Транспортирование ячменя и солода
Ячмень, свежепроросший и готовый солод в пределах солодовенного предприятия должны неоднократно перемещаться. То же можно сказать и о транспортировании солода на пивоваренном предприятии до момента его дробления.
Поскольку во всех случаях приходится перемещать довольно большие количества сыпучего материала, важно предусмотреть минимальную длину транспортных путей и применение транспортных средств приемлемой стоимости.
Различают в основном две группы транспортных средств:
· механические;
· пневматические,с помощью которых сыпучий материал перемещается по трубопроводам потоком воздуха.
Механические транспортные средства
Эти средства перемещают материал механическим путем. Различают:
· нории, или элеваторы для вертикального перемещения;
· шнековые транспортеры;
· скребковые цепные транспортеры;
· ленточные транспортеры для горизонтального перемещения.
Нория или элеватор
Нория (рис. 2.19) состоит из кольцевой ленты (3), изготовленной из хлопчатобумажного полотна, искусственного материала или из цепей, движущейся между двумя роликами (1), (2), расположенными вертикально друг над другом.
На ленте размещены ковши на расстоянии 0,3-0,4 м друг от друга, каждый из которых вмещает от 2 до 15 дм3 ячменя или солода. Ковш изготавливают из:
· сварного стального листа;
· кованого листа;
· пластмассы.
Привод подъемника подключают к верхнему ролику (1), так как именно на него приходится масса ленты. На нижнем конце нории имеется натяжное устройство (2), обеспечивающее постоянное натяжение ленты с ковшами (3). Для предотвращения несчастных случаев и потерь сырья нория обшивается металлическим листом (в более старых конструкциях - древесиной) (4).
Работает нория следующим образом: лента с наполненными ячменем ковшами движется с максимальной скоростью 4 м/с (с солодом - 2,5 м/ с). Ковш зачерпывает транспортируемый материал из желоба (5) и поднимает его вверх, опорожняясь при повороте вокруг верхнего ролика. Через выпуск (6) сыпучий материал выходит наружу.
Для транспортировки свежепроросшего солода применяют цепные элеваторы или ленточные элеваторы с решетчатым приводом, который необходим для того, чтобы исключить сползание ленты из-за налипания влажного пророщенного материала.
Преимущества нории заключаются в том, что это наиболее рентабельное транспортное средство (в связи небольшим энергопотреблением), и именно поэтому нории получили широкое распространение. Их легко обслуживать, они безопасны в эксплуатации и требуют минимального ухода и ремонта.
К недостаткам нории можно отнести то, что нижняя часть нории (башмак) никогда полностью не опорожняется. Это особенно негативно сказывается, когда одним и тем же подъемником поднимают различные виды сыпучих материалов. Кроме того, если происходит сбой в электроснабжении, то нория под тяжестью наполненных ковшей начнет движение в обратную сторону. В связи с этим монтируют специальное блокирующее устройство. Подъемники относятся к наиболее пожаро- и взрывоопасным транспортным средствам, так как при сползании или соскальзывании ленты с ковшами может возникнуть пожар или взрыв пыли. Для предотвращения подобных случаев в крупных агрегатах предусматривают автоматический контроль числа оборотов и выравненности хода ленты.
Шнековый транспортер
Наиболее распространенным средством для горизонтальной транспортировки ячменя и солода до сих пор остается шнековый транспортер (рис. 2.20).
В желобе из стального листа, закрытом от несанкционированного проникновения, движется стальной шнек (винт). Через каждые 2-3 метра для исключения провисания предусмотрены промежуточные опоры. Привод вала осуществляется от двигателя, число оборотов вала - ниже 200 об./мин., и поэтому необходим двигатель с редуктором. При вращении шнек бережно перемещает ячмень или солод до расположенных снизу шиберов для опорожнения, которое осуществляется путем простого открывания одного из шиберов. Во избежание перегрузки шнека желоб должен заполняться не более чем на одну треть.
К преимуществам шнекового транспортера относится то, что несмотря на довольно высокое энергопотребление, он является вполне рентабельным видом горизонтального (или с подъемом до 30°) транспорта. Поэтому для перемещении на короткие расстояния в солодовнях применяют большей частью именно шнековые транспортеры.
Недостатком его является то, что между желобом и винтом шнека всегда должен оставаться зазор от 3 до 5 мм (иначе шнек будет задевать за желоб), и поэтому полное опорожнение желоба невозможно. Это особенно неблагоприятно сказывается при транспортировании свежепроросшего солода. Кроме того, края винта шнека со временем остро затачиваются и могут повреждать зерно, особенно при транспортировке свежепроросшего солода.
Шнеки бывают:
· с простым сплошным винтом;
· с ленточным винтом и открытой внутренней частью;
· с прерывистым ленточным винтом, исполненным в виде взаимно смещенных полудуг;
· лопастные с раздельными винтовыми лопастями (рис. 2.21).
Со шнеками в их различных исполнениях и с их вертикальным расположением мы еще встретимся при рассмотрении ворошения зеленого солода с использованием пневматических установок.
Разновидностью шнекового транспортера, похожего на рассмотренные выше типы, является гибкий трубчатый шнек «Flexaugei». Это транспортное устройство состоит из безосевого винта, изготовленного из пружинной стали и вращающегося внутри гибкой полиэтиленовой трубы, благодаря чему продукт перемещается. Труба полностью опорожняется этим винтом и может располагаться с изгибами и подъемами до 45°.