Пм.02 предоставление услуг по сопровождению туристов
Методические указания
К прохождению
Производственной практики
По профессиональным модулям
ПМ.02 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ
И выполнению отчета
Специальность Туризм
(повышенный уровень)
СМК 7.2.1–02–16
Версия 01
Дата введения: 02 -02- 2012
Должность | Фамилия/подпись | Дата | |
Разработал | Мастер производственного обучения | Максимова О.Ю. Власенко Д.М. | |
Проверил | Председатель ПЦК | Евсеева Е.В. | |
Согласовали | Зав. отделением | Бурова Т.Н. | |
Туристская фирма ООО «АДЕЛЬ» | |||
Редакция 2 | 1стр из 13 |
Методические указания к прохождению учебной практики (производственного обучения) и выполнению отчета составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 Туризми рабочей программы учебной и производственной практики и являются практическим пособием для обучающихся по специальности ФГОС 43.02.10 Туризм (повышенный уровень).
Организация-разработчик: Колледж Туризма Санкт-Петербурга
Разработчики:
Максимова О.Ю., мастер производственного обучения Колледжа туризма Санкт-Петербурга
Рассмотрено и одобрено предметно-цикловой комиссией туристских дисциплин
отделения № 1 Колледж туризма Санкт-Петербурга
Протокол № ___от « _____» ______________ 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………..….4
Общие требования по организации производственной практики……..8
Требования к отчету по практике………………………………………..8
Требования к обучающемуся в период практики…..………………….11
Приложение 1. Титульный лист отчета по практике………………….12
Приложение 2. Характеристика с места прохождения практики…….13
Пояснительная записка
Настоящие методические указания предназначены для обучающихся в качестве практического пособия для подготовки к дифференцированному зачету по производственной практике по профессиональному модулю ПМ.02 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД) и Предоставление услуг по сопровождению туристов и соответствующих профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. |
ПК 2.2. | Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. |
ПК 2.3. | Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. |
ПК 2.4 | Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. |
ПК 2.5. | Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной. |
ПК 2.6. | Оформлять отчетную документацию о туристской поездке. |
OK 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и: нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Цель методических указаний – оказание помощи студентам по выполнению отчета по практике.
Требования к умениям и знаниям по производственной практике
В соответствиис ПМ. 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов обучающиеся должны
Иметь практический опыт
ü оценки готовности группы к турпоездке;
ü проведения инструктажа туристов на русском и иностранном языках;
ü сопровождения туристов на маршруте;
ü организации досуга туристов;
ü контроля качества предоставляемых туристу услуг;
ü составления отчёта по итогам туристской поездки.
уметь:
ü проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;
ü определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста;
ü проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;
ü проводить инструктаж туристов на русском и иностранном языках;
ü использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;
ü организовывать движение группы по маршруту;
ü эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;
ü взаимодействовать со службами быстрого реагирования;
ü организовывать досуг туристов;
ü контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания;
ü контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;
ü проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном языках;
ü проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
ü контролировать наличие туристов;
ü обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
ü оформлять отчёт о туристской поездке;
ü оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов.
Количество часов на освоение программы производственной практики:
всего – 144 часа
Общие требования по организации производственной практики
Производственная практика организуется в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса.
Производственная практикапроводится при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей после завершения учебной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
Производственная практика проводится концентрированно.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Организацию и руководство производственной практикой осуществляют руководители производственной практики от колледжа и от организации. Общее руководство и контроль производственной практики осуществляет заместитель директора по УПР.
Учет производственной практики осуществляется в журналах производственного обучения по формам в соответствии с периодами обучения.
Контроль за выполнением программы осуществляется в форме промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачёта в форме защиты отчета.
Формой отчетности является: дневник производственной практики обучающегося, отчет о производственной практике и характеристика обучающегося от работодателя по каждому виду профессиональной деятельности соответственно.
Результаты производственной практики учитываются при допуске обучающегося к квалификационным экзаменам по соответствующим профессиональным модулям.
Требования к отчету по практике
Содержание отчета должно соответствовать программе производственной практики по профессиональным модулям ПМ.02 Предоставление услуг по сопровождению туристов.
Содержание отчета должно соответствовать профессиональным компетенциям соответствующего профессионального модуля и вида деятельности.
Отчет должен давать полное представление о деятельности туристского предприятия, на котором обучающийся проходил практику, о выполненных обучающимся практических работах/заданиях.
Отчет должен быть отпечатан на белом листе бумаги формата А4 (210 х 297 мм), на одной стороне. Межстрочный интервал – полуторный. Шрифт – 14, типа Times New Roman. Отступ красной строки - 0,7. Выравнивание – «по ширине».
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом чернилами, пастой или тушью.
Все листы должны быть пронумерованы. Образцы оформления титульного листа и характеристики приведены в данных методических указаниях (см. Приложения 1-2).
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей отчета и служит источником информации о теме, авторе, руководителе, месте и времени его написания (см. Приложение 1).
