Основные результаты количественные и качественные

Оценивая промежуточные результаты в психоэмоциональной и социальной сферах, были зафиксированы снижение возбудимости, избавление от вялости, безучастности, страхов; изменение отношения воспитанника приюта к самому себе, появления ощущения равенства с другими людьми, повышение уверенности в своих возможностях, раскованности, интереса к активной жизни.

По результатам накопленных данных в отношении динамики эмоционально-личностных характеристик были составлены сводные таблицы, в которых графически представлена результативность.

Показатель социально-педагогической запущенности среди воспитанников младшего школьного возраста снизился на 26,7%. После иппотерапевтических занятий полностью исчезли проблемы, связанные с несформированностью ориентации в трёхмерном пространстве, ориентации в схеме собственного тела. В отношении улучшения моторного планирования также имеются большие сдвиги.

Уменьшилось субъективное переживание недостаточности признания со стороны окружающих, снизился процент завышенной самооценки среди воспитанников данной категории. Обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению выявились у 26,7% детей, что на 20% ниже, чем при проведении первичной диагностики. Склонность к повышенной тревоге выявилась в 46,7% случаев, что на 26,6% ниже, в сравнении с первичной диагностикой. Истероидно-демонстративный показатель уменьшился на 13,4%. Хороший результат получен в снижении агрессивных тенденций – 20%.

Процент социально-педагогической запущенности среди подростков составил 46.7% после проведения иппотерапевтических занятий, что свидетельствует о её снижении на 40%. Отмечено заметное улучшение в отношении кинестетического и динамического праксисов среди подростков. Указания на заниженную самооценку выявились на 26,6% меньше. Обратные показатели, свидетельствующие о завышенной самооценке, также заметно снизились на 20%. Если обобщить результаты в отношении тревожности, то можно увидеть, что занятия иппотерапией более значимо снизили показатели реактивной тревожности, а показатели личностной тревожности изменились меньше. Принимая во внимание тот факт, что личностная тревожность является устойчивой чертой личности человека, можно предположить, что для получения более значимых результатов необходимо более длительное воздействие с помощью занятий по иппотерапии. Особого внимания заслуживают результаты в отношении агрессивности подростков. Как видно из таблицы агрессивность снизилась на 40%.

Таким образом, можно сказать, что выявление социально-психологических проблем детей и подростков из дисфункциональных семей и определение путей их преодоления с помощью универсальной технологии как иппотерапия, дают возможность утверждать, что пространственная ориентация, моторное планирование, ориентация в схеме собственного тела у детей данной категории формируются активнее и в более короткий срок. Кроме того, как видно из таблиц, отмечены хорошие результаты в решении таких психологических проблем, как снижение уровня общей тревожности, агрессивных и демонстративных тенденций, а также приближение уровня самооценки к адекватным параметрам.

Стратегии и механизмы достижения поставленной цели

Коррекционная программа предусматривает индивидуальные занятия с включением групповых форм работы. Каждое занятие начинается с практического повторения правил техники безопасности. Первые занятия посвящаются обучению участников программы общению с лошадью, продуктивному взаимодействию с ней, а также адекватному использованию средств общения с животным. Для закрепления теоретических занятий с детьми предлагается викторина на тему: «Что я знаю о лошади», конкурс рисунков и поделок.

Реализация программы осуществлялась через прохождение нескольких последовательных этапов.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе:

¾ собрана необходимая информация, методический материал для проведения работы по данному направлению;

¾ разработан план работы в рамках программы;

¾ разработана программа иппотерапевтических занятий;

Иппотерапия – как технология коррекционно-развивающей работы в процессе реабилитации несовершеннолетних в учреждениях социально-педагогической поддержки.

¾ созданы необходимые материальные условия для реализации программы;

¾ осуществлена подготовка лошадей для иппотерапевтических занятий;

¾ на основе медико-психолого - педагогической диагностики определён уровень развития каждого ребёнка;

¾ проведён инструктаж по технике безопасности всех участников проекта.

Второй этап – этап реализации. На этом этапе составлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей и оформлены индивидуальные карты иппотерапевтических занятий;

¾ реализована программа иппотерапевтических занятий;

¾ организовано сотрудничество со СМИ по данному направлению (выступление на радио, телевидении и в печати).

