Организация вспомогательного производства
1 Организация ремонтного хозяйства.
2 Организация энергетического хозяйства.
3 Организация транспортного хозяйства.
1 В состав ремонтного хозяйства предприятия входит отделы главного механика, ремонтно – механический цех, склады оборудования и запасных частей. Все ремонтные службы предприятия подчиняются главному механику.
Задачи ремонтной службы: 1) ремонт и качественное обслуживание оборудования. 2) Монтаж оборудования. 3.Изготовление запасных частей и их хранение. 4) Планирование всех работ по техническому обслуживанию и ремонту. 5) Разработка мероприятий по повышению эффективности.
Правильная эксплуатация и качественное обслуживание оборудования осуществляется на основе планово – предупредительного ремонта (ППР), которая включает: техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Техническое обслуживание – это комплекс работ по поддержанию оборудования а исправности между ремонтами, оно заключается в наблюдении за выполнением правил эксплуатации оборудования, устранение мелких неисправностей, регулировки механизмов, профилактических испытаний и т.д.
Ремонты могут классифицироваться по различным признакам. Важнейшими из них являются объем ремонтных работ в сочетании с периодичностью проведения. По этому признаку выделяют : 1) текущий ремонт – работы по сохранению оборудования и обеспечению его нормальной работоспособности до очередного ремонта. Такой ремонт включает частичную разработку, замену или восстановление некоторых узлов и деталей, ремонт несменяемых деталей. 2) Капитальный ремонт – работа по полному восстановления оборудования, его первоначальных характеристик. Он предполагает полную разборку установки, ремонт и замену всех изношенных деталей и узлов, сборку и испытание оборудования. Капитальные ремонты производятся за счет амортизационных отчислений, а текущее за счет эксплуатационных расходов.
В основу планирования ремонтных работ применяется следующие нормативы: 1. Межремонтный период, т.е. время работы оборудования между двумя очередными ремонтами .2 Продолжительность простоя в ремонте. 3. Трудоемкость ремонта.
Капитальный ремонты могут производится специализированными подразделениями (ремонтными трестами), заводами изготовителями оборудования, заводами эксплуатирующими оборудование. Текущий ремонт выполняется цеховыми ремонтными службами под руководством механика цеха.
Капитальный ремонт может выполняться либо силами ремонтной службой предприятия (хозяйственным способом), либо специализированными предприятиями со стороны (подрядным способом). При выполнении ремонтов хозяйственным способом руководство ремонтными работами осуществляет отдел главного механика. При выполнение ремонта подрядным способом заказник оформляет договор с подрядной ремонтной организации, в которой предусмотрены объемы работ, срок их выполнения и порядок расчетов. Завершение ремонтных работ оформляется актом приемки, которая является основанием для финансовых расчетов с подрядчиком.
2 Организация энергетического хозяйства.
В структуре энергетического хозяйства предприятия различают:
1) Топливные (газовое) хозяйство;
2) Теплосиловое хозяйство.
3) Энергосиловое хозяйство;
4) Печное хозяйство;
5) Cвязь ;
6) Энергоремонтные мастерские.
На небольших предприятиях энергетическое хозяйство объединяют в два цеха (электросиловой и паросиловой) и специализированные участки (водоснабжения, вентиляция электроремонта). Руководит энергетическим хозяйством главный энергетик, которому подчиняется отдел главного энергетика.
Задачи энергетического хозяйства: 1) Обеспечение бесперебойного снабжения предприятием всеми видами топлива и энергии, своевременное их подача к рабочим местам. 2) Экономное использование всех видов энергоресурсов и организация использования вторичных энергоресурсов. 3) Рациональное эксплуатация энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание.
На предприятии используется следующие основные виды энергии: топливное, тепловая, электроэнергетическая. Планирование деятельности энергохозяйства основана на балансовом методе; для определения потребности в различных видах энергии и топлива, а также источников ее удовлетворения составляется энергетический баланс, состоящий из расходной и приходной частей. Расходная часть баланса является планом энергопотребления, в ней дается расчет потребности с указанием целей, а также какими цехами какое количество энергии расходуется. Приходная часть баланса является планом энергоснабжения, где отражается обеспечение предприятия первичными и вторичными энергоресурсами и указываются источники этих ресурсов.
