Условия достижения безопасности.

Цели и задачи курса БЖД.

Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия. БЖД - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека снижением опасных и вредных факторов' до значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

ЦЕЛЬ КУРСА - изложение достижений безопасности деятельности, т.е. вооружить будущих специалистов теорет. и практич. навыками, необходимыми для:

1.создание безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

2-проектирование новой технологии и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционировании объектов народного хозяйства и технических систем;

3.прогнозирование и принятие грамотных решений в условияхЧП по защите населения и производственного персонала от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

В этой связи необходимо стремиться к широкой постановке проблем безопасности, лишенной ведомственной и профессиональной ограниченности. Такие возможности и открывает дисциплина "БЖД", рассматривая основополагающие закономерности, принципы и методы. БЖД - это теоретические основы безопасности, приложимые к любому виду деятельности.

Уже говорилось, чтоБЖД - качественно новая дисциплина. Кроме достижений по охране труда и гражданской обороны она включает в себя также достижения охраны окружающей среды, психологии, экономики, социологии, физиологии, философии, гигиены, теории надежности, акустики и многие др.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Для обеспечения комфортности и безопасности конкретной деятельности должны быть решены следующие задачи:

1) идентификация (распознавание, количественная оценка, т.е. анализ) негативного воздействия среды обитания (т.е. источников и причин возникновения опасностей);

2) защита от опасностей или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;

3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и разработка защиты от остаточного риска;

4) создание комфортного состояния среды обитания.

Главной задачей науки о безопасности жизнедеятельности является анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия во времени и пространстве.

2. Назначение дисциплины БЖД.

Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты защиты. Основное желаемое состояние объектов – безопасное. Безопасное состояние объектов защиты реализуется при полном отсутствии негативного воздействия опасностей или при условии снижения их до допустимых значений.

Под безопасностью понимается такое состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации (в дальнейшем будем говорить о негативном воздействии или опасностях) не превышает максимально допустимых значений.

В качестве объекта защиты рассматривают любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. Все опасности тогда реальны, когда действуют на конкретный объект. В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.

Критерием безопасности техносферы являются введение ограничений на концентрации веществ и потоков энергии в жизненном пространстве (среде).

Критерием комфортности является установление и соблюдением нормативов по микроклимату и освещению в помещении (производственной и бытовой среды).

На источники опасностей устанавливают критерии экологичности, которые определяют предельные выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии.

Методы анализа безопасности

Анализ эксплутационной безопасности системы осуществляется АПРИОРНО или АПОСТЕРИОРНО т.е. до или после возникновения нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может бытьПРЯМЫМ илиОБРАТНЫМ.

ПРЯМОЙ метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При ОБРАТНОМ методе анализируются последствия, чтобы определить причины.

АПРИОРНЫЙ анализ - исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению.

АПОСТЕРИОРНЫЙ анализ - выполняется после того как нежелательное событие уже произошло.

Оба вида анализа дополняют друг-друга. При изучении системы, характеристики которой могут быть четко определены (например, машина или установка), предшествующий опыт позволяет осуществить весьма детализированный априорный анализ. При дополнении априорного анализа данными апостериорного, основанного на исследовании событий, имевших место во время функционирования системы, он (анализ) становится более полным и ценньм.

Риск, расчет риска.

Риск — количественная оценка опасности — отношение числа тех или иных нежелательных последствий (неблагоприятных) к их возможному числу за определенный период времени.

Вид риска Объект риска Источник риска Нежелательное событие
Индивидуальный риск Человек Условия жизнедеятельности человека (внутренняя среда организма человека), привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда Заболевания, травмы, инвалидность, смерть
Технический риск Технические системы и объекты Нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов, техническое несовершенство Взрыв, пожар, катастрофа
Экологический риск Экологические системы Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные ЧС Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия
Социальный риск Социальные группы Снижение качества жизни Гибель людей, заболевание, рост смертности
Экономический риск Материальные ресурсы Повышенная опасность производства Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостатка защищённости

Приемлемый риск — сочетает в себе технический, экономический, социальный, политический риски, представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и экономическими возможностями ее достижения при снижении индивидуального технического и экологического риска, необходимо оценить каким в результате окажется социальный риск.

Теоретический риск (расчет)

Статистический риск часто сводится к вероятности некоторого нежелательного события. Обычно вероятность такого события и некоторая оценка его ожидаемого вреда объединяется в один правдоподобный результат, который комбинирует набор вероятностей риска, сожаления и вознаграждения в ожидаемое значение для данного результата. (См. также Ожидаемая полезность).

