Особенности формирования цен на растительные масла.

Цены на маслосемена и растительные масла, складывающиеся в России, находятся под влиянием многих факторов:

- динамики и структуры их потребления в России и мире;

- конкурентоспособности произведенной в России продукции;

- применяемых мер внешнеторгового регулирования.

Следует отметить рост цен на масло в России (табл. 8.8).

Таблица 8.8 - Динамика цен на рынке маслосемян и масла растительного в России

Цены 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.
Средняя закупочная цена реализации подсолнечника производителями, руб. за тонну
Средние цены производителей на масло подсолнечное, руб. за тонну
Средние потребительские цена на растительное масло, руб. за кг 23,20 33,07 35,76 38,16 39,10 40,06

Данные табл. 8.8 показывают, что за 5 лет закупочные цены, цены производителей и потребительские цены на подсолнечник и подсолнечное масло выросли почти в два раза. Вместе с уровнем цен изменяется и их структура. В табл. 8.9 представлено изменение структуры розничной цены на масло подсолнечное.

Данные таблицы 8.9 показывают, что в последние годы основная доля доходов от реализации подсолнечного масла оказывается в торговле, в то время как доля сельскохозяйственных товаропроизводителей уменьшилась с 48,8% в 1995 г. до 36,6 — в 2003 г.

Таблица 8.9 - Динамика структуры розничной цены на масло подсолнечное (в % к розничной цене)

Структура розничной цены 1995г. 2003г.
Стоимость сельскохозяйственного сырья с учетом норм расходов и выходов готовой продукции 48,8 36,4
Расходы по переработке сырья (без стоимости основного сельскохозяйственного сырья), прибыль промышленных предприятий и налоги 25,7 18,0
Валовой доход торговли 25,5 45,6

Рассчитано по справочникам «Цены в России», 1996 г. (110 стр.), 2006 г. (96 стр.).

Данная структура розничной цены характеризует неэффективность механизма формирования цены на масло: доходы торговли оказываются выше, чем у сельскохозяйственных производителей сырья и переработчиков этого сырья.

Вопросы для самопроверки:

1. Связь формирования и установления цен на продукцию, поставляемую по государственному заказу, со способами размещения заказов

2. Особенности формирования и установления цен при проведении торгов и без проведения торгов.

3. На конкретном примере раскройте механизм установления цен с использованием рекомендаций по определению косвенных затрат и нормативов рентабельности.

4. Сопоставьте уровень и структуру цен конкретных товаров, поставляемых по государственному заказу и реализуемых по иным каналам.

5. Основные цели закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных и муниципальных нужд.

6. Виды цен на сельскохозяйственную продукцию.

7. Особенности формирования и установления цен на продукцию сельского хозяйства и продовольствие.

8. На конкретных примерах раскройте механизм формирования закупочных цен (по конкретным видам цен).

9. Рассмотрите взаимосвязь различных видов цен, применяемых при размещении госзаказа на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

10. Характеристика биржевых товаров.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Цены на мировых товарных рынках

Сущность мировых цен

Внешнеторговые операции осуществляются, как правило, на мировых или региональных товарных рынках. Торговля на них осуществляется по мировым ценам. На мировых товарных рынках конкуренция более жесткая нежели на внутренних (национальных) рынках. Поэтому на мировом рынке обращаются только те товары, которые отвечают двум основным условиям. Первое условие — относительно низкие цены по сравнению с внутренними (национальными) ценами. Второе условие — качество товара должно отвечать международным стандартам.

Под мировыми ценами понимаются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Цены не любой внешнеторговой операции могут считаться мировыми ценами. Для признания экспортных или импортных цен в качестве мировых они должны отвечать следующим требованиям:

- цены должны обслуживать крупные внешнеторговые сделки;

- это должны быть цены (экспортные или импортные), по которым внешнеторговые операции осуществляются на регулярной основе. Если внешнеторговые операции проводятся эпизодически, не регулярно, то такие цены не могут признаваться мировыми ценами;

- цены должны обслуживать внешнеторговые операции, которые носят раздельный (свободный) коммерческий характер. К примеру, цены товарообменных внешнеторговых операций (бартерные сделки, поставка товаров в рамках государственной помощи, сделки на компенсационной основе и др.) не признаются мировыми ценами. Это связано с тем, что при таких условиях внешнеторговые сделки носят «связанный» характер, который предусматривает особые отношения между экспортером и импортером, в том числе и по поводу цены;

- цены должны относиться к сделкам, которые осуществляются в условиях свободного торгово-политического режима. К примеру, в качестве мировой цены не могут выступать цены, по которым реализуется продукция между странами СНГ;

- цены должны обслуживать такие внешнеторговые операции, платежи по которым осуществляются в свободно конвертируемой валюте.

В мировой торговле существует множественность мировых цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен связана с действием значительного количества факторов. К ним относятся: наличие значительного количества мировых (региональных) товарных рынков; ценовая политика экспортеров и импортеров; различные условия поставки; различие в валютных курсах и др.

Каждая группа товаров, обращающихся на мировых рынках, имеет свои особенности при формировании мировых цен. Это необходимо учитывать при выборе мировой цены для обоснования цены конкретной внешнеторговой сделки. Условно все товары можно разделить на две большие группы: сырье и продукция обрабатывающей промышленности.

При нахождении мировой цены для обоснования цены конкретного внешнеторгового контракта на сырьевые товары следует исходить из следующих положений:

- географической определенности (локальности) размещения источников сырья;

- мировыми ценами на сырье служат экспортные цены стран — основных поставщиков. Следует заметить, что число таких стран ограничено. Поэтому при выборе мировой цены можно использовать информацию о мировых ценах одной, двух, трех стран;

- номенклатура (ассортимент) сырьевых товаров ограничена;

- о мировых ценах на сырье регулярно публикуется достаточная информация.

Более сложная проблема возникает при выборе мировых цен, необходимых для обоснования цены конкретного внешнеторгового контракта на продукцию обрабатывающей промышленности. Это вызвано следующими причинами:

- в качестве мировых цен используются цены основных (ведущих) фирм-производителей. Таких фирм множество. Поэтому при выборе мировой цены зачастую приходится анализировать информацию о 10—20 фирмах;

- имеется огромная номенклатура готовых изделий;

- вызывает сложность сопоставление технико-экономических параметров даже по аналогичным товарам;

- имеются значительные различия в комплектации, качественных и технических показателях, условиях эксплуатации, коммерческих условиях сделки;

- наблюдается неустойчивость и несопоставимость номенклатуры и ассортимента товаров;

- недостаточна публикуемая информация о мировых ценах на продукцию обрабатывающей промышленности.

Наши рекомендации