Методические указания к заданию № 9
1. Постройте графическую зависимость между объемом продажи товара и его ценой.
2. Убедитесь, что для зависимости может быть использовано уравнение прямой линии: ух = а + bx.
3. Для расчета значений а и b заполнить вспомогательную таблицу 2.
Таблица 2 - Вспомогательная таблица
№ п/п | Х | У | ХУ | Х | У | Ух=a+bx |
… | ||||||
ИТОГО | ||||||
СРЕДНЕЕ |
1. Определить значение b по формуле:
b = , (19)
2. Коэффициент a для средних значений можно определить по формуле:
a = - b (20)
Правильность вычислений параметра b можно проверить по следующей формуле:
(21)
3. Рассчитать коэффициент эластичности спроса по цене по формуле:
(22)
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько в среднем изменится показатель объема проданных товаров при изменении цены на 1 %. Например, Кэ =1,54. Эластичность спроса на товар – положительная величина, следовательно товар относится к товарам высокоэластичного спроса, на 1% изменения цены приходится 1,54% изменения объема спроса. Так, при снижении цены на 10% можно ожидать, что спрос увеличится на 15,4%.
Рассчитать коэффициент корреляции (тесноту связи между изучаемыми признаками) (r)можно рассчитать по формуле (15).
Практическая работа № 3,4
Методы оперативного деления издержек производства и обращения на постоянные и переменные
1. Цель: сформировать навыки разделения издержек производства и обращения предприятия на постоянные и переменные.
2. Подготовка к выполнению работы: повторить темы: «Затраты производства», «Методы ценообразования», «Ценовая стратегия организации», «Основные приемы финансового анализа при обосновании цен».
3. Содержание отчета:
- Название практической работы;
- Цель практической работы;
- Решение задач с выводами;
- Ответы на контрольные вопросы.
4. Контрольные вопросы:
1. Дайте определения и приведите примеры постоянных и переменных издержек производства.
2. Назовите виды стратегий ценообразования. Опишите цели функционирования предприятия на рынке товаров и услуг.
3. Назовите факторы механизма ценообразования.
Задание №1.
Варианты 1,2,3,4,5
Пользуясь данными таблицы 1, разделить совокупные издержки производства, используя метод максимальной и минимальной точки.
Методом наименьших квадратов разделить суммарные издержки обращения по данным таблицы 2.
Составить математическую модель валовых издержек производства и обращения товара.
Варианты 6,7,8,9,10
1. Пользуясь данными таблицы 1, разделить совокупные издержки производства, используя метод наименьших квадратов.
2. Методом максимальной и минимальной точки разделить суммарные издержки обращения, используя данные таблицы 2.
3. Составить математическую модель валовых издержек производства и обращения товара.
По результатам работы за год производственное предприятие имеет следующие результаты по производству и обращению товаров (таблицы 1 и 2).
Таблица 1 - Исходные данные об объеме производства и суммарных затратах на производство товара в среднем за сутки:
Месяц | Объем производства в среднем за сутки, ед. | Расходы производства в среднем за сутки, тыс. ден. ед. | ||||||||
Вариант | ||||||||||
Таблица 2 - Исходные данные об объеме реализации и затрат обращения в среднем за сутки
Месяц | Объем реализации в среднем за сутки, ед. | Расходы производства в среднем за сутки, тыс. ден. ед. | ||||||||
Вариант | ||||||||||
Задание № 2. Менеджер по продажам предлагает снизить цену. В каком случае следует принять данное предложение? Принять, что в условиях конкурентного рынка увеличение объема продаж более, чем на 50% будет достаточно проблематичным.
Таблица 3 – Данные объема продаж, цены и переменных издержек по видам товаров и услуг.
