиальных отличий жизни общества в разных исторических условиях. При этом цели могут оказаться принципиально не достижимыми.
Чтобы понять, что такое человек и общество, их природную сущность и законы их развития, надо определиться с тем, что такое вообще живой организм, каковы необходимые условия его существования и законы его развития, поскольку любая система, со своими внутренними законами функционирования, рожается внутри более общей системы, и подчиняется, соответственно, законам функционирования этой, более общей, системы. То есть, чтобы понять законы функционирования подсистемы, надо понять законы функционирования той системы, в рамках которой данная подсистема зародилась. Поэтому разбираться с тем, что такое человеческое общество и каковы законы его развития стоит начинать с того, что такое живой организм вообще, каковы условия его возникновения, существования и развития.
В настоящее время коммунистическое движение как в России, так и в мире в целом, сильно раздроблено. И причина этого не только, и даже не столько, в амбициях лидеров отдельных коммунистических организаций. Во многом, в основе раздробленности современного коммунистического движения лежит разное понимание целей и путей их достижения представителями отдельных ветвей этого движения. Наследие мыслителей прошлых времён, в этом направлении, в основном превращено в догмы. Изучаются не проблемы развития обществ, используя их достижения, а только публикации этих мыслителей, и даже без отделения фундаментальных основ в их исследованиях от частностей и частных мнений, возводя коммунистических мыслителей прошлого в ранг полубогов, которые никогда не ошибались. Всё это препятствует развитию научной мысли в данной области, делает невозможным определение ближайших реально возможных целей развития общества и путей их достижения. Цели формулируются только очень далёкие, да и то, только в самых общих чертах. Исходя из этого, принципиально невозможно обосновать никакие планы текущей деятельности коммунистического движения. Этим во многом и объясняется то, что в каждой коммунистической организации есть своё видение путей достижения к этой, общей для всех, но далёкой цели.
Если присмотреться к дискуссиям между представителями различных коммунистических течений, то можно заметить, что договориться они не могут по причине либо полного отсутствия теоретической базы, либо вследствие того, что терминами, лежащие в основе дискуссии, они обозначают разные понятия. Вместо чётко сформулированных понятий стороны вкладывают в используемые термины каждый своё представление о нём. И чем глубже дискуссия, тем глубже корни этих разногласий. Кроме того, дискуссии зачастую ведутся по локальным вопросам, без увязки всего в общую мировоззренческую картину.
В представляемом материале предлагается рассмотреть коммунистическое мировоззрение в целом, как систему знаний о законах развития общества, обеспечивающую возможность управления его развитием в интересах большинства его членов. А чтобы не возникало разночтений по её глубинным основам, рассмотрение вопроса предлагается начать с зарождения жизни на земле, с тех законов движения материи, которые привели к этому и лежат в основе развития всего живого мира, включая и человека и общества. Коммунистическое мировоззрение в принципе, в своей основе, материалистично и, если разобраться в нём пытается человек верующий, то и он должен попытаться взглянуть на все связанное с коммунистическим мировоззрением с позиции материалистов.
Затем предлагается определиться с механизм мышления человека, с тем, что и как формирует его сознание, и насколько человек вообще свободен в своём мышлении от общества и своего бытия в целом, с ролью логики в познании природы, включая человека и общество, и связи её законов с процессами материального мира. И последнее, с чем предлагается определиться в качестве базовых основ для осмысления закон развития общества, это представление о сущности стоимости и основах товарообмена.
Только всё это вместе, в тесной взаимосвязи, позволяет понять формационную теорию Маркса, как описание законов развития общества как элемента природы. Поэтому, прежде чем начать разбираться с законами развития общества, с формационной теорией Маркса, эти моменты, хотя бы и в самых общих чертах, но прояснить необходимо. А осмысление законов развития общества, в свою очередь, является основой для осмысления процессов происходивших в обществе в недавнем прошлом, связанных с образованием и гибелью социалистических стран и социалистического лагеря. И только на основе всего этого в целом и учётом достигнутого уровня развития производительных сил и производственных отношений, имеет смысл оценивать состояние современного общества, его готовность к переходу в новую общественно-экономическую формацию, к новому способу производства, и возможности управления общественными процессами в интересах большинства членов общества.