Таким образом, в статистической теории принятия решений, функция риска оценки δ(x) для параметра θ, вычисленная при некоторых наблюдаемых x; определяется как математическое ожидание функции потерь L,

Условия достижения безопасности. - student2.ru

где: δ(x) = оценка, θ = параметр оценки.

Социальный риск

– объект риска: социальные группы

- источник риска: снижение качества жизни

- последствия: гибель людей, заболевания, рост смертей.

19. Концепция приемлемого (допустимого риска)

Опыт свидетельствует, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна. Это аксиома, не требующая доказательства. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлимого риска. Концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности. Безопасность - это цель, а БЖД - средства, пути, методы ее достижения.

БЖД решает 3 взаимосвязанных задачи:

1. Идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количеств, характеристик и координат опасности;

2. 3ащита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;

3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных опасностей'

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химич. или биологически активные компоненты а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Прямой и косвенный риск

Различают также прямой и косвенный риск. Прямой риск связан с непосредственным действием на человека той или иной опасности, например подвижных частей оборудования. Загрязняя окружающую среду отходами своей деятельности, человек подвергает себя косвенному риску, поскольку измененная человеком среда может, в конечном счете, стать непригодной для его существования в ней.

Использование риска в качестве универсального показателя при оценке действия различных негативных факторов на человека в настоящее время начинает применяться для сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, обоснования социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц (рентгенологических обследованиях).

Психология и безопасность

В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы совладающего (копинг) поведения.

Механизмы психологической защиты направлены на ослабление психического дискомфорта и реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.

Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Таким образом, в качестве основного отличия защитных механизмов от совладающего поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. В связи с этим многие исследователи рассматривают психологическую защиту как механизм пассивного типа, не способствующий полноценной адаптации.

Несмотря на то, что и совладающее поведение и защитные механизмы базируются на тождественных процессах, они отличаются направленностью – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладающее поведение определяется как гибкое, целенаправленное и ориентированное на реальность, тогда как защитное поведение является ригидным, вынужденным и искажающим действительность. Если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Можно рассматривать защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, как пассивное копинг-поведение, направленное на снижение эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация.

Психологическую защиту также определяют как одну из форм психических регулятивных механизмов, имеющих место в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспомощности, вызванное внешним или внутренним конфликтом, не может понять его истинные источники и успешно справиться со стрессом. Защитные механизмы направлены на снижение ощущения выраженного дискомфорта, что достигается преимущественно путем искажения восприятия и оценки внешнего и внутреннего мира.

Выделяются две группы методов психологической защиты:

симптоматические техники – употребление алкоголя, транквилизаторов и т.д.

«интрапсихические техники когнитивной защиты» – идентификация, перемещение, отрицание, подавление, реактивное образование, проекция и интеллектуализация.

Психологические защиты являются неизбежным, типичным и нормальным механизмом, регулирующим психическую активность субъекта и обеспечивающим тем самым гибкость и пластичность его взаимодействия с экстремальной ситуацией. По вкладу в процесс самообеспечения безопасности среди механизмов психологической защиты выделяются три группы: 1) тормозящие поспешную активность субъекта (отрицание); 2) маскирующие осознание опасности при одновременной «проработке» деструктивной ситуации (замещение); 3) реализующие некоторые шаги по нейтрализации опасности (компенсация).

Под механизмами совладания (копинга) понимаются как поведенческие усилия, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (т.е. попытки их разрешения, редукции или усиления по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), которые требуют напряжения сил или даже превышают эти силы.

В ситуации новых для личности требований, при которых существующий ответ не является подходящим, возникает копинг-процесс. Если новые требования непосильны для личности, тогда копинг-процесс может принимать, форму защиты. Защитные механизмы позволяют устранить психотравму за счет исключения действительности.

Механизм совладания имеет сложную структуру, что позволяет достичь более полного соответствия не только с субъектом, но и с ситуацией. Этому способствует развернутость во времени по нескольким этапам процесса реализация действия механизмов совладания: когнитивная оценка ситуации и собственных ресурсов преодоления > разработка механизмов преодоления экстремальности с целью адаптации, «когнитивная репетиция» > осуществление собственно процесса совладения. Среди основных стратегий совладания рассматриваются следующие: преобразующие стратегии совладания; приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации; вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий; образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий; влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания.

Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Экстремальные ситуации, в зависимости от доминирующей опасности, привлекают различные виды совладающего поведения. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.

В отличие от защитных механизмов, совладающее поведение направленно на активное взаимодействие с ситуацией. Это особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией.

