Эластичность спроса по цене, ее использование на практике.
Эластичность - это меры реагирования одной переменной величины на изменения другой величины, т.е. эластичность это число, которое показывает на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на один процент.Особое значение имеет эластичность спроса по цене или ценовая эластичность.
Диапазон эластичности распространяется от 0 до ∞. Различают несколько групп ценовой эластичности спроса:
1) Эластичный спрос Еd>1, то есть объем спроса изменяется на больший %, чем цена. Спрос обгоняет цену. Товары заменители. Для товаров с эластичным спросом хорошо работает система скидок.
2) Неэластичный спросЕd<1. Объем спроса изменяется на меньший %, чем цена. Спрос отстает от цены. Характерно для залежавшихся товаров, вышедших из моды, некачественных.
3) Единичная эластичность Еd=1, когда изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равными. 4) Абсолютно эластичный спрос Еd→∞. Пи снижении цены объем спроса увеличивается на неограниченную величину. Характерен для товаров с большим числом заменителей. 5) Абсолютно неэластичный спрос Еd=0. Характерен для товаров первой необходимости (лекарственные препараты).
Практическое использование Еd
Если Еd>1чтобы увеличить выручку предприятие должно снизить цену на товар.
Если Еd<1, чтобы увеличить выручку предприятие должно повысить цену на товар.
Если Еd=1 – увеличение выручки путем изменения цены невозможно.
Основные типы рынков и ценообразование на них.
4 типа рынков:
1. Рынок свободной конкуренции – состоит из множества продавцов и покупателей какого либо схожего товарного продукта или услуг. Например пшеницы, меди и.т.д. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен товаров. Продавец не в состояние запросить цену выше рыночной т.к. покупатели имеют возможность свободно приобрести необходимое количество товаров по рыночной цене. На этом рынке как правило не разрабатываются стратегии маркетинга и уровня цены.
2. Рынок монополистической конкуренции – состоит из множества покупателей и продавцов совершающих сделки не по единой рыночной цене а в широком диапазоне цен т.к. покупателю предлагают различные варианты товаров отличающихся друг от друга качеством, внешним видом, оформлением на этом рынке ценовая конкуренция сопутствует не ценовой конкуренции.
3. Олигополистический рынок – состоит из небольшого числа человек, которые в достаточной степени чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть как схожи (сталь, алюминий) а могут быть не схожи. Каждый продукт на этом рынке остро реагирует на стратегию и действия конкурентов.
4. Рынок чистой монополии – представляет собой рынок где действует один продавец как правило государственный организации или частная регулируемая монополия или частная не регулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается отдельно. Цена на отдельный товар может быть назначена с расчетом покрытия или получения высоких доходов, а может быть цена назначается достаточно высокой в целях сокращения потребителя.
Этапы процесса ценообразования.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две модели ценообразования: рыночная и централизованные ценообразования. В условиях централизованного ценообразования установление цены происходит в сфере производства. Цены определяются в зависимости от затрат на производство товаров или оказание услуг при непосредственном участии государственных органов управления. Цена фиксируется на заранее заданном уровне.
При выборе ценовой политики руководствуются двумя главными принципиальными подходами: - затратный в основе которого лежат фактические расходы предприятия на производство и сбыт продукции. - ценностный в основе которой цена. Определяется степенью полезностью и готовностью покупателю приобрести товар.
В процессе производства товаров цену можно определить набором определенных действий или последовательностью. 1. Постановка задач ценообразования. 2. Определение характеров спроса и предложения. 3. Анализ цен и товаров конкурентов. 4. Выбор метода ценообразования. 5. Установление окончательной цены в зависимости от цели и задачи ценообразования определяются стратегии ценообразования.
Основные методы ценообразования.
Методы ценообразования включают в себя набор действий предприятия по выработке мер направленных на формирование цены. При выборе методов ценообразования главной и окончательной задачей является установление цены, для достижения которой используются определенные действия, которые можно разбить на этапы:
1. Постановка задач ценообразования;
2. Определение характеров спроса и предложения;
3. Анализ цен и товаров конкурентов;
4. Выбор, метода ценообразования;
5. Установление окончательной цены.
При выборе метода ценообразования для постановки задач и формирование цен используются следующие методы:
1. Ценообразование, основанное на затратах производства.
2. Ценообразование, основанное на платежеспособном спросе покупателей и оценке полезности товаров.
3. Ценообразование с учетом всех вышеперечисленных подходов, задач и государственного регулирования. При этом какой бы подход не определялся в качестве главного метода ценообразования расходы производства рассчитываются для целей налогообложения и ценообразования как перед свободным ценообразованием так и при государственном регулировании цен.
Ценообразование основанное на издержках производства подразделяется на:
1. Метод полных издержек – формирование цен заключается в отношении расходов на производство продукции на единицу изделия.
2. Метод предельных издержек – заключается в учете затрат отнесенных непосредственно на единицу продукции. Состоит в определение стоимости как результат разницы между ценой и прямыми переменными затратами.
3. Метод затрат у ценообразования имеет ряд недостатков: - Цена полученная в результате суммирования затрат не отражает меры стоимости товаров для конечного потребления. - Цена определенная по затратному методу не учитывает спрос в результате чего она может быть ниже или выше цены за которую покупатели готовы приобрести товар. - Снижение затрат за счет повышения эффективности производства и снижения цен не связано с уровнем покупательского спроса. - Не учитывается величина цен конкурентов на спрос по данной номенклатуре товаров.
4. Метод прямых издержек формирование цен заключается в определение прямых издержек с учетом конъюнктуры рынка и предполагаемых цен сбыта.
Учет производственных издержек подразделяется на бухгалтерские – которые состоят в учете всех потребляемых ресурсов денежном выражение, порядок отнесения затрат которых определяется налоговым кодексом. Экономические или предпринимательские состоят в учете бухгалтерских затрат и затрат включаемых в состав цены реализации товаров на различных рынках. К ним относятся: прибыль, НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины, финансовые потери или издержки (явные, не явные). Явные финансовые затраты – это прямые денежные издержки или платежи предприятия за приобретенные ресурсы: сырье, материалы, з/п, энергия и.т.д. Неявные финансовые издержки это издержки связанные с использованием ресурсов относящихся к собственности предприятия такие как: выплаты по патентам, авторское право интеллектуальный труд. Расходы производства в свою очередь подразделяется на производственные и не производственные расходы. К производственным относят сырье, материалы, полуфабрикаты, з/п, расходы связанные с эксплуатацией оборудования, цеховые и общезаводские расходы. К не производственным относятся расходы на тару, маркировку, рекламу, стандартизацию, экологию, научно-исследовательские работы, расходы на подготовку и квалификацию кадров.