Анализа взаимосвязи «затраты – объем – прибыль»
Мощным инструментом в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume – Profit; CVP – анализ).
Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.
Ключевыми элементами CVP – анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности. Маржинальным доходом коммерческой организации считается разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и суммой ее производственной себестоимости.
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от продажи продукции равна его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.
Производственный леверидж – это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции.
Маржинальный запас прочности – процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).
Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
При первом способе из выручки организации за проданную продукцию вычитают все переменные затраты. При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятии.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Основным условием CVP – анализа является деление затрат организации на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, переменные – изменяются пропорционально изменению этого показателя.
Использование CVP – анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
CVP – анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Точка безубыточности на графике – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. В точке безубыточности получаемая организациям выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, называется маржинальным запасом прочности (кромка безопасности). Он определяется формулой:
(18.21)
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для организации.
Определить цену продукции при безубыточной реализации можно по формуле:
(18.22)
Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.