Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ

ЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самара 2014

Составители: М.А. ГАВРИЛОВА

ББК 65.01

Экономика: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы/ Самар. гос. тех. ун-т; Сост. М.А. Гаврилова под ред. А.А.Нестерова.. Самара, 2014, с. 28.

В рекомендациях даются советы по выполнению контрольной работы по микроэкономике, сформулированы основные требования к контрольной работе, этапы ее выполнения, подготовки текста, оформления, порядок защиты и критерии оценки контрольной работы, а также примерная тематика контрольных работ.

Предназначена для студентов направления подготовки 80100 - «Экономика» и специальности 080101«Экономическая безопасность» заочного обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………...   1. Этапы написания контрольной работы…….................. 2. Требования к содержанию и оформлению работы…..   3. Защита контрольной работы…………….…......................   Заключение…………………………………………………….   Приложения…………………………………………………..            

Введение

Экономика – это объективная реальность, объединяющая те виды человеческой деятельности, которые позволяют получать различные материальные и нематериальные блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Жизнь каждого человека и всех вместе пронизана и определяется экономикой. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой, азы которой дает дисциплина «Экономика». Знание законов и принципов, методов рациональной организации производства, обмена, распределения и потребления придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные и предпринимательские решения

Цель контрольной работы по дисциплине «Экономика» – закрепление полученных студентом теоретических и практических знаний. Для выполнения теоретической части контрольной работы достаточно 3-4 источников, включая статьи, монографии, учебные пособия наиболее видных современных российских и зарубежных экономистов, кодексы, федеральные законы, нормативно-правовые акты, а также статистические сборники по РФ и Самарской области.

Работа представляет собой обзор современной научной и учебной экономической литературы. В ней должны быть отражены позиции российских и зарубежных экономистов. Желательно, чтобы студент продемонстрировал практическое подтверждение его точки зрения.

Защита контрольной работы

Контрольная работа сдается студентом научному руководителю во время зимней сессии.

Работа не допускается к защите, если она написана не по плану, использована старая литература или использованы устаревшие законодательные акты и т.п., если в ней не были раскрыты основные вопросы, либо они не имеют логической связи или противоречат друг другу. Если в тексте содержатся ошибочные положения, неграмотно оформлен научный аппарат, сам текст написан небрежно или содержит множество смысловых, стилистических и грамматических ошибок – работа также не допускается к защите. В этом случае студент должен её переработать и вновь представить руководителю.

Устное выступление студента на защите занимает 5-7 минут, в ходе которых студент должен обосновать мотивы выбора темы, актуальность и цель работы, поставленные и решенные в ней задачи, показать хорошее владение материалом темы.

В выступлении следует сказать о тех исправлениях, которые были сделаны в ходе работы над замечаниями руководителя. Студенты, не успевшие защитить работу к окончанию семестра, к экзамену не допускаются.

Заключение

Оценка работы, определяемая по результатам защиты, в конечном счете, будет слагаться из следующих моментов:

- уровня полноты проведенных исследований;

- качества оформления, в том числе способов представления материала;

- самостоятельности студента, творческой инициативы и умения защищать принятые решения.

Оценка «отлично» ставится тогда, когда на основе глубоких знаний теории в работе дается самостоятельный анализ статистического материала, содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы и конкретные предложения, которые ложатся в основу доклада на конференцию и статьи.

Оценку «хорошо» заслуживают работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, в которых достаточно полно освещаются вопросы темы, но отсутствует в должной степени творческий подход к теме. В таких работах, как правило, выводы и предложения автор формулирует, исходя из теории и фактических примеров, взятых из литературных источников, нет относительно новых статистических данных по странам мира, по России и по Самарской области (в зависимости от выбранной темы).

Оценку «удовлетворительно» получают работы, в которых верно освещаются основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного изложения материала, отсутствует самостоятельная оценка литературных и фактических источников, что не позволяет сделать самостоятельные выводы и предложения. В таких работах могут встречаться ошибочные положения, стилистическая небрежность, неумелое оформление научного аппарата, устаревшие статистические и фактические данные.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент не может объяснить приведенные в работе положения и выводы, ответить на замечания научного руководителя.