Третий этап – аналитический.

С целью отслеживания динамики интеллектуального, психоэмоционального, психофизического статуса занимающегося использовались различные психодиагностические методики, метод наблюдения и компетентных судий.

Принципы подготовки и проведения иппотерапевтических занятий.

Игры и упражнения, проводимые в игровой форме, с детьми и подростками позволяют сделать занятие увлекательным и максимально полезным, с точки зрения усвоения информации для юных всадников.

Следует отметить, что все занятия проводятся на специально подготовленной лошади!

Далее описывается несколько принципов, которыми необходимо руководствоваться в процессе занятий. Эти принципы кажутся несложными, но знакомство с ними может принести реальную пользу специалисту, который бережно и с интересом подходит к занятиям с детьми, имеющими различные проблемы в психологической сфере.

На занятии должны четко фиксироваться моменты приветствия в начале занятия, прощания в конце, элементы осмысления того, зачем совершается то или иное действие. Полезно также делать акцент на принятых в обществе правилах поведения в группе людей.

Терапевтическая среда при проведении иппотерапии организована таким образом, что ребёнок может наблюдать причины и следствия разнообразных событий. Точность движений, необходимых для поддержания равновесия и совершения контролируемых действий, показывает сидящему на лошади ребёнку, как можно сочетать движение и запланированное действие таким образом, чтобы получить нужный результат. Эти упражнения, когда их демонстрируют постепенно, развивают способность логического решения проблем.

2 июня 2017 год

Работа с нормативно – правовой базой учреждения. Были проанализированы следующие нормативно – правовые акты:

¾ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

¾ Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

¾ Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

¾ Налоговый кодекс Российской Федерации
часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ
и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

¾ Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 558
«Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

¾ Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828
«Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»

¾ Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275
«Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»

¾ Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 307
«О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним»

¾ Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. № 334
«О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423»

¾ Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.

5 июня 2017 год

Ознакомление с уставом ГКУСО РМ Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» ( См. Приложение 4).

6 июня 2017 год

Анализ условий приема, содержание и дальнейшее направление детей в органы опеки и попечительства.

Ознакомление с основными категориями обслуживаемого населения ГКУСО РМ Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» (Приложение 5).



7 июня 2017 год

Изучение особенностей и образа жизни детей в приютах. Кодекс поведения воспитанника приюта (Приложение 6).

8 июня 2017 год

Работа с основными методами воспитательной работы.


Метод беседы или убеждения. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы родитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша. Тон речи родителя при разговоре должен быть спокойным, уверенным твердым. Даже годовалые малыши, которые не могут ответить, внимательно слушают родителя, реагируя на интонацию.

Метод положительного подкрепления. Подкрепление — это определенные действия родителей, следующие за его действием или поступком. Подкрепление может быть негативным или позитивным (положительным). К отрицательному подкреплению мы относим строгие замечания, наказание, к положительному — похвалу, благодарность, положительное действие со стороны родителя (дать конфету, включить мультики, дать новую игрушку).

Метод положительного подкрепления заключается в выражении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поступком. Если малыш сделал что-то нужное и хорошее, его всегда надо похвалить, выразить свою признательность, это может быть улыбка, поцелуй, объятия, приятные слова «Ты умница, молодец, правильно делаешь» или другое действие, которые вызывает у малыша приятные ощущения и положительные эмоции.

Метод отрицательного подкрепления основан на выражении ребенку негативного отношения к его действиям. Это может быть укор («Ты сделал очень плохо, ты расстроил этим родителей»), замечание («Это плохой поступок, хорошие дети так не делают»), наказание.

Наказание может быть разным. Одним из видов эффективного наказания является тайм-аут, когда малыша оставляют в одиночестве на некоторое время, запрещая что-либо делать и не общаясь с ним. В семьях, где широко применяется наказание тайм-аут, как правило, есть специально отведенное место, где малыша оставляют на некоторое время, это может быть стул, скамеечка, угол, попадая в это место, ребенок понимает, что он сделал плохой поступок и наказан за это.

