Формирование прибыли на предприятии.
Прибыль – это основная цель деятельности предпринимателя, коммерческой организации и вообще любого бизнеса. Прибыль - разность между доходом (выручкой) и расходами предприятия. При расходах, превышающих выручку, предприятие терпит убытки (отрицательный финансовый результат), что может повлечь за собой банкротство.
Прибыль предприятия формируется как сумма финансовых результатов по следующим видам его деятельности:
– основной(обычной) (отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия);
– операционной (финансовой) (отражает результат финансовой деятельности и определяет, как разность между операционными доходами и операционными расходами);
– внереализационным операциям (определяется как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами);
– от действия чрезвычайных обстоятельств (определяется как разность между чрезвычайными поступления и чрезвычайными расходами).
Формирование прибыли характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала.
Планирование прибыли в современных условиях.
При переходе на свободные рыночные отношения размер прибыли и направления ее использования предприятия начали планировать самостоятельно. В этом плане НДС и акцизы не отражаются, так как они взыскиваются до образования прибыли. При ее планировании балансовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как сумма прибыли от реализации основной продукции, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций. Помимо этого появляется понятие «налогооблагаемая» и «чистая» (остающаяся в распоряжении предприятия) прибыль.
Балансовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и расходами на ее производство и реализацию.
Прибыль от реализации продукции может определяться методом прямого счета, и укрупнено на основе планового норматива рентабельности.
Первый методзаключается в определении разности между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью. Второй метод предусматривает, что оббьем прибыли на плановый период определяется путем умножения показателя себестоимости реализуемой продукции на плановый норматив рентабельности. Он может использоваться как ко всей продукции, так и к группам однотипных и отдельных изделий. Величина этого норматива принимается с учетом его значения в отчетном базовом периоде и возможностей изменения в плановом периоде, в том числе с использованием факторного анализа мероприятий по увеличению прибыли.
Планирование показателей рентабельностей.
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.
Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность– это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
Виды цен.
Существует множество видов цен. Это обусловлено особенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используют различные виды цен.
I. По характеру обслуживания оборота цены:
- оптовые цены - считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями
- Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС.
II. В зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке:
- Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
- Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления.
Ш. По способу установления фиксации:
- Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту.
- Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу.
- Скользящая цена – цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции.
IV. Цены различаются по способу получения информации.
- Публикуемые цены – это цены, которые сообщаются из специальных источников информации.
- Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование, которое производится по индивидуальным заказам.
V. В зависимости от вида рынка:
- Цены товарных аукционов – это цена публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров.
- Биржевые котировки – это цена реальных контрактов, которые заключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах.
- Цена торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдачу заказов на поставку товаров или получение подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
VI.В зависимости от временного фактора:
- Постоянные цены – цена, срок действия, которой заранее не определен.
- Сезонная цена– срок действия, которой определен каким-то определенным временем.
- Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени.
VII. Внутрифирменные цены.
- трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями данного предприятия
VIII.По условиям поставки и продажи:
- Цена нетто – цена на месте купли-продажи.
- Цена брутто - определяется с учетом условий купли-продажи, но учитывается наличие и уровень скидок вид-франко и условий страховки.
43. Задачи и содержание технико-экономического анализа при разработке новой продукции.