Формы монополистических объединений
Монополия – это форма рынка (рыночная структура), в которой одна или несколько фирм являются поставщиками продукта, не имеющего близких субститутов, и в силу этого занимают доминирующее положение на рынке, что позволяет им определять цены или существенно влиять на них, иначе говоря, мон. ‑ чисто рыночная ситуация, фирма выступает монополистом по продаже какого-либо продукта, вследствие того, что другие фирмы не могут предложить продукта-аналога.
Виды мон.. С учетом степени охвата экономики: чистая (возникает в масштабе отдельной отрасли) мон. и абсолютная (масштабе национального хозяйства).
В зав. от характера и причин возникновения разл.: естественную, легальную, искусственную мон..
Естественная мон.. когда все рыночное предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды эк. неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести жел.дорогу и нефтепроводы, на региональном - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, обществ. транспорт и т.п.
Легальные мон. образуются на законном основании (их называют “защищенными” от конкуренции). К ним относятся следующие формы монополистических организаций: патентная система, система авторских прав, торговые знаки и др.
Искусственные мон. создаются с целью получения монополистических выгод. Они специально меняют структуру рынка с помощью барьеров для вхождения в отрасль, создают очень высокий уровень технологии, применяют более крупный капитал, агрессивную рекламу.
Имеется несколько конкретных форм искусственных монополий: картель, синдикат, трест, концерн. В США наибольшее распространение получили тресты, в Германии - картели. История развития этих монополистических предприятий показала, что они не вели (и не могли привести) к полному подавлению конкурентных рыночных сил. Функционирование отраслей, где
издержки начинают возрастать, нарушается управляемость чрезмерно крупным производством. По мере роста производство все больше и больше попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности персонала. Увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия деловых решений, ослабляются стимулы к проявлению личной инициативы, требуются всевозрастающие затраты для поддержания должного уровня мотивации персонала и др.
основные пути (способы) создания мон.:
1. По закону. Правительство может установить мон. одной фирмы, запретив другим выходить на данный рынок товаров и услуг. Большинство национализированных отраслей представляют собой государственные законные мон.. Закон может также предоставлять частным владельцам лицензии, авторские права, патенты и регистрировать товарные знаки. (Лицензия – право на исключительное осуществление опред. вида деят-ти на данном рынке товара или услуги. Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора. Товарные знаки – это спец. символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму. Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией).
2. Путем конкуренции. Ожесточенная конкуренция вытесняет более слабые и менее эффективно работающие компании с рынка. Теоретически можно предположить, что таким образом одна компания в конце концов станет доминировать в отрасли.
3. Путем создания картеля. Картель в определенной отрасли создается путем соглашения между несколькими ранее независимыми фирмами о цене и количестве производимой ими продукции. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) — один из наглядных примеров картеля.
4. Путем слияния и поглощения. Последовательные слияния нескольких относительно крупных компаний в одной отрасли или поглощения одной фирмой других могут создать мон.. Помимо картеля выделяются следующие, относительно устойчивые организационные формы монополистических отношений: синдикат (централизованная функция снабжения и сбыта предприятий и единой снабженческо-сбытовой конторой), трест (объединение предприятий в централизованно управляемое производственное объединение с потерей производственной самостоятельности его членов) концерн (высшая форма монополистического объединения предприятий различных, но взаимосвязанных отраслей, созданная для ведения эффективной межотраслевой конкурентной борьбы), конгломерат (концерн особого типа, отличающийся от преобладающего вида тем, что объединяет различные, не связанные между собой компании многих отраслей производства и других сфер экономики)
5. Владение ограниченными или даже уникальными природными ресурсами. Владельцы месторождений некоторых редких природных ресурсов будут занимать на рынке монопольное положение. Примером могут служить алмазные рудники в Южной Африке (фирма Де Бирс).