Весь материал дан в крайне сжатой форме. Каждая отдельная тема раскрыта только в самых общих чертах, поскольку целью было, как можно короче изложить сами основы коммунистического мировоззрения с позиции современности, раскрыть непрерывную цепь причинно-следственных связей развития общества как элемента природы, от его зарождения до настоящего времени. По сути, если брать отдельными блоками, то здесь нет практически ничего нового, что не было бы опубликовано ранее в той или иной форме. Здесь просто предлагается взглянуть на всё это в комплексе, как на теоретически обоснованную систему современного коммунистического мировоззрения, базовыми основами которого являются не частности, не идеалы, а законы развития общества, без осмысления которых никакая деятельность коммунистических и левых организаций по осознанному, планомерному преобразованию общества, в принципе не возможна.
Мышление
Человек, обладая разумом, может сознательно организовывать свою деятельность, в том числе и по устройству общества. Но любая рациональная деятельность человека ограничена его реальными возможностями, в том числе и возможностями её осмысления. Чтобы правильно планировать свою деятельность, чтобы наши планы принципиально могли быть реализованы и желательно с максимальной точностью, надо определиться с возможностями осмысления человеком своей деятельности, надо понять, как человек вообще мыслит, есть ли ограничение возможностей его мыслительной деятельности его реальным бытием, той реальной средой, в которой он существует. Для этого надо разобраться с тем, что такое вообще разум, как человек мыслит, и ограничены ли его возможности в этом, а если ограничены, то чем и как.
Развитие рефлексов.
У простейших организмов различные раздражители вызывали различные изменения в их организмах. Характер этих изменений зависел от внутреннего устройства этих организмов. При постоянной мутации в процессе размножения (ошибки копирования) выживали те экземпляры, изменения в которых увеличивали их устойчивость в среде их обитания, включая и возникновение возбуждаемых внешними раздражителями физико-химических реакций, ведущих к перемещению организма в более благоприятную среду. В процессе эволюции способность к такому перемещению совершенствовалась. С возникновением нервной системы происходит переход от простых двигательных реакций на конкретные раздражители к более сложным комплексным поведенческим реакциям, передаваемым по наследству – безусловным рефлексам.
Дальнейшее развитие нервной системы обеспечивало возможность усложнения структуры безусловных рефлексов организмов, переход от простых к сложным, цепным рефлексам, когда различное сочетание простых рефлексов формирует более сложный рефлекс – целую совокупность действий организма в ответ на определённое сочетание внешних раздражителей. Например, «разумная» деятельность насекомых объясняется именно такими цепными безусловными рефлексами.
Дальнейшее развитие нервной системы стало обеспечивать возможность оперативного запоминания организмами последствий тех или иных ситуаций с выработкой и определённых реакций на них, т.е. формированием условных рефлексов. Часть таких рефлексов стала передаваться по наследству не генетическим путём, а обучением родителями этому своего потомства. Но как бы сложно поведение животного не было, его всегда (в принципе, потенциально) можно представить как сложную цепь из различных сочетаний множества простых рефлексов.
Вероятно, формирование таких сложных цепных рефлексов можно рассматривать как последний этап развития нервной системы перед зарождением разума. Поведение высокоразвитых животных обусловленное такими рефлексами порой кажется вполне разумным и с позиции человека.
Процесс мышления.
С позиции медицины мышление есть процесс, протекающий в коре головного мозга. По сути, это процесс оперирования сформировавшимися в нём отражениями объективной реальности и продуктами (образами) сформированными собственной предыдущей деятельностью. Но это только как своего рода срез в мышлении для конкретного момента времени, но не мышление как процесс в целом. Хотя примерно с этого начиналось осмысление процесса мышления с материалистических позиций.