Наши реакции на стрессовые, трудные ситуации осуществляются одновременно на нескольких уровнях, ключевым из которых является поведение. Если мы эффективно справляемся, «совладаем» со стрессовыми ситуациями на поведенческом уровне, то потенциально «вредные» эмоциональные и физические проявления, характерные для них, подавляются. В связи с этим, именно осознанные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями связаны с конструктивным преодолением трудностей, преобразованием жизненных ситуаций в соответствии с намерениями человека.

Стиль совладающего поведения, хотя и представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов сознательного поведения в трудной жизненной ситуации, сформировавшихся у субъекта, не является пассивным интегратором внутренних и внешних условий существования человека. Становление полноценного стиля совладающего поведения не может произойти при пассивной позиции индивида. Стиль характеризуется как приспособительной активностью, так и активностью, преобразующей ситуацию, и себя как субъекта этой активности.

Совладающее поведение не только развивается у субъекта, но его можно целенаправленно формировать, обучать ему с целью повышения психосоциальной компетентности. Именно выбор конструктивных стратегий совладания с трудными ситуациями в конечном итоге становится фактором, определяющим успешность развития личности, ее целостность, зрелость, устойчивость.

В последние годы широкое распространение получила теории опережающего совладания, проактивного копинга. Опережающее, проактивное совладание (proactive coping) рассматривается как комплекс процессов, посредством которых люди предвосхищают или обнаруживают потенциальные стрессоры и действуют упреждающе с целью предупреждения их влияния. Оно рассматривается как сочетание процессов саморегуляции и совладания. В опережающем совладании выделяется пять взаимосвязанных компонентов: 1) накопление разных ресурсов (социальных, финансовых, временых и т.д.), которые в последующем могут быть использованы для предупреждения или нейтрализации будущих потерь; 2) понимание, осознание потенциальных стрессоров; 3) оценка потенциальных стрессоров на начальном этапе; 4) заблаговременные, подготовительные попытки совладания; 5) вывод и осуществление обратной связи об успешности совершенных попыток. Совладающее поведение разделяется на следующие формы: восстановительное, реактивное совладание (reactive coping); опережающее, проактивное совладание (proactive coping), профилактическое, превентивное совладание (preventive coping), предвосхищающее, антиципационное совладание (anticipatory coping) – попытки совладания с угрожающим событием, неизбежным или почти неизбежным в ближайшем будущем.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь».

Исследование совладающего поведения, как существенной составляющей адаптивного социального поведения, выступает в качестве одной из актуальных задач современной психологии, а развитие навыков саморегуляции стало одной из важнейших целей воспитания и социализации.

Требования к условиям и видам работ для труда подростков

Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые классы условий, определенные в соответствии с "Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса"

Предельно допустимые величины показателей тяжести

Несовершеннолетним работникам до 18 лет ограничены предельные нормы переноски и передвижения тяжестей, поскольку их позвоночник еще не окреп, хрящеобразный и от перенапряжения тяжестями он может искривиться, заболеть.

Лица до 18 лет не должны назначаться на работы, связанные только с переноской и передвижением тяжести хотя бы и в небольших их размерах свыше 4,1 кг. Поэтому они не должны использоваться на погрузочно-разгрузочных работах.

Предельные нормы переноски и передвижения несовершеннолетними тяжестей на работе предусматривают также, что их работа по переноске и передвижению тяжестей должна быть не постоянной, а занимать не более одной трети рабочего дня.

Гигиенические критерии допустимые для труда подростков

Согласно статье 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Даже если сам подросток до 18 лет просит использовать его труд на этих видах труда, администрация не имеет право это делать, иначе она несет ответственность за нарушение трудового законодательства (дисциплинарную, административную, а при тяжелых для подростка последствиях, может нести и уголовную ответственность).

Поэтому уже при приеме подростка до 18-летнего возраста администрация обязана ориентироваться на список запрещенных для него работ.

В отличие от женщин, которым запрещаются физические подземные работы, для подростков до 18 лет запрещается любая подземная работа, в том числе и нефизическая и эпизодическая.

Лиц до 21 года нельзя использовать на опасных взрывных работах, а лиц до 18 лет - на работах пожарником, водолазом и других опасных видах труда.

Запрещается применение труда подростков до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию, поскольку характер у такого подростка еще не устоялся, психика у него легко может меняться и в негативную сторону развития. Поэтому их нельзя принимать на работу в ночные клубы и кабаре, в игорный бизнес, на работу по производству, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами на любой форме собственности и во всех видах организационно-правовых форм производств.

