Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров — деятельность экспедиторов (транспортных агентов) по планированию: по организации и выполнению доставки товаров от мест их производства до мест потребления и оказанию дополнительных услуг, по подготовке парии отправок к перевозке с использованием оптимальных способов и методов с целью обеспечения удовлетворения потребностей производственных, торговых фирм в эффективном распределении товаров.
Эта деятельность включает в себя оформление необходимых перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за перевозку груза, организацию погрузочных разгрузочных работ, хранение, информационное обеспечение участникам транспортного процесса, страхование, консолидацию мелких отправок упрощение таможенных формальностей.
По данным проведенных в США исследований, на стоимость транспортной составляющей процесса производства и распределение продуктов приходится до 1/3 цены конечного продукта. Поэтому эффективное транспортное обеспечение распределения товаров является одним из важных резервов экономии ресурсов.
Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относя своевременность доставки. С ужесточением требований потребителей качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются. Основными требованиями предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:
o надежность перевозок;
o минимальные сроки (продолжительность) доставки;
o регулярность доставки груза;
o гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно срок;
o безопасность перевозок;
o обеспечение сохранности груза при доставке;
o удобства по приему и сдаче грузов;
o наличие дополнительных услуг;
o приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания;
o отлаженная система информации и документирования;
o сопровождение груза до конечного пункта назначения;
o организация доставки груза «от двери до двери»;
o приемлемая стоимость перевозки;
o возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.)
o оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки;
o возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза.
При проведении опроса 145 фирм-грузоотправителей в ФРГ выяснилось, что 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% — срокам доставки, 14% гибкости обслуживания и 10 % надежности доставки.
В США были проведены исследования свыше 350 фирм различных отраслей с целью изучения участия экспедиторских фирм-перевозчиков в логистической деятельности грузовладельцев. Анализ показал, что экспедиторы предоставляют грузовладельцам следующие основные виды услуг, связанных с выполнением функций логистики:
o выполнение расчетов с получателями за доставляемые грузы (эту функцию передают экспедиторам 70 % их клиентов);
o складирование продукции и сырья (22 %);
o выбор наиболее выгодного варианта доставки (22 %);
o согласование с перевозчиками применяемых тарифов (21%);
o контроль продвижения грузов (15%);
o создание информационных систем для хранения и обработки данных (13%);
o организация и осуществление электронного обмена данными с партнерами (12%);
o эксплуатация-парка подвижного состава, принадлежащего фирме (11%);
o отслеживание прохождения заказов (7%);
o контроль за уровнем материальных запасов фирмы (7%).
Интермодальная система — система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
Договор перевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в его осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор). Договор считается заключенным с момента приемки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней.
Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.
Примером интермодальной системы являются транзитные перевозки товаров международной торговли в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали.
Наличие экспедитора определяет ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальной транспортной системы:
o единый транспортный документ международного образца;
o доставка «от двери до двери» либо в других границах, предусмотренных единым транспортным документом;
o единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;
o сквозная единая ставка фрахта.
Гарантом и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи является экспедитор.