Далее осмысление процесса мышления с материалистических позиций развивалось примерно следующим образом. Мыслит не мозг, а человек в целом, поскольку без органов восприятия (зрение, обоняние, осязание и т.п.) в нём не могут сформироваться отражения внешнего мира и, соответственно, мозгу нечем оперировать. Мыслит не просто человек, а человек при взаимодействии с природой, поскольку иначе ему мыслить не о чем (примерно на этом остановился Фейербах). Маркс пошёл дальше. Мыслит человек не просто при взаимодействии с природой, но и обществом и только в сочетании со своей трудовой деятельностью. Трудовая деятельность есть необходимое условие самого процесса мышления, если его рассматривать не как одномоментный акт осмысления чего-то, а как непрерывный мыслительный процесс, как непрерывный процесс познания окружающей человека среды.
Любые изменения природных объектов, их мутации, могут сохраняться, если они не ведут к снижению устойчивости объекта в окружающей его среде. А в конкурентной среде сохраняются только те, которые ведут к их более устойчивому состоянию. Исходя из этого и возникновение, сохранение и развитие разума, могло произойти только в том случае, если это вело к более устойчивому положению его носителя в окружающей его среде. А повышение устойчивости к воздействиям внешней среды для живого организма означает обеспечение более полного удовлетворения потребностей его жизнедеятельности и безопасности. То есть, возникновение разума, это результат развития способностей живого организма, к более полному удовлетворению своих естественных потребностей. Это означает, что разум зародился и существует именно как способ более полного удовлетворения рациональных потребностей организма, у него нет, и быть не может никаких других задач кроме этой. И насколько бы далёкими, от его непосредственных потребностей, интересы человека не казались, по цепочке (как и со сложными рефлексами) они всегда упираются именно в эти потребности. Только всегда надо иметь в виду, что, как и при любом созидательном процессе, продукты разума несовершенны, и путём накопления ошибок могут увести рассуждения в иррациональную область. И именно поэтому рациональное мышление невозможно без созидательного труда человека.
На базе имеющихся в его мозгу отражений объективной реальности, человек создаёт идеальный образ элементов новой реальности, обеспечивающих более полное удовлетворение его потребности. Затем, трудовой деятельностью, он реализует этот идеальный образ в реальном материальном мире. Но знания человека всегда не полные, и результат, соответственно, всегда хоть в чём-то, но отличается от его идеального (сформировавшегося в голове) образа. Человек анализирует эти различия, выявляет причины, ошибки, получает новые знания, и создаёт, с учётом этого, новый образ. То есть, на каждом этапе развития мысли её правильность, рациональность, проверяется практикой. И именно в этом смысле, и только в этом, верно утверждение, что практика есть критерий истины, а вовсе не любая практика.
Если же постоянно пропускается этап проверки практикой результатов мыслительной деятельности, если непроверенные практикой результаты мышления ложатся в основу новых рассуждений, то естественные ошибки, получаемые на отдельных этапах рассуждений, суммируются, уводя рассуждения в иррациональную область. В результате, могут получаться идеальные образы, не имеющие ничего общего с реальным материальным миром, в том числе и различные мистические.
Из этого следуют выводы. Первое, если мышление осуществляется оперированием мозга человека сформировавшимися в нём отражениями, то значит, что мыслить он в принципе может только тем, что дано ему в ощущение. И второе, что базой для рационального мышления может быть только реальное бытие человека, т.е. тот реальный мир, который его окружает, включая и те знания и опыт, которые он получил на протяжении всей предыдущей жизни. А это поднимает вопрос о том, насколько вообще человек самостоятелен в своём мышлении.