Перечень условий и видов работ, на которых запрещается труд подростков

А. Особо вредные условия:

1. Вредные химические вещества (получение и применение в открытом виде):

- чрезвычайно опасные и высокоопасные 1-го и 2-го класса опасности;

- обладающие канцерогенным действием;

- способные вызывать аллергические заболевания в производственных условиях;

- аэрозоли с выраженным фиброгенным эффектом, имеющие ПДК 2 мг/куб.м;

- вещества с остронаправленным механизмом действия;

- вещества раздражающего действия.

2. Работы с виброоборудованием и виброинструментом.

3. Работа с лазерами 2-4-го класса опасности.

4. Ионизирующее излучение (все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений).

5. Работа с ультразвуком при контактной передаче.

6. Работы с возбудителями инфекционных заболеваний, с инфицированными материалами и материалами, зараженными гельминтами, работы с кровью и лабораторные работы по изучению опухолей.

7. Обслуживание туберкулезных, инфекционных и кожно-венерических больных.

8. Работа с наркотическими, психотропными, снотворными препаратами.

9. Работа с ядовитыми и сильнодействующими растениями и лекарственным сырьем (растения и сырье, относящиеся к списку Б).

10. Работа, связанная с переработкой и получением табачно-махорочной продукции.

11. Работа, связанная с производством этилового спирта и выпуском алкогольной продукции.

легковоспламеняющихся веществ.

12. Работа под напряжением 127 В и выше.

13. Верхолазные работы, все работы на высоте.

14. Работа в кессонах, барокамерах, водолазные работы.

15. Работа с оборудованием под давлением выше атмосферного.

16. Работа под землей.

17. Работа по обслуживанию механизмов с открытыми движущимися частями (трансмиссии, транспортеры, лебедки, цепи и др.).

Цели и задачи курса БЖД.

Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия. БЖД - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека снижением опасных и вредных факторов' до значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

ЦЕЛЬ КУРСА - изложение достижений безопасности деятельности, т.е. вооружить будущих специалистов теорет. и практич. навыками, необходимыми для:

1.создание безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

2-проектирование новой технологии и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционировании объектов народного хозяйства и технических систем;

3.прогнозирование и принятие грамотных решений в условияхЧП по защите населения и производственного персонала от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

В этой связи необходимо стремиться к широкой постановке проблем безопасности, лишенной ведомственной и профессиональной ограниченности. Такие возможности и открывает дисциплина "БЖД", рассматривая основополагающие закономерности, принципы и методы. БЖД - это теоретические основы безопасности, приложимые к любому виду деятельности.

Уже говорилось, чтоБЖД - качественно новая дисциплина. Кроме достижений по охране труда и гражданской обороны она включает в себя также достижения охраны окружающей среды, психологии, экономики, социологии, физиологии, философии, гигиены, теории надежности, акустики и многие др.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Для обеспечения комфортности и безопасности конкретной деятельности должны быть решены следующие задачи:

1) идентификация (распознавание, количественная оценка, т.е. анализ) негативного воздействия среды обитания (т.е. источников и причин возникновения опасностей);

2) защита от опасностей или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;

3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и разработка защиты от остаточного риска;

4) создание комфортного состояния среды обитания.

Главной задачей науки о безопасности жизнедеятельности является анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия во времени и пространстве.

2. Назначение дисциплины БЖД.

Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты защиты. Основное желаемое состояние объектов – безопасное. Безопасное состояние объектов защиты реализуется при полном отсутствии негативного воздействия опасностей или при условии снижения их до допустимых значений.

Под безопасностью понимается такое состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации (в дальнейшем будем говорить о негативном воздействии или опасностях) не превышает максимально допустимых значений.

В качестве объекта защиты рассматривают любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. Все опасности тогда реальны, когда действуют на конкретный объект. В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.

Критерием безопасности техносферы являются введение ограничений на концентрации веществ и потоков энергии в жизненном пространстве (среде).

Критерием комфортности является установление и соблюдением нормативов по микроклимату и освещению в помещении (производственной и бытовой среды).

На источники опасностей устанавливают критерии экологичности, которые определяют предельные выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии.

Условия достижения безопасности.


- общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека;
- юридическое закрепление прав человека в области безопасности;
- наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

5. Теоретические основы БЖД (основные понятия)

Активность человека, как показывает опыт проявляется, через его деятельность.

Деятельность - это необходимое условие существования человеческого общества.

Труд - высшая форма деятельности.

Формы деятельности и труда многообразны. Они охватывают практически интеллектуальные и духовные процессы протекающие в быту, производстве, общественной, научной и духовной сферах жизни.

Модель процесса деятельности в общем виде можно представить состоящей их двух элементов.

Наши рекомендации