Соединение лагерного танка с линией розлива
Под соединением танка понимают состыковку лагерной емкости и линии розлива для передачи се содержимого. Способ соединения зависит от конструкции используемых лагерных емкостей. При этом главное:
В линии розлива должно поддерживаться давление, равное давлению, действующему на пиво в танке, иначе СО2 будет улетучиваться.
Следует сделать все возможное для предотвращения попадания в пиво воздуха.
Установление соединения
Раньше это была проблема особого рода, так как самая низкая точка бочки лежала намного ниже порога, и для соединения бочки с линией розлива должна была применяться особая запорная арматура в виде шпагообразных кранов, конструкцией которых и сегодня можно восхищаться в музеях пивоварения. Старые танки и в настоящее время иногда имеют выходы для соединения которых необходимо использовать специальную арматуру подобного рода.
В современных танках всегда применяется отсечная (запорная) арматура с резьбовым штуцером, к которому может присоединяться шланг. Под отсечной (запорной) арматурой в пивоварении понимается вся закрывающая трубопроводы арматура.
Если бы на этой стадии пиво пришло в соприкосновение с воздухом, это неблагоприятно отразилось бы на его качестве. Кроме того, пиво бы пенилось и теряло СО2.
Поэтому подсоединенный шланг наполняют деаэрированной водой (или продувают шланг СО2 и поддерживают в нем избыточное давление) и только после этого открывают танк. В трубопроводе возникает смесь последней выдавливаемой воды и первых порций пива, которая называется первым или головным фильтрационным остатком. Когда пиво выталкивают водой, возникает последний или хвостовой остаток. Разделение воды и пива возможно но изменению цвета жидкости в смотровом фонаре, однако цвет меняется не сразу, а постепенно.
Головные и хвостовые фильтрационные остатки собирают по отдельности и подвергают специальной обработке.
При смешивании с водой плотность пива, а значит, и экстрактивность начального сусла падает, что следует учитывать на производстве.
Давление при опорожнении танка
В лагерном танке перед розливом поддерживается давление около 0,5 бар. Когда пиво откачивают, давление в танке будет понижаться, если дополнительно не подводить какой-либо газ (для этого используют CO2 или сжатый воздух).
При использовании сжатого воздуха в пиво попадает кислород и ухудшает его качество. Поэтому во избежание окисления пива лучше применять диоксид углерода. Диоксид углерода в значительной степени выделяется при брожении, однако его сбор в случае открытых чанов едва ли возможен. При брожении в ЦКТ такая возможность, напротив, существует.
Давление ускоряет перекачку танка, однако существует предел нагрузки на материал емкости. Обычно в танк при раскачке пива подается газ под избыточным давлением 0,9-1 бар, а в случае бочек - 0,5-0,6 бар.
К повреждению оборудования может привести не только повышенное, но и пониженное давление.
Если подача газа в танк при перекачке пива вообще не открыта, то при опорожнении емкости возникает вакуум, так что танк может «сложиться».
Особенно часто это происходит с алюминиевыми танками из-за мягкости их материала. Танки сжимаются полностью, и их выпрямление требует больших затрат. Особенно опасен для ЦКТ даже слабый вакуум.
Перекачка из танков
При перекачке из танков пиво направляется от лагерной емкости через смеситель и регулятор давления к фильтру. Для стабилизации пиво зачастую подвергают дополнительному глубокому охлаждению на теплообменнике.
Смеситель
При применении смесителя возможно:
· смешивать содержимое двух или более танков, достигая тем самым однородного качества;
· когда содержимое танка закончилось (это узнают по пене и мути, которая стала поступать вместе с пивом) - можно тотчас запустить следующий танк. Благодаря этому не происходит прерывания потока и скачков давления, что особенно опасно для процесса фильтрования пива, а также с точки зрения попадания кислорода в пиво.
В смесителях бывает от 2 до 6 соединений для шлангов от лагерных емкостей, каждое соединение снабжено смотровым фонарем. Отток жидкости из смесителя происходит беспрепятственно и непрерывно, а наличие пива в трубопроводе можно контролировать в смотровом фонаре (рис. 4.25).
Обычно фонарь предусматривается на патрубке для подачи поды. Данный фонарь позволяет наполнять трубопровод и вытеснять пиво водой при завершении перекачки (хвостовой фильтрационный остаток).