На титульном листе в обязательном порядке приводятся следующие сведения:
· наименование учебного заведения;
· наименование работы;
· фамилия и инициалы исполнителя и руководителя работы;
· оценка;
· место и дата написания работы.
Содержание (оглавление)
Представляет собой последовательное перечисление разделов (глав), подразделов (параграфов), в том случае, если последние имеют заголовки, а также указания номеров страниц, на которых размещается начало разделов (подразделов, параграфов).
Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе список литературы и приложения.
Введение
Введение должно содержать следующие сведения:
· название туристского предприятия, краткая история создания;
· тип предприятия;
· местоположение туристского предприятия;
· организационно-правовой статус предприятия;
· нормативные документы, подтверждающие право на осуществление туристской деятельности (сертификаты);
· соответствие предприятия требованиям нормативных документов РФ;
· категории обслуживаемых потребителей,
· правила внутреннего распорядка предприятия, требования охраны труда и противопожарной защиты,
· организационная структура туристского предприятия,
· основные направления деятельности и функциональное назначение отделов.
Основная часть
Основная часть отчета по учебной практике должна содержать текстовые материалы, инструкции, схемы, раскрывающие все разделы программы практики:
Тема 2. Подготовка к работе с туристами на маршруте
· Определение особых потребностей тургруппы или индивидуального туриста.
· Проведение проверки готовности транспортных средств при выходе на маршрут.
· Отработка приёмов эффективного общения.
· Организация движения группы по маршруту.
· Анализ возможных сложных и экстремальных ситуаций, подбор эффективных способов решения.
· Составление памятки для работы со службами быстрого реагирования
· Составление программы досуга туристов.
· Контроль наличия туристов. Составления списка туристов, внесение изменений в списки.
Тема 3. Техника безопасности туристов на маршруте
· Составление и проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном языках.
· Составление и проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на железнодорожном транспорте на русском и иностранном языке
· Составление и проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на авиационном транспорте на русском и иностранном языке
· Составление и проведение инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на водном транспорте на русском и иностранном языке
· Составление и проведение инструктажа об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей.
· Составление и проведение инструктажа по технике безопасности на пешеходном маршруте по городу на русском языке.
· Координация действия туристов на маршруте
· Составление и проведение инструктажа по технике безопасности на пешеходном маршруте по городу на иностранном языке.
Заключение
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам практики на предприятии. Рекомендуемый объем заключения – от 1 страницы машинописного текста.
Приложения
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с процессом написания отчета, которые способствуют пониманию излагаемого материала, но по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть данной работы без ущерба ее структуре.
Приложения необходимо пронумеровать в порядке последовательности ссылок на них в отчете.
В комплект приложений рекомендуется включать:
· материалы, дополняющие содержание отчета;
· таблицы вспомогательных цифровых данных;
· рекламные материалы;
· нормативную документацию;
· распечатки материалов, иллюстрирующих использование интернета и информационных технологий;
· образцы (копии) документации, дополняющие/поясняющие содержание материала.
Отделение туризма
ОТЧЕТ
по производственной практике
на предприятии
____________________________________________________________________
(указать название туристского предприятия)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ХАРАКТЕРИСТИКА
(Аттестационный лист по производственной практике)
Фамилия, имя, отчество________________________________________________
Специальность 43.02.10 Туризм
База прохождения практики _____________________________________________
Период прохождения практики___________________
Проявленные общие компетенции:
Наименование компетенции | Уровень (высокий, средний, ниже среднего) |
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | |
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | |
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | |
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | |
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | |
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Освоенные профессиональные компетенции:
· контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут;
· инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте;
· координировать и контролировать действия туристов на маршруте;
· обеспечивать безопасность туристов на маршруте;
· контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;
· оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
Вид профессиональной деятельности ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ _____________________________ (освоен /не освоен)
Оценка_________________________
Руководитель практики от предприятия: __________________________________
(должность, ФИО)
______________________ Дата, подпись, печать предприятия
Методические указания
К прохождению
Производственной практики
По профессиональным модулям
ПМ.02 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ
И выполнению отчета
Специальность Туризм
(повышенный уровень)
СМК 7.2.1–02–16
Версия 01
Дата введения: 02 -02- 2012
Должность | Фамилия/подпись | Дата | |
Разработал | Мастер производственного обучения | Максимова О.Ю. Власенко Д.М. | |
Проверил | Председатель ПЦК | Евсеева Е.В. | |
Согласовали | Зав. отделением | Бурова Т.Н. | |
Туристская фирма ООО «АДЕЛЬ» | |||
Редакция 2 | 1стр из 13 |
Методические указания к прохождению учебной практики (производственного обучения) и выполнению отчета составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 Туризми рабочей программы учебной и производственной практики и являются практическим пособием для обучающихся по специальности ФГОС 43.02.10 Туризм (повышенный уровень).
