Законы организации второго уровня

Закон информатизации.Принятие любого решения по управлению процессами в организации начинается с восприятия, накопления, анализа и переработки информации. Это объективное начало в управлении организацией предопределило выделение закона информатизации.

Сущность закона информатизациираскрывается в следующих по­ложениях:

• в организованном целом не может быть более порядка, чем информации;

• уровень организации определяется уровнем информатизации.

Информация— сведения, которые уменьшают неопределенность системы для ее наблюдателя.

Интересующий нас объект мы изучаем на основании восприятия его различных состояний. Причем чем больше отличных состояний проявляет объект, тем выше его разнообразие. А чем больше информации об объекте, тем более предсказуемо его поведение. Следовательно, чем больше информации об объекте, тем выше его организованность, а значит, и порядок.

Проявления закона весьма многообразны. Закон требует от руководителей организации создания эффективной системы коммуникационных связей на основе внедрения передовых информационных технологий. Порядок в организации устанавливается путем построения структуры и разработки совокупности организационных и распорядительных документов (положение о структурных подразделениях, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции работников и т.п.).

Известно, что большую дезорганизующую роль в организации играют слухи. Одним из действенных методов управления ими является информирование работников об интересующих их вопросах.

Закон единства анализа и синтеза.Анализ и синтез не могут существовать друг без друга в процессе любой мыслительной деятельности, в том числе при исследовании процессов, протекающих в организации.

Сущность закона единства анализа и синтеза раскрывается в следующих положениях:

• процессы разделения, специализации, дифференциации необходимо дополняются противоположными процессами соединения, кооперации, интеграции;

• единство анализа и синтеза обусловлено объективно.

Анализ— разделение целого на части, представление сложного в виде совокупности простых составляющих.

Синтез— мысленное или реальное соединение простых составляющих объекта в единое целое.

Взаимосвязь анализа и синтеза обнаруживается в управленческой практике. Например, процесс совершенствования структуры организации предполагает следующие этапы:

• анализ деятельности организации;

• формирование целей и планов (анализ);

• корректировка видов деятельности, необходимых для их осуще­ствления (анализ);

• группировка видов деятельности по подразделениям (синтез);

• наделение руководителей подразделений соответствующими полномочиями с одновременным возложением на них ответственности (синтез);

• организация деятельности всех подразделений для реализации целей организации (синтез).

Закон композиции.Каждая система, в том числе и организация, стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной последовательности (пропорции) и подчинении. Данное объективное значение этой после­довательности (пропорциональности) раскрывает и описывает закон композиции.

Закон композицииможно сформулировать следующим образом: цели организации должны быть направлены на достижение основной цели более общего характера; цель частного является подцелью общего.

Цель— идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности.

Понятие цели в полной мере применимо только к социальным системам. Действительно, цели технических систем определены изначально и состоят в удовлетворении определенных потребностей людей. Целью любой биологической системы является выживание.

Представления о целях социально-экономических систем организации менялись в процессе их формирования и развития.

Стремление к оптимальному сочетанию в организациях общих, частных и индивидуальных целей — это проявление закона композиции. Закон композиции обусловливает необходимость учета целей всех субъектов заинтересованных в деятельности организации, а также формирования целей структурных подразделений исходя из стратегической цели развития организации.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В самом общем виде принцип— это правило действия, вытекающее из закона. Оно сформулировано людьми и носит объективный характер.

Принципы организации - общие правила формирования упорядоченных, эф­фективных структур и процессов в организации.

Принципы организации определяют требования к ее структуре и процессам. В соответствии с этими требованиями создается организация, образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между структурными подразделениями и уровнями иерархии, применяются те или иные методы управления.

Принципы организации могут изменяться по мере развития общества. Классификация принципов организации может осуществляться по различным признакам.

Интересной представляется трехуровневая классификация принципов организации (рис. 11.1).

законы организации второго уровня - student2.ru

Рис. 11.1.Классификации принципов организации

В приведенной классификации отдан приоритет группе принципов цели (первый уровень). Приоритет группы принципов цели определяется природой и сущностью организации.

Выделение состава второго уровня классификации принципов организации объясняется диалектической связью между формой и содержанием — с одной стороны, и приматом группы принципов цели — с другой.

Такой подход позволяет раскрыть сущность и содержание организации как системы и выделить третий уровень классификации принципов (принципы взаимосвязи и взаимодействия).

Имеются и другие подходы к классификации принципов. Сущность принципов организации раскрывается на основе их классификации по степени универсальности. При такой классификации выделяются универсальные и специфические принципы.

Универсальные принципы— общие правила формирования и функционирования систем в природе и обществе.

Специфические принципы— правила, действующие в структурах и процессах организации.

Специфические принципы делятся на три группы: 1) принципы структуры; 2) принципы процесса; 3) принципы модернизации (рационализации).

Принципы структуры— правила построения рациональных структур.

Принципы процесса— правила построения процессов.

Принципы модернизации (рационализации)— правила совершен­ствования структур и процессов, приведение их в соответствие с новыми требованиями и международными стандартами.

Наши рекомендации