Человек существо общественное и весь свой опыт и знания он получает именно из этой среды. И даже знания о природной среде, о её устройстве и функционировании, он получает непосредственно через знания и опыт того слоя общества с которым он непосредственно контактирует. Даже формы и методы его непосредственных контактов с природой определяются теми представлениями (отражениями) которые он получил от окружающего его слоя общества. А это означает, что индивидуальность мышления человека сильно ограничена, что его сознание формируется его конкретным бытием (той конкретной средой, в которой он живёт). То есть, индивидуальность мышления определяется только физиологическими способностями индивидуума к мыслительному процессу и отличиями его реального бытия от остальных людей. Если не учитывать разницу в физиологических способностях индивидуумов к мышлению, то индивидуальность мышления будет полностью зависеть от его предыдущего опыта, включая и полученные знания и специфику его положения в обществе и личный трудовой опыт. Все заключения, все выводы и принимаемые человеком решения, формируются в его сознании исключительно исходя из условий его индивидуального бытия и физиологических особенностей организма – уровня его возможностей в осуществлении мыслительного процесса.
Исходя из всего изложенного, можно сделать ещё один вывод. Если мышление (рациональное мышление) невозможно без практики, без непрерывного переливания идеального в материальное и обратно, то это означает, что реально человек может построить модель только такого будущего, образы которого позволяют ему создать отражения его настоящего бытия. И даже это не гарантирует, что реально созданное, по выработанному человеком идеальному образу, будет соответствовать полностью или хотя бы частично (в результате неизбежных ошибок при формировании и реализации этого образа) тем его интересам, которые он преследовал. То есть, как бы мы не управляли процессом развития общества, на длительном историческом участке он всё равно развивается в основном стихийно. А для повышения уровня сознательности в управление обществом, надо более полно учитывать законы его стихийного развития, как внутренние законы функционирования и развития общества как элемента природы, законы действующие независимо от воли и желания человека.
Основы современного коммунистического мировоззрения
Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что
изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда
слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или
хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как
эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических
книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания
и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует.
(Ленин, ПСС, изд. 5, т. 41, стр. 302)
Предисловие.
Нередко можно услышать, что коммунизм это гуманизм. И это так, если мы говорим об этической составляющей данного вопроса. Но если мы говорим о коммунистическом мировоззрении в целом, то этого мало, поскольку оно кроме этической составляющей базируется ещё и на научном представлении о развитии общества как элемента природы. Максимально возможные уровни гуманизма в обществе всегда ограничены материальными условиями его существования, которые, в свою очередь, зависят от уровня развития производительных сил общества. То есть, стоит отличать коммунистическое мировоззрение, которое принципиально не может быть не научным, от чисто гуманистического, предусматривающего борьбу за интересы трудящихся масс на основе тех или иных представлений о целях, путях и методах этой борьбы, без научного обоснования возможности и целесообразности их достижения.
Исходя из коммунистического мировоззрения, на каждом конкретном этапе развития производительных сил общества должны быть чётко определены принципиально возможные цели общественных преобразований в интересах подавляющего большинства членов общества и, в соответствии с ними, разработаны реально возможные пути их достижения. Но для этого надо и чётко представлять законы развития общества, как части природы, законы, действующие неотвратимо, от воли и желания человека не зависимые, и возможно более точно определиться с текущим уровнем противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Чем более точно будут учитываться эти моменты, тем реальней будут и выбранные цели и пути их достижения. Иначе, всё это может быть выбрано либо чисто интуитивно, либо по аналогии с прошлым, без учёта принципиальных отличий жизни общества в разных исторических условиях. При этом цели могут оказаться принципиально не достижимыми.
Чтобы понять, что такое человек и общество, их природную сущность и законы их развития, надо определиться с тем, что такое вообще живой организм, каковы необходимые условия его существования и законы его развития, поскольку любая система, со своими внутренними законами функционирования, рожается внутри более общей системы, и подчиняется, соответственно, законам функционирования этой, более общей, системы. То есть, чтобы понять законы функционирования подсистемы, надо понять законы функционирования той системы, в рамках которой данная подсистема зародилась. Поэтому разбираться с тем, что такое человеческое общество и каковы законы его развития стоит начинать с того, что такое живой организм вообще, каковы условия его возникновения, существования и развития.