Приложение 1

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ (план)

Введение

1.

2.

3.

И т.д.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 3

Вариант I

1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день они каждый обирает либо 20 кокосов, либо 20 черепаховых яиц.

а) начертите на рисунке кривую производственных возможностей экономики этого острова

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ - student2.ru б) предположим, что на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти жителей ежедневно может собрать 30 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производительных возможностей экономики этого острова.

Череп. яйца

20 40 60 80 100 120 140 160 кокосы

.

2. Ниже представлены некоторые ситуации, иллюстрирующие различные функции денег. Обозначьте, какую функцию выполняют деньги в каждом приведенном случае:

а) вы вносите 60 тыс. рублей, заработанных летом, на сберегательный счет для того, чтобы легче было расплачиваться за обучение в следующем году;

б) через два года после окончания учебы вы должны заплатить 2500 долл. по вашему студенческому креди­ту;

в) ваш друг рассказал вам о том, что его дедушка, опасаясь повторения кризиса 1998г., зарыл в саду 10000долл.

3. Раскройте основные характерные черты акционерного общества (заполните таблицу):

Характерные черты Способ орга­низации и управления Ответствен­ность Распределение доходов Способность к возраста­нию капитала Последствия при выходе из дела уча­стника Поле дея­тельности
               

4. Даны функция спроса Qd=20-5p и функция предложения Qs=4+3p. Определить равновесную цену и равновесный объем. Если рыночная цена установится на уровне 3 д.ед., что будет наблюдаться: дефицит или излишек? Каков его объем?

5. Стоимость машины 4000 денежных единиц. Остаточная стоимость составляет 400 денежных единиц. Плановый срок службы 16 лет. Определить норму амортизации машины и сколько лет она уже проработала (при линейном методе начисления амортизации).

6. Если фирма повышает выпуск с 90 до 91 единиц, и совокупные издержки возрастают с 362 до 381 ден. ед., предельные издержки дополнительного выпуска составят (в ден. ед.): а) 381; б) 19; в) 362; г) 15.

Вариант II

1.Производственные возможности экономики страны позволяют выпускать 400 тыс. автомобилей или 80 тыс. ракет в год (см. рисунок)

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ - student2.ru

ракеты

100 200 300 400 автомобили тыс.

Рис. Кривая производственных возможностей

Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1) 60 ракет и 200 тыс. автомобилей

2) 60 тыс. автомобилей и 80 ракет

3) 300тыс. автомобилей и 35 ракет

4) 300 тыс. автомобилей и 40 ракет

5) 58 тыс. автомобилей и 250 ракет.

2. Определите сумму денежных агрегатов МЗ и L, если известно, что: Ml = 735 млн.руб., М2 = 2465млн.руб, крупные срочные вклады - 670 млн. руб., акции - 220 млн.руб., облигации - 150 млн. руб.

3. Раскройте основные характерные черты индивидуального предпринимательства (заполните таблицу):

Характерные черты Способ орга­низации и управления Ответствен­ность Распределение доходов Способность к возраста­нию капитала Последствия при выходе из дела уча­стника Поле дея­тельности
               

4. Если цена товара выросла с 10 долл. до 16 долл., а объем спроса сократился с 18 до 10 единиц, то коэффициент эластичности равен:

а) 1,24; б) 2,71; в) 1,5; г) 0,33.

5. На строительство завода израсходовано 800 тыс. рублей, из них на постройку зданий – 300 тыс. рублей, на оборудование – 200 тыс. рублей, на сырье и топливо в 3 раза меньше, чем на рабочую смену. Определите сумму основного, оборотного, постоянного и переменного капитала, норму прибавочной стоимости, если ее масса составляет 150 тыс. рублей, годовую норму и массу амортизации оборудования, если срок службы 10 лет.

6. Фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки равны 2 долл., а средние постоянные равны 0,5 долл. Общие валовые издержки составляют:

а) 2,5 долл.; б) 1250 долл. ; в) 750 долл.; г) 1100 долл.

Вариант 3

1.Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризующие ситуации, представленные на рис. 1 и рис. 2

а) Если страны имеют равное количество ресурсов, то можно утверждать, что в стране А технологический уровень развития выше, чем в стране Б.

