Условия и техника проведения мозгового штурма
Категории участников:Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы — они еще не имеют выработанных стереотипов;При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками);Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы;При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну;Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма;Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя;Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.
Количество участников:Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное участников число — 7;Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более.
Обстановка, место проведения:Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса.
Продолжительность и время:40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени; При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут; Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).
26. Сущность метода Дельфи.
Метод Дельфи относится к методам групповых экспертных оценок и используется для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база. Он разработан в США и впервые применен в 1964 г. сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД О. Хелмером и Т. Гордоном.
Метод Дельфи представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования экспертов различных областей науки и техники, работающих инкогнито по отношению друг к другу, с целью формирования информации, отражающей индивидуальные оценки экспертов, которые могут быть основаны как на логическом анализе, так и на интуитивном опыте. В каждой из используемых в серии анкет содержатся информация и мнения, полученные из предыдущего анкетирования.
В основе анкетирования при использовании метода Дельфи лежат следующие принципы сбора и обработки информации об объекте: вопросы в анкетах подбираются таким образом, чтобы им можно было дать количественную оценку; опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых ответы уточняются; все эксперты знакомятся с результатами предыдущего опроса; эксперты обосновывают оценки и мнения, отличающиеся от мнения большинства.
Итоговый результат метода Дельфи заключается в выявлении преобладающего суждения специалистов по какому-либо вопросу, с учетом мнения своих коллег. Тем не менее при проведении опроса сохраняется анонимность ответов экспертов по отношению друг к другу. Это исключает влияние конформизма, т.е. подавления мнений за счет «веса» научного авторитета или должностного положения одних экспертов по отношению к другим.
Процедура опроса с сообщением результатов обработки после каждого тура обеспечивает лучшее согласование мнений экспертов. Пересмотр и возможность изменения своих прежних оценок на основе соображений других экспертов стимулируют опрашиваемых учитывать факторы, которые вначале они игнорировали как несущественные.
Необходимость аргументации или корректировки своих оценок экспертами не означает, что цель экспертизы состоит в достижении полной согласованности мнений экспертов. Конечным результатом может оказаться выявление двух или более групп мнений, отражающих принадлежность экспертов к различным научным школам, ведомствам или категориям лиц. Однако даже такой результат является полезным, так как позволяет выявить наличие разных точек зрения на существующую проблему.
Цель метода: сохранить плюсы мозгового штурма и избавиться от его минусов.
Два пути достижения этой цели:
- Минимизация психологической зависимости,
- Обеспечение взвешенного консесцеонного решения.
Отличительные особенности метода Дельфи:
- Анонимность экспертов (снимает психологическую зависимость),
- Несколько раундов (циклов, обеспечивающих выбор эффективного решения).
Алгоритм метода:
- Создается центр (штаб),
- Набираются участники (эксперты),
- Берется подписка о неразглашении участия и о разработке в группе до завершения процедуры.
- Экспертам передается проблемное задание.
- Эксперты оформляют свои видения проблемы в виде аналитической записки.
- Аналитические записки отправляются в рабочую группу,
- Рабочая группа осуществляет анализ предложений. Создается визуальная шкала на которой все предложения раскладываются, таким образом, чтобы прямопротивоположные предложения оказались на разных полюсах шкалы.
- Эксперт получает текст аналитической записки (образуется эффект мозгового штурма) и вносит свою поправку. Записка вновь отправляется в рабочую группу.
- Повторение с пункта 7.
Плюсы метода Дельфи:
- Позволяет устранить необходимость выбора альтернатив,
- Сохраняются все преимущества мозгового штурма.
Минусы метода Дельфи:
- Много времени,
- Дорогой метод,
- Сложный по организации.
Вариант частичного применения метода Дельфи:
· Работа групп экспертов в специальных условиях (на загородных дачах).
Таким образом метод Дельфи используется при управленческих решениях как правило на макроуровне. Но элементы метода могут быть использованы в практике корпоративного менеджмента.
27.Методы выявления альтернатив для принятия управленческих решений.
· Метод мозгового штурма - метод базируется на психологических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические. Целевая направленность мозгового штурма (мозговой атаки) предполагает обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками
· Метод Дельфи - цель метода заключается в том, чтобы получить согласованную инфор-мацию высокой степени достоверности от группы экспертов. Метод разработан сотрудниками американской фирмы Rand Corporation в 1964 г. В нем реализована попытка устранить противоречие, возникающее при организации работы группы экспертов. Суть его заключается в том, что если опрашивать экспертов независимо друг от друга, то возможны отклонения в больших пределах
· Эвристические методы - Эвристика – наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность). Эвристические методы – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Эвристики – это основанные на опыте: правила, стратегии, удачные приемы, упрощения или иные средства, существенно ограничивающие пространство поиска решения в сложных задачах. Эвристические методы основаны на эффектах «озарения» и синергии, типичные условия применения данных методов состоят в следующем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки. Наиболее известные эвристики – эвристика доступности, эвристика репрезентативности, эвристика привязки и согласования.
· Методы морфологического анализа - метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Впервые морфологический анализ был использован для решения технических задач в 1942 г., когда швейцарский астроном Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн».
· Метод синектики - метод синектики. Уильям Гордон (автор синектики), стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:
1) превращение незнакомого в знакомое;
2) превращение знакомого в незнакомое.
· Методы коллективных ассоциаций - В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры. Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.
· Методы, использующие карточки - методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации. К методам, использующим карточки, относятся: метод анкетирования Кроуфорда; метод 635; диаграмма родового сходства; техника расчленения.