Потребность в каждом виде ресурсов рассчитывают на основе норм расхода и производственной программы на планируемый период с учетом потерь энергии в сетях, удельных расходов энергии и топлива на единицу продукции и на обслуживании производства. Общую потребность в энергии рассчитывают в натуральном или стоимостном выражении по формуле:
Эобщ. = Э П + Эосв + Эот + Эвент + Эпр + Эпот + Эотп
Э – общая потребность на единицу продукции;
П – производственная программа;
Эосв, Эот, Эвент, Эпр – потребност на освещение, отопление, вентиляцию и прочие нужды;
Эпот – потери энергии в сетях предприятия;
Эотп – отпуск энергии на сторону.
Основные направления рационализации потребления топлива и энергии:
1) Правильный выбор энергоносителей;
2) Ликвидация прямых потерь энергии в сетях, трубопроводах и т.д.;
3) Использование вторичных энергоресурсов
Транспортное хозяйство
Весь транспорт на предприятии подразделяются на: 1) межцеховой, который обеспечивает перевозки различных грузов, полуфабрикатов и отходов производства внутри предприятия (электрокары, автокары, грузоподъемники и т.д.); 2) Внутрицеховой , который обеспечивает перемещение грузов внутри цехов (ленточные конвейеры, трубопроводы и т.д.). 3) Внешний транспорт.
Задачи организации внутризаводского транспорта:
1) Обеспечение эффективного транспортного обслуживания, основного и вспомогательного производства;
2) Механизация и автоматизация транспортных и погрузочно – разгрузочно операций;
3) Оптимальный выбор типа транспорта и эффективное его использование;
4) Обеспечение строгой согласованности технологических процессов и транспортных операций;
5) Снижение себестоимости транспортных операций.
При выборе вида транспортных средств необходимо предварительно рассчитать грузопотоков и грузооборот, установить технические свойства и габариты грузов подлежащих транспортировке.
Грузооборот – это общая количество грузов, перемещенных на территории завода или цехах в единицу времени. Грузооборот является суммой отдельных грузовых потоков. Грузовой поток – количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами. При организации транспортного хозяйства очень важно установить маршруты движения транспорта, они могут быть разовыми или систематически повторяющиеся. Работа транспортного цеха планируется по следующим показателям : грузооборот, количество погрузочно – разгрузочно работ, степень использования парка транспортных средств, трудоемкость и себестоимость транспортных средств.
Складское хозяйство.
Оно предназначено для приема и хранения поступающих со стороны материалов, сырья, топливо и полуфабрикатов, а также хранение готовой продукции, основных и вспомогательных материалов, запасных частей, незавершенного производства и других видов средств и предметов труда. Рациональное организация складского хозяйства предусматривает установление числа и типов складов, необходимых для предприятия, оборудование складских помещений необходимыми средствами механизации, размещение их на территории предприятия и определения суммы складского обслуживания. В зависимости от роли в производственном процессе склады подразделяются: 1) материальные, 2) производственные; 3) сбытовые.
По номенклатуре хранимых материалов на: 1) Универсальные;
2) Специализированные.
В зависимости от сферы обслуживания на: 1) Общезаводские; 2) Цеховые.
По техническому устройству различают склады : открытые (площадки), полузакрытые (навесы), закрытые (одно и многоэтажные здания), специальные (бензо и нефтехранилища).
Задачи складского хозяйства:
1) Обеспечение рационального хранения материальных ценностей;
2) Максимальное механизация разгрузочно – погрузочных работ;
3) Бесперебойное и своевременное снабжение основного производства необходимыми ресурсами при наименьших затратах на складское обслуживание.
Материалы принятые на предприятие поступает на склады, где создаются специальные участки для подготовки материалов к отпуску в производство. Операции связанные с отпуском материалов является завершающими в роботе складов. Отпуск производится по лимитным картам или по требованиям. Составной частью складского хозяйства является тарное хозяйство, в задачи которого входит приобретение или изготовление тары, ее хранения, выдача в производство и организация ремонта. Потребность в таре рассчитывает отдел, которому починено тарное хозяйство на основе норм расхода тарных материалов и годовой программы выпуска продукции подлежащей упаковки.