Бюджетный дефицит и профицит.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Если расходы государственного бюджета меньше доходов, то наблюдается дефицит. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком (положительное сальдо бюджета).

В современных условиях во многих странах бюджетный дефицит наблюдается достаточно часто.

Причинами бюджетного дефицита могут быть:падение доходов хозяйствующих субъектов в условиях кризиса и уменьшение ВВП;уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет;увеличение бюджетных расходов;непоследовательная бюджетно-налоговая политика государства.

Накопленный бюджетный дефицит за все годы формирует государственный долг. Различают: внутренний государственный долг и внешний государственный долг. Внутренний – долг правительства населению страны, формируется в основном за счет внутренних займов.

Внешний долг – задолженность страны перед другими странами, формируется за счет внешних займов.

Государство предпринимает определенные действия по погашению и регулированию государственного долга. Такая политика называется управление государственным долгом.

Государственный долг может гаситься:за счет средств государственного бюджета;за счет новых государственных займов для погашения старых обязательств за счет изменения условий займа, которые касаются доходности займаконсолидация государственного долга;эмиссия денег

Проблемы обслуживания гос долга-целый комплекс взаимосвязанных проблем:

1. Проблема моделирования займов: определение реальных сроков, объемов займов, процентных ставок;

2. Проблема своевременного повышения задолженности;

3. Реструктуризация задолженности в случае, если гос-во не может во время выплатить свои долги (дефолт, консолидация долга, конверсия долга).

41 Налог: понятие, основные элементы, классификация.

Налог– это обязательный платеж, который взимается с физ. и юр.лиц в доход государства, на основе налог.зак-ва.

Существуют определенные принципы построения налогов и налоговой системы или принципы налогообложения:

1. Принцип всеобщности – налоги должны платить все.

2. Принцип обязательности.

3. Принцип равнонапряженности – принцип уплаты одинаковых налогов с одних доходов.

4. Принцип справедливости.

К элементам налога относятся:

• субъект налога, или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется специально и носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

• объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог;

• источник налога - доход за счет которого уплачивается налог;

• ставка налога - величина налога за единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

В зависимости от различных критериев, различают следующие виды налогов:

1. По способу взимания все налоги делятся на:

· Прямые – взимаются прямо и непосредственно с дохода или имущества:

ü подоходный налог;

ü налог на имущество;

ü налог на прибыль;

ü на доход от ценных бумаг;

ü налог на землю.

· Косвенные – взимаются косвенным путем, т.е. опосредованно через механизм ценообразования. Реализуется принцип добровольности.

ü акцизы;

ü НДС;

ü таможенные пошлины;

ü фискальные монопольные налоги;

ü налог на наследство.

2. Региональный аспект:

· федеральные; региональные; местные.

3. По соотношению между ставками налога и доходами:

· прогрессивные – ставка налога увеличивается с ростом дохода;

· пропорциональные – ставка налога остается неизменной с изменением дохода;

· регрессивные – ставка налога уменьшается с ростом дохода.

4. По характеру: общие -зафиксированные в налоговом кодексе, соответствующие обязательства к уплате, специальные – уплачивают только отдельные хоз субъекты, в соответствии с теми или иными признаками.

Функции:

1. фискальная, т.е. финансирование гос-х расходов. 2. социальная, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. 3 регулирующая – т.е. гос регулирование экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, внешнеэкономических связей.

Наши рекомендации