Организация-разработчик: Колледж Туризма Санкт-Петербурга
Разработчики:
Максимова О.Ю., мастер производственного обучения Колледжа туризма Санкт-Петербурга
Рассмотрено и одобрено предметно-цикловой комиссией туристских дисциплин
отделения № 1 Колледж туризма Санкт-Петербурга
Протокол № ___от « _____» ______________ 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………..….4
Общие требования по организации производственной практики……..8
Требования к отчету по практике………………………………………..8
Требования к обучающемуся в период практики…..………………….11
Приложение 1. Титульный лист отчета по практике………………….12
Приложение 2. Характеристика с места прохождения практики…….13
Пояснительная записка
Настоящие методические указания предназначены для обучающихся в качестве практического пособия для подготовки к дифференцированному зачету по производственной практике по профессиональному модулю ПМ.02 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД) и Предоставление услуг по сопровождению туристов и соответствующих профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. |
ПК 2.2. | Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. |
ПК 2.3. | Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. |
ПК 2.4 | Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. |
ПК 2.5. | Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной. |
ПК 2.6. | Оформлять отчетную документацию о туристской поездке. |
OK 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и: нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Цель методических указаний – оказание помощи студентам по выполнению отчета по практике.
Требования к умениям и знаниям по производственной практике
В соответствиис ПМ. 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов обучающиеся должны
Иметь практический опыт
ü оценки готовности группы к турпоездке;
ü проведения инструктажа туристов на русском и иностранном языках;
ü сопровождения туристов на маршруте;
ü организации досуга туристов;
ü контроля качества предоставляемых туристу услуг;
ü составления отчёта по итогам туристской поездки.
уметь:
ü проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;
ü определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста;
ü проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;
ü проводить инструктаж туристов на русском и иностранном языках;
ü использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;
ü организовывать движение группы по маршруту;
ü эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;
ü взаимодействовать со службами быстрого реагирования;
ü организовывать досуг туристов;
ü контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания;
ü контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;
ü проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном языках;
ü проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
ü контролировать наличие туристов;
ü обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
ü оформлять отчёт о туристской поездке;
ü оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов.
Количество часов на освоение программы производственной практики:
всего – 144 часа
Общие требования по организации производственной практики
Производственная практика организуется в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса.
Производственная практикапроводится при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей после завершения учебной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
Производственная практика проводится концентрированно.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Организацию и руководство производственной практикой осуществляют руководители производственной практики от колледжа и от организации. Общее руководство и контроль производственной практики осуществляет заместитель директора по УПР.
Учет производственной практики осуществляется в журналах производственного обучения по формам в соответствии с периодами обучения.
Контроль за выполнением программы осуществляется в форме промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачёта в форме защиты отчета.
Формой отчетности является: дневник производственной практики обучающегося, отчет о производственной практике и характеристика обучающегося от работодателя по каждому виду профессиональной деятельности соответственно.
Результаты производственной практики учитываются при допуске обучающегося к квалификационным экзаменам по соответствующим профессиональным модулям.
Требования к отчету по практике
Содержание отчета должно соответствовать программе производственной практики по профессиональным модулям ПМ.02 Предоставление услуг по сопровождению туристов.
Содержание отчета должно соответствовать профессиональным компетенциям соответствующего профессионального модуля и вида деятельности.
Отчет должен давать полное представление о деятельности туристского предприятия, на котором обучающийся проходил практику, о выполненных обучающимся практических работах/заданиях.
Отчет должен быть отпечатан на белом листе бумаги формата А4 (210 х 297 мм), на одной стороне. Межстрочный интервал – полуторный. Шрифт – 14, типа Times New Roman. Отступ красной строки - 0,7. Выравнивание – «по ширине».
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом чернилами, пастой или тушью.
Все листы должны быть пронумерованы. Образцы оформления титульного листа и характеристики приведены в данных методических указаниях (см. Приложения 1-2).
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей отчета и служит источником информации о теме, авторе, руководителе, месте и времени его написания (см. Приложение 1).
На титульном листе в обязательном порядке приводятся следующие сведения:
· наименование учебного заведения;
· наименование работы;
· фамилия и инициалы исполнителя и руководителя работы;
· оценка;
· место и дата написания работы.
Содержание (оглавление)
Представляет собой последовательное перечисление разделов (глав), подразделов (параграфов), в том случае, если последние имеют заголовки, а также указания номеров страниц, на которых размещается начало разделов (подразделов, параграфов).
Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе список литературы и приложения.
Введение
Введение должно содержать следующие сведения:
· название туристского предприятия, краткая история создания;
· тип предприятия;
· местоположение туристского предприятия;
· организационно-правовой статус предприятия;
· нормативные документы, подтверждающие право на осуществление туристской деятельности (сертификаты);
· соответствие предприятия требованиям нормативных документов РФ;
· категории обслуживаемых потребителей,
· правила внутреннего распорядка предприятия, требования охраны труда и противопожарной защиты,
· организационная структура туристского предприятия,
· основные направления деятельности и функциональное назначение отделов.
Основная часть
Основная часть отчета по учебной практике должна содержать текстовые материалы, инструкции, схемы, раскрывающие все разделы программы практики: