Максимизация прибыли конкурентной фирмы в коротком периоде. Конкурентная фирма в долгосрочном периоде

Правило максимизации прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, недостаточно только минимизировать затраты. Существует много различных уровней объема производства, при которых фирма может производить продукт с наименьшими затратами. Но есть один-единственный уровень объема производства, при котором максимизируется прибыль. Выпуск продукции с максимальной прибылью осуществляется тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (МR=МС).

Фирма, максимизирующая прибыль, должна производить продукцию с максимальной прибылью при соотношении ресурсов, обеспечивающем наименьшие издержки. Если она не применяет обеспечивающего наименьшие затраты соотношения труда и капитала, то она, конечно, может производить тот же объем продукции с меньшими общими издержками и получить чуть большую прибыль. Но фирма вполне может производить "неправильную" продукцию, то есть продукцию, которая не дает максимальной прибыли, но при ее производстве обеспечивается соотношение ресурсов с наименьшими издержками.

При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь.

В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства, так как экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребностей. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время.

Минимизации убытков. при пониженном уровне цен (точнее, когда они находятся ниже точки безубыточности) технологический оптимум становится экономически недостижимым. Эту закономерность в ходе затяжного кризиса в нашей стране испытали на себе многие отечественные предприятия: низкий уровень спроса заставляет их недоиспользовать свои производственные мощности.

Если в краткосрочном периоде фирмы будут получать экономическую прибыль, то они будут наращивать производство в пределах положительного эффекта масштаба. Низкие барьеры входа в отрасль привлекут новые фирмы. Это приведет к увеличению отраслевого предложения в долгосрочном периоде.

При сохранении рыночного спроса вход в отрасль новых конкурентов сократит рыночную долю отдельной фирмы и увеличит эластичность спроса на ее продукцию. Кривая спроса на продукцию фирмы станет более пологой и сместится к началу координат, экономическая прибыль исчезнет, приток новых фирм в отрасль прекратится и фирма окажется в состоянии долгосрочного экономического равновесия, когда кривая спроса на продукцию фирмы касается долгосрочных средних издержек в состоянии равенства долгосрочных предельных издержек предельной выручке.

В отрасли с монополистической конкуренцией установление долгосрочного равновесия не обеспечивает условий эффективного производства из-за наличия у фирм рыночной власти и слабой конкуренции. Не имея взаимосвязи комбинации цены и объема производства для каждого отдельного производителя, нельзя построить и кривые спроса и предложения для отрасли.
На практике в условиях монополистической конкуренции движение к установлению равновесия при нулевой экономической прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию, поскольку:
• сегментированный спрос позволяет отдельным фирмам получать экономическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой технологии;
• своеобразными барьерами проникновения на рынок являются значительные инвестиции по разработке товара, высокие маркетинговые издержки, наличие патента, велики безвозвратные издержки в случае убыточности производства и ухода фирм из отрасли;
• обладающие рыночной властью фирмы могут устанавливать цены, обеспечивающие им небольшую экономическую прибыль.



Наши рекомендации