Наказанием также может быть штраф. За плохой поступок можно забирать одну из игрушек малыша, можно запретить просмотр мультиков или фильмов, сократить время игр. Не надо в качестве штрафа использовать действия, которые ребенок должен выполнять с удовольствием. Например, заставлять его читать или писать, убирать комнату, мыть посуду. Это приведет к тому, что ребенок будет воспринимать эти действия, как крайне неприятные и будет избегать выполнения этих процессов. Штрафом может быть лишение сладкого или других вкусностей (но не еды).

Метод дрессировки, может и звучит это немного грубо, но именно так называется метод положительного и отрицательного подкрепления. Основа метода: за хорошие поступки — положительное подкрепление, за плохие поступки — отрицательное. Иногда этот метод также называют «метод кнута и пряника» или «метод наград и наказаний». Основной принцип всех этих методов идентичен, однако ест ряд отличий, например метод дрессировки, подразумевает положительное подкрепление, а метод награды подразумевает награждение. Например, ребенок помыл посуду, похвала сразу же после процесса — это подкрепление, а обещание сходить с ним на выходных в парк — награда.

Метод «1-2-3». Эффективный метод воспитания в тех ситуация, когда надо немедленно прекратить плохое поведение ребенка. Заключается метод в том, что родитель делает замечание ребенку по поводу его поведения и начинает считать до трех, если по окончанию счета ребенок не прекращает плохо себя вести, следует наказание. Применяется метод с детьми старше двух лет. Считая до трех, и делая промежутки между цифрами по несколько секунд (4-6 сек.), родитель дает ребенку шанс одуматься, изменить свое поведение и выйти из ситуации без наказания. Если малыш не реагирует на замечания взрослого и продолжает хулиганить после счета «3», надо привести в исполнение наказание.

Применяя это метод, родителям надо сохранять спокойствие и не терять уверенности в себе, счет должен быть четким, голос уверенным, если малыш поймет, что родитель «на взводе», то может продолжать свои действия, в надежде, что ему удастся добиться своего.

Метод «заезженная пластинка». Нередко в ответ на свои требования, родитель получает массу отговорок и возражений от ребенка, и вступает с ним в полемику, в результате чего не достигает своей цели и лишь теряет время. Например: «Маша одевайся, надо идти в садик», «Я не хочу в садик», «Нет, надо идти в садик, а маме на работу», «А я хочу с тобой остаться дома», «Мне нельзя оставаться дома» и т.д. Объясняя малышу непонятные для него вещи, мама лишь теряет время и начинает выходить из равновесия. Такой разговор можно продолжать до бесконечности. Стоит маме прекратить вступать в объяснения и повторят свои требования, как ребенок начнет выполнять то, что нужно. «Маша одевайся, надо идти в садик», «Я не хочу в садик», «Маша, надо одеться и идти», «А я хочу с тобой остаться дома», «Маша одевайся, мы пойдем в сад», увидев, что мама не идет на поводу и продолжать разговор бесполезно, ребенок начинает одеваться.

Многие родители в процессе воспитания применяют метод физического воздействия (шлепки, подзатыльники, битье). Однозначного ответа на счет эффективности данного метода воспитания до сих пор не найдено. Не секрет, что еще недавно, битье применяли не только для наказания детей, но и взрослых. Сегодня психологи отмечают метод физического наказания как самый неэффективный и травматический для подрастающей личности. Если вы сторонник применения физического воздействия на ребенка, то постарайтесь применять этот метод только в самых крайних неординарных случаях. В первую очередь надо наладить с ребенком психологический контакт, и пытаться воздействовать на него гуманными способами.

9 июня 2017 год

Ознакомление с основными формами отчетности организаций ГКУСО РМ Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» (Приложение 7).

12 июня 2017 год

Работа с должностными обязанностями специалистов.

Информация об отделах и руководстве ГКУСО РМ Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» (Приложение 8).

13 июня 2017 год

Сбор нормативного и правового материала по производственной практике.

14 июня 2017 год

Составление отчетной документации производственной практики.



15 июня 2017 год

Создание презентации.

16 июня 2017 год

Подготовка отчета производственной практики.

17 июня 2017 год

Защита производственной практики.

Наши рекомендации