Традиционно издержки предприятия делят на издержки производства и издержки обращения.
Издержки производства включают затраты предприятия, связанные с производством товаров. Это затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, энергию, топливо, амортизационные отчисления, заработную плату, расходы, связанные с организацией и управлением производством.
В разных отраслях в структуре издержек производства может быть различным удельный вес затрат на сырье, энергию, заработную плату, а также затрат в виде амортизационных отчислений. В этой связи выделяют материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие и капиталоемкие отрасли, характеризующиеся относительно высокими затратами либо на сырье и материалы, либо на энергию и т.д.
Путем отношения затрат на заработную плату, на энергию, на амортизационные отчисления к стоимости произведенной продукции можно определить трудоемкость, энергоемкость и капиталоемкость производства.
Издержки обращения представляют собой затраты на подготовку произведенных товаров к продаже и на осуществление самой продажи товаров. Эти затраты связаны с хранением произведенного товара, его упаковкой и сортировкой, погрузкой-разгрузкой, транспортировкой, проведением маркетинговых исследований, рекламой, передачей товара покупателю и осуществлением в этой связи необходимых кассово-бухгалтерских расчетов.
Издержки предприятий, выраженные в деньгах, принимают форму себестоимости.
Процесс производства нельзя считать завершенным до тех пор, пока продукт не передан в руки покупателя. Вот почему издержки производства вместе с издержками обращения она рассматривает как общие, или валовые, издержки производства предприятия.
По существу, издержки производства предприятия предстают как затраты факторов производства на производство и реализацию товаров.
В числе таких затрат могут быть затраты в виде процентных платежей за взятые ссуды на приобретение факторов, арендная плата за наем помещения и т.д. Поскольку использование факторов производства осуществляется с помощью предпринимательской деятельности, то в издержки включается и нормальная прибыль как форма вознаграждения предпринимательской деятельности. Нормальной считается прибыль, которая удерживает предпринимателя в данной сфере производства. Она характеризует определенный минимум прибыли, ниже которого предприниматель не согласен продолжать производство данного товара.
Издержки производства предприятий, включающие затраты различных факторов производства, разного рода платежи и нормальную прибыль, предстают как полные экономические издержки. Полные издержки предприятия можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешние издержки включают расходы предприятия на приобретение необходимых факторов производства и их использование. Эти расходы находят отражение в бухгалтерских счетах, в их расходной части. Поэтому они также называются бухгалтерскими издержками.
Внутренние издержки включают расходы собственных факторов производства, которые предприятию не приходится оплачивать. Н-р, отходы основного производства могут быть сырьем для побочного производства на данном предприятии и не требуют внешних расходов, но их стоимость входит в издержки. Нормальная прибыль, будучи частью полных издержек, никаких расходов не предполагает. Использование собственного помещения в производственных целях не требует арендной платы, но она также включается в состав внутренних издержек как упущенный доход, который можно было бы получить, сдавая помещение в аренду. Внутренние издержки называют также неявными или вмененными, включающими затраты, необходимые для привлечения ресурсов в производство данного товара. Они достаточно отчетливо отражают проблему выбора, стоящую перед собственником фактора производства. Его можно либо за плату передать в распоряжение другого предпринимателя, либо использовать самому в расчете на получение соответствующего дохода. Предпочтение отдается более выгодному варианту. Вот почему именно полные экономические издержки закладываются в основу цены, по которой предприятие готово продавать товары на рынке. Если, н-р, в их состав не включать арендную плату, упущенную вследствие того, что собственное помещение предприятие не сдало в аренду, а использовало в производственных целях, то после реализации товаров предприятие не получит соответствующий доход, равный арендной плате, тогда ему было бы выгоднее сдавать помещение в аренду.
Прибыль предприятия, её виды.
Итогом хозяйственной деятельности фирмы явл. доход. Доход - это определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства товаров и услуг, за определенный период времени.
Динамика дохода - это величина, свидетельствующая о степени эффективности деятельности предприятия, общественного признания производимой продукции.
От величины дохода в значительной степени зависит прибыль предприятия.
Прибыль - это превышение доходов, полученных от реализации товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг. Масса прибыли определяет конкурентоспособность предприятия на рынке, возможность увеличения или сокращения масштабов производства и оплаты труда работникам.
В эффективно функционирующем предприятии прибыль выполняет две основные функции:
распределительную - получение прибыли позволяет создавать на предприятии различные фонды денежных средств,
стимулирующую - стремление получить максимально возможную прибыль заставляет снижать издержки производства, внедрять в производство достижения научно-технического прогресса.
Значение прибыли. Наличие прибыли свидетельствует о том, что доходы предприятия превышают издержки производства.
36. Сущность, причины, последствия, виды и формы инфляции
Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, Обесценение денег, проявляемое в росте товарных цен. инфл. — не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфл. зав. также от социальной психологии и общ-х настроений. «инфляционные ожидания»: если общество ожидает, она неизбежно возникнет.
Динамика цен в сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфл..
Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета — также причина инфл..
Решающая характеристика инфл. — ее величина. Чем выше инфл., тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфл. характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфл. — на тысячи и десятки тысяч процентов в год.