В настоящее время коммунистическое движение как в России, так и в мире в целом, сильно раздроблено. И причина этого не только, и даже не столько, в амбициях лидеров отдельных коммунистических организаций. Во многом, в основе раздробленности современного коммунистического движения лежит разное понимание целей и путей их достижения представителями отдельных ветвей этого движения. Наследие мыслителей прошлых времён, в этом направлении, в основном превращено в догмы. Изучаются не проблемы развития обществ, используя их достижения, а только публикации этих мыслителей, и даже без отделения фундаментальных основ в их исследованиях от частностей и частных мнений, возводя коммунистических мыслителей прошлого в ранг полубогов, которые никогда не ошибались. Всё это препятствует развитию научной мысли в данной области, делает невозможным определение ближайших реально возможных целей развития общества и путей их достижения. Цели формулируются только очень далёкие, да и то, только в самых общих чертах. Исходя из этого, принципиально невозможно обосновать никакие планы текущей деятельности коммунистического движения. Этим во многом и объясняется то, что в каждой коммунистической организации есть своё видение путей достижения к этой, общей для всех, но далёкой цели.
Если присмотреться к дискуссиям между представителями различных коммунистических течений, то можно заметить, что договориться они не могут по причине либо полного отсутствия теоретической базы, либо вследствие того, что терминами, лежащие в основе дискуссии, они обозначают разные понятия. Вместо чётко сформулированных понятий стороны вкладывают в используемые термины каждый своё представление о нём. И чем глубже дискуссия, тем глубже корни этих разногласий. Кроме того, дискуссии зачастую ведутся по локальным вопросам, без увязки всего в общую мировоззренческую картину.
В представляемом материале предлагается рассмотреть коммунистическое мировоззрение в целом, как систему знаний о законах развития общества, обеспечивающую возможность управления его развитием в интересах большинства его членов. А чтобы не возникало разночтений по её глубинным основам, рассмотрение вопроса предлагается начать с зарождения жизни на земле, с тех законов движения материи, которые привели к этому и лежат в основе развития всего живого мира, включая и человека и общества. Коммунистическое мировоззрение в принципе, в своей основе, материалистично и, если разобраться в нём пытается человек верующий, то и он должен попытаться взглянуть на все связанное с коммунистическим мировоззрением с позиции материалистов.
Затем предлагается определиться с механизм мышления человека, с тем, что и как формирует его сознание, и насколько человек вообще свободен в своём мышлении от общества и своего бытия в целом, с ролью логики в познании природы, включая человека и общество, и связи её законов с процессами материального мира. И последнее, с чем предлагается определиться в качестве базовых основ для осмысления закон развития общества, это представление о сущности стоимости и основах товарообмена.
Только всё это вместе, в тесной взаимосвязи, позволяет понять формационную теорию Маркса, как описание законов развития общества как элемента природы. Поэтому, прежде чем начать разбираться с законами развития общества, с формационной теорией Маркса, эти моменты, хотя бы и в самых общих чертах, но прояснить необходимо. А осмысление законов развития общества, в свою очередь, является основой для осмысления процессов происходивших в обществе в недавнем прошлом, связанных с образованием и гибелью социалистических стран и социалистического лагеря. И только на основе всего этого в целом и учётом достигнутого уровня развития производительных сил и производственных отношений, имеет смысл оценивать состояние современного общества, его готовность к переходу в новую общественно-экономическую формацию, к новому способу производства, и возможности управления общественными процессами в интересах большинства членов общества.
Весь материал дан в крайне сжатой форме. Каждая отдельная тема раскрыта только в самых общих чертах, поскольку целью было, как можно короче изложить сами основы коммунистического мировоззрения с позиции современности, раскрыть непрерывную цепь причинно-следственных связей развития общества как элемента природы, от его зарождения до настоящего времени. По сути, если брать отдельными блоками, то здесь нет практически ничего нового, что не было бы опубликовано ранее в той или иной форме. Здесь просто предлагается взглянуть на всё это в комплексе, как на теоретически обоснованную систему современного коммунистического мировоззрения, базовыми основами которого являются не частности, не идеалы, а законы развития общества, без осмысления которых никакая деятельность коммунистических и левых организаций по осознанному, планомерному преобразованию общества, в принципе не возможна.