Бюджетный дефицит и профицит.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Если расходы государственного бюджета меньше доходов, то наблюдается дефицит. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком (положительное сальдо бюджета).
В современных условиях во многих странах бюджетный дефицит наблюдается достаточно часто.
Причинами бюджетного дефицита могут быть:падение доходов хозяйствующих субъектов в условиях кризиса и уменьшение ВВП;уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет;увеличение бюджетных расходов;непоследовательная бюджетно-налоговая политика государства.
Накопленный бюджетный дефицит за все годы формирует государственный долг. Различают: внутренний государственный долг и внешний государственный долг. Внутренний – долг правительства населению страны, формируется в основном за счет внутренних займов.
Внешний долг – задолженность страны перед другими странами, формируется за счет внешних займов.
Государство предпринимает определенные действия по погашению и регулированию государственного долга. Такая политика называется управление государственным долгом.
Государственный долг может гаситься:за счет средств государственного бюджета;за счет новых государственных займов для погашения старых обязательств за счет изменения условий займа, которые касаются доходности займаконсолидация государственного долга;эмиссия денег
Проблемы обслуживания гос долга-целый комплекс взаимосвязанных проблем:
1. Проблема моделирования займов: определение реальных сроков, объемов займов, процентных ставок;
2. Проблема своевременного повышения задолженности;
3. Реструктуризация задолженности в случае, если гос-во не может во время выплатить свои долги (дефолт, консолидация долга, конверсия долга).
41 Налог: понятие, основные элементы, классификация.
Налог– это обязательный платеж, который взимается с физ. и юр.лиц в доход государства, на основе налог.зак-ва.
Существуют определенные принципы построения налогов и налоговой системы или принципы налогообложения:
1. Принцип всеобщности – налоги должны платить все.
2. Принцип обязательности.
3. Принцип равнонапряженности – принцип уплаты одинаковых налогов с одних доходов.
4. Принцип справедливости.
К элементам налога относятся:
• субъект налога, или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется специально и носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
• объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог;
• источник налога - доход за счет которого уплачивается налог;
• ставка налога - величина налога за единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).
В зависимости от различных критериев, различают следующие виды налогов:
1. По способу взимания все налоги делятся на:
· Прямые – взимаются прямо и непосредственно с дохода или имущества:
ü подоходный налог;
ü налог на имущество;
ü налог на прибыль;
ü на доход от ценных бумаг;
ü налог на землю.
· Косвенные – взимаются косвенным путем, т.е. опосредованно через механизм ценообразования. Реализуется принцип добровольности.
ü акцизы;
ü НДС;
ü таможенные пошлины;
ü фискальные монопольные налоги;
ü налог на наследство.
2. Региональный аспект:
· федеральные; региональные; местные.
3. По соотношению между ставками налога и доходами:
· прогрессивные – ставка налога увеличивается с ростом дохода;
· пропорциональные – ставка налога остается неизменной с изменением дохода;
· регрессивные – ставка налога уменьшается с ростом дохода.
4. По характеру: общие -зафиксированные в налоговом кодексе, соответствующие обязательства к уплате, специальные – уплачивают только отдельные хоз субъекты, в соответствии с теми или иными признаками.
Функции:
1. фискальная, т.е. финансирование гос-х расходов. 2. социальная, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. 3 регулирующая – т.е. гос регулирование экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, внешнеэкономических связей.