б) страна А инвестирует больше в сектор, находящийся на графике в точке «А», нежели в точке «C».

в) Если на графике производственных возможностей экономическое положение страны А соответствовало точке «А», то оно могло бы переместится в точку «D».

г) Если на графике КПБ экономическое положение обеих стран соответствует точке «A», то ресурсы и в том, и в другом случае используется неэффективно.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ - student2.ru

Машины Машины

C

D

C D

E

A

B

A B

Хлебобулочные изделия Хлебобулочные изделия

Рис. 2. КПБ страны Б Рис.1. КПБ страны А

2. Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличилось в 2 раза. Как измени­лась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?

3. Раскройте основные характерные черты полного партнерства (товарищества):

Характерные черты Способ орга­низации и управления Ответствен­ность Распределение доходов Способность к возраста­нию капитала Последствия при выходе из дела уча­стника Поле дея­тельности
               

4. Доход студента Кузнецова вырос с 2 тыс. до 4 тыс. рублей в месяц. Количество потребляемых куриных окороков студентом снизилось с 3 до 1 кг в месяц. А вот спрос Кузнецова на телятину возрос с 6 до 8 кг в месяц. Определите коэффициент эластичности спроса по доходу и характер товаров.

5. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия увеличилась с 40 до 45 млн. рублей, а выпуск продукции за это время вырос с 42 до 50 млн. рублей. Как изменились показатели фондоотдачи и фондоемкости?

6. АС при объеме выпуска 5 ед. = 41; АС при объеме выпуска 6 ед. = 40. В этом случае МС от 6-ой единицы -?

Вариант IV

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ - student2.ru 1. Производственные возможности экономики страны позволяют выпускать 400 наручных часов и 80 кинокамер в год (см. рис.)

кинокамеры

D C

40 B

A

100 200 300 400 наручные часы

Рис. Кривая производственных возможностей

а) предположим, что общество сделало выбор производства 300 часов и 40 кинокамер (т. В), но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц (т. D). На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост?

б) если экономика попадет в кризис, то в какой из 4-х точек, показанных на рисунке, она окажется?

2. На основе данных, приведенных в табл. 2.4, определите величину агрегатов денежной массы М1, М2, М3, L.

Таблица 2.4

Чековые вклады Небольшие срочные вклады Бесчековые сберегательные вклады Крупные срочные вклады Акции Наличные деньги Облигации 535 млн. руб. 1730 млн. руб. 432 млн. руб. 670 млн. руб. 220 млн. руб. 200 млн. руб. 150 млн. руб.

3. Раскройте основные характерные черты смешанного товарищества (или коммандитного товарищества):

Характерные черты Способ орга­низации и управления Ответствен­ность Распределение доходов Способность к возраста­нию капитала Последствия при выходе из дела уча­стника Поле дея­тельности
               

4. В результате повышения цены на товар с 10 до 12 рублей, объем спроса упал с 8 до 6 тыс. штук. Определить тип и коэффициент эластичности спроса по цене.

5. Стоимость основного капитала составляет 300 млн. рублей. Средняя скорость его оборота – 6 лет. Оборотный капитал составляет 50 млн. рублей и оборачивается 13 раз за год. Определить время оборота всего капитала в целом и количество его оборотов за год.

6.ТС при объеме выпуска 5 ед. = 450; МС от 6- ой ед. = 30. В этом случае АС при объеме выпуска 6 единиц = ?

Вариант 5

1. Малое предприятие производит и реализует в день два вида колбас в определенных пропорциях, которые представлены в таблице 1.2:

Таблица 1.2

Вареная колбаса, в кг Копченая колбаса, в кг

Необходимо:

а) построить график кривой производственных возможностей (КПВ);

б) с помощью графика КПВ определить степень эффективности бизнеса для следующих заказов на продукцию предприятия: 80 кг вареной колбасы и 100 кг копченой; 55 кг вареной колбасы и 55 кг копченой; 40 кг вареной и 70 кг копченой колбасы.

2. Ниже представлены некоторые ситуации, иллюстрирующие различные функции денег. Обозначьте, какую функцию выполняют деньги в каждом приведенном случае:

а) вы заплатили 1000 рублей за новый свитер;

б) в конце месяца вы подводите баланс чековой книжки;

в) после окончания учебы родители смогут вам дать 1000 долларов на путешествие в Германию;

г) билет в театр стоит 100 рублей.

3. Раскройте основные характерные черты общества с ограниченной ответственностью (общества с доверительной ответственностью)

Характерные черты Способ орга­низации и управления Ответствен­ность Распределение доходов Способность к возраста­нию капитала Последствия при выходе из дела уча­стника Поле дея­тельности
               

4. Правильно ли употребляется слово «спрос» в приводимых ниже утверждениях, или его необходимо заменить выражением «величина спроса»:

а) когда ОПЕК подняла цены на нефть в 70-е годы, спрос на нефть упал;

б) инфляция увеличила спрос на нефть;

в) когда разразилась ирано-иракская война, среди нефтеперерабатывающих компаний началась паника. Это паника увеличила спрос на нефть;

г) ограничение скорости 60 км/ч привело к сокращению спроса на нефть;

д) в результате контроля, введенного в США в 70-е годы, цены на добываемую внутри страны нефть понизились, повысив тем самым американский спрос на нефть.

5. Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется 30 денежных единиц на закупку сырья и материалов всего, 10 тыс. денежных единиц на топливо и энергию всего. Заработная плата выдается ежемесячно по 2 денежные единицы. Найти величину оборотного капитала, авансированного для обеспечения производственного цикла, и число его оборотов в течение года?

6. АС при объеме выпуска 5 ед. = 50; МС от 6-ой единицы = 8. В этом случае АС при объеме выпуска 6 ед. = ?.

Приложение 4

МИНОБРНАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «СамГТУ»)

Факультет Инженерно-экономический

Кафедра «Национальная и мировая экономика»

Контрольная работа

по «Микроэкономике» на тему:

«Название темы»

Студент: Ф.И.О. Курс___________ Группа__________   Ф.И.О. руководителя работы  

Самара, год

Микроэкономика. Методические рекомендации по

выполнению контрольной работы

.

Составитель Гаврилова М.А.

Редактор А.А.Нестеров

Формат 60х84 1/16. Бум. Типогр. №2.

Печать оперативная. Уч.-изд. Л.1,0 п.л.

Тираж 50экз.

____________________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский государственный технический университет

443010, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244. Главный корпус

ЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самара 2014

Составители: М.А. ГАВРИЛОВА

ББК 65.01

Экономика: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы/ Самар. гос. тех. ун-т; Сост. М.А. Гаврилова под ред. А.А.Нестерова.. Самара, 2014, с. 28.

В рекомендациях даются советы по выполнению контрольной работы по микроэкономике, сформулированы основные требования к контрольной работе, этапы ее выполнения, подготовки текста, оформления, порядок защиты и критерии оценки контрольной работы, а также примерная тематика контрольных работ.

Предназначена для студентов направления подготовки 80100 - «Экономика» и специальности 080101«Экономическая безопасность» заочного обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………...   1. Этапы написания контрольной работы…….................. 2. Требования к содержанию и оформлению работы…..   3. Защита контрольной работы…………….…......................   Заключение…………………………………………………….   Приложения…………………………………………………..            

Введение

Экономика – это объективная реальность, объединяющая те виды человеческой деятельности, которые позволяют получать различные материальные и нематериальные блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Жизнь каждого человека и всех вместе пронизана и определяется экономикой. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой, азы которой дает дисциплина «Экономика». Знание законов и принципов, методов рациональной организации производства, обмена, распределения и потребления придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные и предпринимательские решения

Цель контрольной работы по дисциплине «Экономика» – закрепление полученных студентом теоретических и практических знаний. Для выполнения теоретической части контрольной работы достаточно 3-4 источников, включая статьи, монографии, учебные пособия наиболее видных современных российских и зарубежных экономистов, кодексы, федеральные законы, нормативно-правовые акты, а также статистические сборники по РФ и Самарской области.

Работа представляет собой обзор современной научной и учебной экономической литературы. В ней должны быть отражены позиции российских и зарубежных экономистов. Желательно, чтобы студент продемонстрировал практическое подтверждение его точки зрения.

Наши рекомендации