Вариант | Товар (услуга), ед. изм. | Начальный объем продаж в сутки | Цена товара, руб. | Переменные издержки на ед. изм., руб. | Изменение цены, % |
Молоко, 1 л | 50,0 | 45,0 | -10 | ||
Стрижка в парикмахерской | 550,0 | 350,0 | -5 | ||
Ремонт обуви в мастерской | 280,0 | 200,0 | -6,5 | ||
Сыр «Гауга», 1 кг | 356,5 | 320,0 | -10 | ||
Телячьи отбивные, 1 шт. | 160,0 | 120,8 | -8 | ||
Ремонт меховых изделий, 1 изд. | 3500,0 | 3050,0 | -6 | ||
Кефир, 0,5 л | 35,0 | 26,0 | -15 | ||
Конфеты, 1 кор. 400 г | 250,0 | 180,0 | -6,5 | ||
Капуста, 1 кг | 18,0 | 15,0 | -15 | ||
Картофель, 1 кг | 10,5 | 5,0 | -10 |
Задание № 3.Предприятие изготавливает 3000 стандартных изделий по цене 100 руб.Рассчитайте точку безубыточности решений по снижению цены на 5, 10, 15 % при переменных затратах 10, 12, 18 руб.
Таблица 4 - Расчетные значения
Показатель | Значение | ||
при переменных затратах 10 руб. | при переменных затратах 12 руб. | при переменных затратах 18 руб. | |
Безубыточное изменение объема продаж при снижении цены на 5% | |||
Безубыточное изменение объема продаж при снижении цены на 10% | |||
Безубыточное изменение объема продаж при снижении цены на 15% |
Задание №3. Ответить на вопросы тестового задания.
1. Основные методики ценообразования – это:
1) «издержки + прибыль»
2) метод анализа безубыточности
3) метод установления цен на основе конкуренции
4) все ответы верны
2. Заработная плата административно-управленческого персонала относится к:
1) переменным затратам
2) постоянным затратам
3) общепроизводственным расходам
4) общехозяйственным расходам
3. К переменным затратам относятся:
1) материальные затраты производства
2) амортизационные отчисления
3) налоги и сборы
4) охрана
4. Калькуляция (или калькулирование) - это:
1) индивидуальные издержки производства и реализации объема продукции в действующих экономических условиях;
2) расчет издержек на производство отдельных видов работ и всей выпускаемой продукции
3) минимизация издержек и максимизация прибыли при производстве продукции
4) порядок определения прибыли
5. Как рассчитать выручку от продаж?
1) количество * цена
2) цена * постоянные затраты
3) количество * переменные затраты
4) цена * полные затраты
6. К методам затратного ценообразования относятся:
1) метод удельного ценообразования
2) калькулирование по полным затратам
3) параметрические методы
4) агрегатный метод
7. Убыточным лидером продаж называется товар:
1) продаваемый по цене ниже себестоимости;
2) продаваемый с минимальной прибылью ради привлечения других товаров фирмы
3) с максимальным объемом продаж
4) продажа которого приводит к увеличению прибыли лишь в узком сегменте рынка
8. Стратегия ценового прорыва предполагает:
1) установление цен на более низком, чем экономическая ценность товара, уровне
2) получение прибыли за счет увеличения объема продаж
3) вытеснение конкурентов
4) все перечисленное
9. Основное условие применения стратегии дифференцированного ценообразования:
1) возможность позиционирования товара
2) наличие свободных производственных мощностей
3) высокая степень конкуренции
4) низкая эластичность спроса по цене
10. Стратегия нейтрального ценообразования означает:
1) установление цен на уровне фирм-конкурентов
2) установление цен со средним по отрасли уровнем прибыли
3) расчет цен затратными методами
4) установление цены в соответствии с экономической ценностью товара
11. Стратегия премиального ценооборазования НЕ применима:
1) низкой эластичности спроса по цене
2) высоких удельных переменных затратах
3) при высокой эластичности спроса по цене
4) при незначительных изменениях спроса при изменении цен
12. Стратегия дифференцированного ценообразования НЕ означает:
1) продажу товаров по индивидуальной цене каждому покупателю
2) продажу товаров в кредит
3) продажу товаров по различным ценам разным покупателям
4) продажу товаров по единым ценам всем покупателям